Развитие гибкости обучающихся 3 класса на уроках физической культуры средствами гимнастики
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОБНОСТЕЙ, КАК ОДНОГО ИЗ ВИДА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1Координационные способности и их виды, методы развития и оценки координационных способностей 10
1.2 Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного
возраста 25
1.3 Особенности развития координации движений у обучающихся 3 класса
по средствам гимнастики 30
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1 Организация исследования 42
2.2. Методы исследования 42
Вывод по второй главе 45
ГЛАВА3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ
СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА НА
УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 46
3.1Разработка и обробация уроков для развития координационных способностей с применением гимнастических упражнений для
обучающихся 3 класса на уроках физической культуры 46
3.2 Оценка эффективности развития координационных способностей с
применением гимнастических_упражнений динамического характера для обучающихся 3 класса на уроках физической культуры 48
Вывод по третьей главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОБНОСТЕЙ, КАК ОДНОГО ИЗ ВИДА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1Координационные способности и их виды, методы развития и оценки координационных способностей 10
1.2 Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного
возраста 25
1.3 Особенности развития координации движений у обучающихся 3 класса
по средствам гимнастики 30
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1 Организация исследования 42
2.2. Методы исследования 42
Вывод по второй главе 45
ГЛАВА3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ
СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА НА
УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 46
3.1Разработка и обробация уроков для развития координационных способностей с применением гимнастических упражнений для
обучающихся 3 класса на уроках физической культуры 46
3.2 Оценка эффективности развития координационных способностей с
применением гимнастических_упражнений динамического характера для обучающихся 3 класса на уроках физической культуры 48
Вывод по третьей главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
Актуальность. Гимнастика - это система специально подобранных физических упражнений и методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей человека: силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и других.
Объём применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учётом пола, возраста, уровня физической подготовленности.
Как показывают исследования авторов (И. А. Яковлева, Л.Ф. Пузенков и др.) реализация специально разработанных программ основанных на применении разнообразных видов физкультурной деятельности в учреждениях дополнительного образования является одним из наиболее эффективных средств, становления и развития адаптационных способностей воспитанников.
Совершенствование координационных способностей направлено на подготовку подрастающего поколения к активно изменяющимся условиям производства в обществе и в целом к высокому ритму жизни современного человека. Координационные способности представляют собой целостный и сложный комплекс поведения, который состоит во взаимосвязи с биологическими и внешними факторами.
Научно доказано, что физические упражнения стимулируют нормальную жизнедеятельность человека, а также биологическое развитие, особенно на ранних этапах онтогенеза [2; 27;28].
Физическое развитие ребенка - процесс непрерывный и поступательный. По мере взросления индивидуума оно характеризуется определенным комплексом морфофункциональных свойств организма, взаимосвязанных между собой и с окружающей средой [1; 3]. Именно в периоды интенсивного развития организма особенно ярко выражается взаимосвязь координационных способностей и здоровья человека.
Современные ученые активно ведут поиск методов изучения и оценки координационных способностей детей, чтобы определить наиболее оптимальные физические нагрузки в разные периоды взросления и которые позволили бы не только оценить, но и положительно влиять на организм посредством физической активности [29]. Тем не менее, вопрос физической активности и координационных способностей в детском возрасте остается одним из актуальных.
Яркой ocoбeннoстью сoврeмeннoгo образа жизни является снижение двигательной активности, уменьшение мышечных затрат и физических нагрузок, при этом нервно-психические перегрузки только увеличиваются вмести с ритмом нашей жизни [1; 12]. На данный момент очень актуально звучит утверждение А.Г. Щедриной [29;30], что в настоящее время не известно более физиологического метода стимуляции различных систем человеческого организма, чем мышечная деятельность.
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями современная наука понимает способность целесообразно строить целостные двигательные акты; способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий [15].
Данные характеристики довольно похожи, но при этом имеют и свои особенности. Сложно представить, например, школьника, который отлично выполняет комплекс разученных движений или упражнение, но при этом не может правильно продемонстрировать их при внезапно меняющихся условиях выполнения.
Младший школьный возраст является периодом «закладки фундамента» для развития этих способностей и освоения знаний, умений и навыков для выполнения упражнений связанных с ловкостью и координацией. Этот возрастной период можно называть «золотым возрастом» для развития координационных способностей, так как темп их развития находится на очень высоком уровне.
Ведущую роль в определении координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы.
При этом, под воздействием регулярных занятий физической культурой, физическое развитие существенно укрепляется, активизируются функции всех систем организма, улучшается работа организма к мобилизации функциональных возможностей и координационные способности [2]. Так же учащиеся, которые регулярно посещающие уроки физической культуры, являются лучше адаптированными к воздействиям внешней среды [15].
Уровень координационной способности определяется следующими способностями индивида:
• быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
• точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
• дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
• приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
• прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;
• ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
Актуальность выбранной темы свидетельствует о необходимости исследования развития координационных способностей у обучающихся 3 класса на уроках физической культуры средствами гимнастики.
Анализ состояния проблемы позволил выделить объективно существующие противоречия между: - между возросшими
требованиями общества к сохранению и укреплению здоровья детей и проблемой развития координационных способностей у младших школьников. - проводимыми теоретическими исследованиями в области развития координационных способностей и отсутствием в образовательной организации разработанной системы методической работы по этой теме.
Проблема заключается в поиске, обосновании и разработке гимнастических упражнений, способствующих развитию
координационных способностей у обучающихся 3 класса.
Объектом исследования является физическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры при изучении темы гимнастика .
Предметом исследования является развитие координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста на уроках гимнастики.
Цель работы: обосновать и разработать комплекс упражнений направленный развития координационных способностей с применением гимнастических упражнений для обучающихся 3 класса на уроках физической культуры.
Гипотеза: Предполагается, что развитию координационных способностей обучающихся 3 класса на уроках физической культуры будут способствовать гимнастические упражнения, если:
1) комплекс состоит из прыжков по координационной лестнице, танцевальных шагов, стоек на полусфере «Bosu»
2) комплекс реализуется в основной части урока физической культуры 2
раза в неделю при изучении темы гимнастика.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей.
2. Разработать и апробировать экспериментальный комплекс упражнений развития координационных способностей с применением гимнастических упражнений для обучающихся младших классов.
3. Проверить результативность комплекса упражнений направленного на развитие координационных способностей с применением гимнастических упражнений на уроках физической культуры.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Тестирование.
3. Опрос и анкетирование.
4. Математико-статистическая обработка данных.
Экспериментальная база: МБОУ Средняя школа 84, 3 «А»
контрольная группа, 3 «Б» экспериментальная группа.
Теоретическая и практическая значимость представленной работы заключается в использовании данных для оценки координационных способностей учащихся 3 класса. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности учебного процесса в условиях современной школы, а также для обеспечения оптимальных условий осуществления индивидуального планирования нагрузок на уроках физической культуры.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении представлена актуальность работы, определены цели и задачи исследования, предмет и объект исследования, обозначены использованные методы, а также практическая значимость.
В первой главе рассматриваются вопросы развития физических качеств детей младшего школьного возраста, их анатомофизиологические характеристики, а также особенности развития координации движений у младших школьников, обосновывается значимость воспитания координационных способностей детей.
Во второй главе описываются организация и методы исследования.
В третьей главе представлена программа развития координационных способностей с применением гимнастических упражнений для детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и дана ее оценка.
Основные выводы сообщаются в заключении. Список использованных источников включает 50 источников.
Объём применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учётом пола, возраста, уровня физической подготовленности.
Как показывают исследования авторов (И. А. Яковлева, Л.Ф. Пузенков и др.) реализация специально разработанных программ основанных на применении разнообразных видов физкультурной деятельности в учреждениях дополнительного образования является одним из наиболее эффективных средств, становления и развития адаптационных способностей воспитанников.
Совершенствование координационных способностей направлено на подготовку подрастающего поколения к активно изменяющимся условиям производства в обществе и в целом к высокому ритму жизни современного человека. Координационные способности представляют собой целостный и сложный комплекс поведения, который состоит во взаимосвязи с биологическими и внешними факторами.
Научно доказано, что физические упражнения стимулируют нормальную жизнедеятельность человека, а также биологическое развитие, особенно на ранних этапах онтогенеза [2; 27;28].
Физическое развитие ребенка - процесс непрерывный и поступательный. По мере взросления индивидуума оно характеризуется определенным комплексом морфофункциональных свойств организма, взаимосвязанных между собой и с окружающей средой [1; 3]. Именно в периоды интенсивного развития организма особенно ярко выражается взаимосвязь координационных способностей и здоровья человека.
Современные ученые активно ведут поиск методов изучения и оценки координационных способностей детей, чтобы определить наиболее оптимальные физические нагрузки в разные периоды взросления и которые позволили бы не только оценить, но и положительно влиять на организм посредством физической активности [29]. Тем не менее, вопрос физической активности и координационных способностей в детском возрасте остается одним из актуальных.
Яркой ocoбeннoстью сoврeмeннoгo образа жизни является снижение двигательной активности, уменьшение мышечных затрат и физических нагрузок, при этом нервно-психические перегрузки только увеличиваются вмести с ритмом нашей жизни [1; 12]. На данный момент очень актуально звучит утверждение А.Г. Щедриной [29;30], что в настоящее время не известно более физиологического метода стимуляции различных систем человеческого организма, чем мышечная деятельность.
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями современная наука понимает способность целесообразно строить целостные двигательные акты; способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий [15].
Данные характеристики довольно похожи, но при этом имеют и свои особенности. Сложно представить, например, школьника, который отлично выполняет комплекс разученных движений или упражнение, но при этом не может правильно продемонстрировать их при внезапно меняющихся условиях выполнения.
Младший школьный возраст является периодом «закладки фундамента» для развития этих способностей и освоения знаний, умений и навыков для выполнения упражнений связанных с ловкостью и координацией. Этот возрастной период можно называть «золотым возрастом» для развития координационных способностей, так как темп их развития находится на очень высоком уровне.
Ведущую роль в определении координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы.
При этом, под воздействием регулярных занятий физической культурой, физическое развитие существенно укрепляется, активизируются функции всех систем организма, улучшается работа организма к мобилизации функциональных возможностей и координационные способности [2]. Так же учащиеся, которые регулярно посещающие уроки физической культуры, являются лучше адаптированными к воздействиям внешней среды [15].
Уровень координационной способности определяется следующими способностями индивида:
• быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
• точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
• дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
• приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
• прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;
• ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
Актуальность выбранной темы свидетельствует о необходимости исследования развития координационных способностей у обучающихся 3 класса на уроках физической культуры средствами гимнастики.
Анализ состояния проблемы позволил выделить объективно существующие противоречия между: - между возросшими
требованиями общества к сохранению и укреплению здоровья детей и проблемой развития координационных способностей у младших школьников. - проводимыми теоретическими исследованиями в области развития координационных способностей и отсутствием в образовательной организации разработанной системы методической работы по этой теме.
Проблема заключается в поиске, обосновании и разработке гимнастических упражнений, способствующих развитию
координационных способностей у обучающихся 3 класса.
Объектом исследования является физическое воспитание обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры при изучении темы гимнастика .
Предметом исследования является развитие координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста на уроках гимнастики.
Цель работы: обосновать и разработать комплекс упражнений направленный развития координационных способностей с применением гимнастических упражнений для обучающихся 3 класса на уроках физической культуры.
Гипотеза: Предполагается, что развитию координационных способностей обучающихся 3 класса на уроках физической культуры будут способствовать гимнастические упражнения, если:
1) комплекс состоит из прыжков по координационной лестнице, танцевальных шагов, стоек на полусфере «Bosu»
2) комплекс реализуется в основной части урока физической культуры 2
раза в неделю при изучении темы гимнастика.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей.
2. Разработать и апробировать экспериментальный комплекс упражнений развития координационных способностей с применением гимнастических упражнений для обучающихся младших классов.
3. Проверить результативность комплекса упражнений направленного на развитие координационных способностей с применением гимнастических упражнений на уроках физической культуры.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Тестирование.
3. Опрос и анкетирование.
4. Математико-статистическая обработка данных.
Экспериментальная база: МБОУ Средняя школа 84, 3 «А»
контрольная группа, 3 «Б» экспериментальная группа.
Теоретическая и практическая значимость представленной работы заключается в использовании данных для оценки координационных способностей учащихся 3 класса. Полученные результаты могут быть использованы для повышения эффективности учебного процесса в условиях современной школы, а также для обеспечения оптимальных условий осуществления индивидуального планирования нагрузок на уроках физической культуры.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении представлена актуальность работы, определены цели и задачи исследования, предмет и объект исследования, обозначены использованные методы, а также практическая значимость.
В первой главе рассматриваются вопросы развития физических качеств детей младшего школьного возраста, их анатомофизиологические характеристики, а также особенности развития координации движений у младших школьников, обосновывается значимость воспитания координационных способностей детей.
Во второй главе описываются организация и методы исследования.
В третьей главе представлена программа развития координационных способностей с применением гимнастических упражнений для детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и дана ее оценка.
Основные выводы сообщаются в заключении. Список использованных источников включает 50 источников.
1. Изучив научно-методическую литературу и проанализировав развитие координационных способностей у обучающихся 3 класса можно сделать вывод, что развитая координация является необходимым качеством для гармоничного развития обучающихся.
2. Обоснован и разработан экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей обучающихся 3 класса на уроках физической культуры при изучении темы гимнастика.
3. Подобранный комплекс упражнений показал эффективность в развитии
координационных способностей обучающихся 9-10 лет в экспериментальной группе. Результативность разработанного комплекса подтверждается показателями, полученными в ходе эксперимента. Сопоставление результатов тестирования экспериментальной группы в начале и конце эксперимента, предоставленных в таблице 10, показывает, что в тестах значения t-Стьюдента выше табличного значения в упражнениях в начале эксперимента у мальчиков экспериментальной группы: три кувырка вперед = 3,05,четыре поворота на гимнастической скамье = 7,32; стойка на одной ноге - 19,5 ,у девочек три кувырка вперед = 3,06,четыре поворота на
гимнастической скамье = 7,32; стойка на одной ноге - 18,8 результаты не достоверны. В упражнениях после эксперимента у мальчиков
экспериментальной группы: три кувырка вперед = 3,0 четыре поворота на гимнастической скамье = 6,66; стойка на одной ноге - 20,1 ,у девочек три кувырка вперед = 2,85,четыре поворота на гимнастической скамье = 6,66; стойка на одной ноге - 19,9 Смотря на показатели таблицы 10, мы видим, что результаты трех тестов (Три кувырка вперед, четыре поворота на гимнастической скамье, стойка на одной ноге контрольной и экспериментальной групп за период эксперимента существенны и достоверны в экспериментальной группе, при (p<0,05).
Таким образом, мы можем утверждать, что наша рабочая гипотеза подтвердилась, а именно - применение гимнастических упражнений на уроках физической культуры позволяет качественно повысить уровень координационных способностей младших школьников.
2. Обоснован и разработан экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей обучающихся 3 класса на уроках физической культуры при изучении темы гимнастика.
3. Подобранный комплекс упражнений показал эффективность в развитии
координационных способностей обучающихся 9-10 лет в экспериментальной группе. Результативность разработанного комплекса подтверждается показателями, полученными в ходе эксперимента. Сопоставление результатов тестирования экспериментальной группы в начале и конце эксперимента, предоставленных в таблице 10, показывает, что в тестах значения t-Стьюдента выше табличного значения в упражнениях в начале эксперимента у мальчиков экспериментальной группы: три кувырка вперед = 3,05,четыре поворота на гимнастической скамье = 7,32; стойка на одной ноге - 19,5 ,у девочек три кувырка вперед = 3,06,четыре поворота на
гимнастической скамье = 7,32; стойка на одной ноге - 18,8 результаты не достоверны. В упражнениях после эксперимента у мальчиков
экспериментальной группы: три кувырка вперед = 3,0 четыре поворота на гимнастической скамье = 6,66; стойка на одной ноге - 20,1 ,у девочек три кувырка вперед = 2,85,четыре поворота на гимнастической скамье = 6,66; стойка на одной ноге - 19,9 Смотря на показатели таблицы 10, мы видим, что результаты трех тестов (Три кувырка вперед, четыре поворота на гимнастической скамье, стойка на одной ноге контрольной и экспериментальной групп за период эксперимента существенны и достоверны в экспериментальной группе, при (p<0,05).
Таким образом, мы можем утверждать, что наша рабочая гипотеза подтвердилась, а именно - применение гимнастических упражнений на уроках физической культуры позволяет качественно повысить уровень координационных способностей младших школьников.
Подобные работы
- Развитие гибкости обучающихся младших классов на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2024 - Обучение тактическим действиям в волейболе обучающихся 8-9 классов на уроках физической культуры в общеобразовательной школе (Камчатский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физкультура. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ ИЗ СИСТЕМЫ ПИЛАТЕС
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Формирование и развитие навыков самостраховки средствами вольной
борьбы у обучающихся 5 классов на уроках физической культуры
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2023 - СТРЕТЧИНГ, КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие координационных способностей посредством фитбола на уроках физической культуры в 1-2 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - Развитие силы обучающихся 11-13 лет на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - Развитие гибкости у обучающихся 3-х классов на уроках физической культуры средствами спортивной акробатики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022





