Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

Работа №170898

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1.Орфографический навык и условия его формирования 6
1.1. Методические подходы к решению проблемы орфографической
грамотности 23
1.2. Изложения с языковым анализом текста как средство повышения
орфографической грамотности младших школьников 54
Выводы по I главе 64
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ
2.1. Определение актуального уровня орфографической грамотности у
младших школьников в процессе работы над
изложением 66
2.2. Программа работы по повышению орфографической грамотности в
процессе написания изложения 75
2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 77
Выводы по II главе 84
Заключение 86
Список литературы 87-94
Приложения 96- 117


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения требует, чтобы у младших школьников было «сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как, показателям общей культуры человека», поскольку русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования и имеет огромное значение в становлении и развитии личности ребенка.
В современной школе одной из основных задач обучения русскому языку младших школьников является формирование орфографической грамотности. Она является составной частью общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Важную роль в решении методических вопросов по обучению правописанию сыграли исследования таких психологов и психолингвистов, как С.Ф. Жуйкова, Д.Н. Богоявленского, П.Я. Гальперина, Т.В. Ахутиной, Г.Г. Граник. По мнению А.И. Власенкова, Т.В. Напольнова, Г.А. Бакулина и др. в последние годы практическое совершенствование орфографической грамотности все больше связывается с интеллектуальным развитием учащихся [53]. М.Л. Закожурникова отмечает, что первой задачей учителя начальных классов является «развитие и укрепление орфографических навыков», что и способствует развитию орфографической грамотности у учащихся [21].
В современном образовательном процессе существуют разнообразные методы, способы формирования орфографического навыка у младших школьников. Однако в последние годы наметилась тенденция к снижению орфографической грамотности как в средней, так и в начальной школе. Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, в частности изложений, проводимых в начальной школе.
Обеспечить сосредоточение внимания учащихся на орфограмме, на написаниях, в которых может быть допущена ошибка, - это весьма существенное методическое достижение учителя, гарантирующее дальнейшую работу ученика, направленную на обоснование и нахождение правильного написания.
Всё вышесказанное определило тему нашего исследования: «Использование языкового анализа текста для развития орфографической грамотности младших школьников в процессе работы над изложением».
Цель исследования: выявить эффективность использования языкового анализа текста как средства повышения орфографической грамотности учащихся в ходе работы над изложением.
Объект исследования: процесс развития орфографической
грамотности учащихся в процессе работы над изложением с языковым анализом текста.
Предмет исследования: использование языкового анализа текста как средства повышения орфографической грамотности учащихся при написании изложений.
Гипотеза исследования: процесс развития орфографической
грамотности младших школьников будет эффективным, если в ходе работы над изложением использовать языковой анализ трудной для написания лексики (разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, уточнение значения слова, подбор синонимов и др.).
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выявить актуальный уровень сформированности
орфографических навыков у младших школьников.
3. Экспериментально проверить методическую целесообразность использования языкового анализа текста в ходе работы над изложением для развития орфографической грамотности учашихся.
4. Провести количественный и качественный анализ полученных данных.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы); анализ изложение; эмпирический (педагогический эксперимент); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов обучающего эксперимента).
Экспериментальная база исследования: МКОУ Черемшанская СОШ №20 Курагинского района Красноярского края, учащиеся 2-х классов (29 человек).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Язык является важнейшим средством общения между людьми, поэтому недаром современная программа по русскому языку предъявляет очень высокие требования к умениям и навыкам учащихся. Особое внимание в курсе русского языка уделяется формированию орфографических умений.
Результаты констатирующего среза показали, что уровень сформированности навыков правописания испытуемых характеризуется преимущественно средними показателями, что определило необходимость поиска эффективного приёма совершенствования орфографической грамотности учащихся, который может повлиять на уровень орфографического навыка учащихся.
Одним из средств формирования орфографической грамотности можно рассматривать использование языкового анализа текста в ходе работы над изложением.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, который выявил положительную динамику развития орфографической грамотности учащихся. При этом показатели, полученные после эксперимента, превосходили показатели констатирующего среза. Этот фактор дает возможность утверждать, что формирование орфографической грамотности посредством использования языкового анализа трудной для написания лексики (разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, уточнение значения слова, подбор синонимов и др.) является возможным в рамках начальной школы.
Таким образом, выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза была подтверждена.



1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. / под ред. Н.С.Рождественского, Г.А.Фомичевой. - М.: Педагогика, 1977. -248 с.
2. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти проф. Л.П. Федоренко. // Начальная школа, 1997. - №6. - С.6-10.
3. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школа. // Начальная школа, 2000. - № 4. - С.35-39.
4. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. Учеб. пособие для студентов пед. вузов. - Рязань: Издательство РГПУ, 1999. - 134с.
5. Баранов М.Т. Приемы обогащения словаря учащихся. Под ред.Г.П. Фирсова. - «Изв. АПН РСФСР», 1962, вып. 124, - С. 13-14.
6. Баринова Е.А. Сжатое и выборочное изложение. // Русский язык в школе, 1967. - № 2. - С.29-32.
7. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1957. — 416 с.
8. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. 2002. №1.
9. Бунаков Н.Ф. Родной язык как предмет обучения в начальной школе. - Спб., 1972. -176 с.
10. Бондаренко Н.А. Как разнообразить пятиминутку по каллиграфии// Начальная школа. 2014. №6. С.42-45
11. Голуб И.Б. Сочинения и изложения без репетитора . - М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. -336 с.
12. Гончарова Л.О. Нетрадиционные приемы развития связной речи. // Начальная школа, 1998. - № 7. - 28-31 с.
13. Гребенченко Л.В. Виды заданий по формированию связной речи. // Начальная школа, 2001. - № 9. - С.100-102.
14. Демидова Н.И. Тексты и задания для развития речи младших школьников. - Рязань: РГПИ, 1992. -106 с.
15. Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе. М.- Л.,1946.- 92 с.
... всего 93 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ