Введение
Глава 1. Развитие речи младших школьников как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Сущность понятия «речь» и ее функции 6
1.2. Виды речи и требования, предъявляемые к речи младших
школьников 14
1.3. Лингвометодические основы работы с текстом 26
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Организация экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников 35
2.1. Анализ состояния связной письменной речи учащихся 3 - их классов ...35
2.2. Репродуктивные и творческие сочинения в процессе речевого развития
учащихся 47
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список литературы 59
Приложения 63
актуальной, поскольку ограниченный возрастом речевой опыт не компенсируется теоретическими знаниями.
В раннем детстве у ребенка возникает потребность в общении, которую он удовлетворяет с помощью простых элементов речи. Когда ребенок взрослеет, у него расширяется потребность в выражении своих мыслей. Развиваясь, младший школьник употребляет в своей речи более сложные языковые единицы. Обогащается словарный запас, происходит овладение закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих усложняющихся знаний.
В русском языке под понятием «речь» понимается деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, знаний, чувств.
Развивать речь - это значит совершенствовать ее, овладевать богатствами языка.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Для решения этой задачи учителю необходимо знать особенности речевого развития учащихся, данной возрастной группы. И.П.Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.
Вопросами развития речи занимались многие ученые (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, В.И. Капинос, М.С. Соловейчик и др.)
Исследования этих ученых свидетельствуют о том, что речь младших школьников далека от совершенства, поскольку изучение языковой теории значительно отстает от речевой практики учащихся. В связи с этим перед учителем стоит задача обеспечить совершенствование речи учащихся эмпирическим путем, что определяет проблему всестороннего изучения исходного уровня речевого развития школьников.
Цель исследования: установить актуальный уровень развития связной речи учащихся третьих классов.
Исходя из цели исследования, нами были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить научные источники по данной теме и дать теоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы.
2. Определить параметры оценки речевого развития младших школьников.
3. Исследовать особенности развития речи у младших школьников.
4. Осуществить обработку результатов исследования.
Объект исследования: речь младших школьников.
Предметом исследования выступает состояние речевого развития учащихся с позиций учета характеристик связности, глубины фразы и лексического разнообразия.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что речь младших школьников требует совершенствования по параметрам связности, глубины фразы и лексического разнообразия, что обусловлено ограниченным речевым и коммуникативным опытом.
В данной работе мы пользовались следующими методами исследования:
• анализ теоретических источников;
• Констатирующий эксперимент;
• качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
База исследования - школа № 9 г. Назарово.
Процесс развития связной речи учащихся, по мнению ученых, представляет значительный круг проблем, которые не нашли однозначного решения в современной педагогике.
Актуальность проблемы подтвердило и наше исследование, продемонстрировавшее необходимость дальнейшего совершенствования речи испытуемых по таким параметрам, связность, глубина фразы и лексическое разнообразие.
Анализ теоретических источников позволил обосновать методическую целесообразность использования в процессе речевого развития учащихся репродуктивных сочинений и творческих сочинений в форме коллективных этюдов.
Данный комплекс упражнений также активизирует познавательный интерес учащихся. Репродуктивные и творческие сочинения предполагают высокую степень креативности, благодаря которой школьники с интересом приступают к выполнению заданий, при этом у них формируется ряд коммуникативных умений (таких, например, как умение раскрыть тему высказывания, умение строить высказывание в определенной коммуникативной форме, умение создавать логически стройные высказывания и т.п.).
В результате исследования было выяснено, что мотивацией к усвоению письменной речи в процессе творческого создания текстов является не репродуцирование заданного содержания (написание традиционных изложений), а создание оригинальных текстов, которые выражают чувства, настроения, внутренний мир школьника.
Сочинение собственных текстов, в отличие от изложения готовых чужих, наиболее благоприятно для формирования и дальнейшего развития умений правильного построения содержания текста и плана изложения собственных представлений учеников.
1. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе - Ростов - на - Дону, 2003
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979
3. Белянин В.П. Психолингвистика. - М.: Флинта, 2004.
4. Березин Ф.М., Головин Б. Н. Общее языкознание. - М.: Просвещение, 1979.
5. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника //
Начальная школа. - 2003. - N 4.
6. Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников //
Начальная школа. - 2002. - N 6.
7. Вижанкова Т.М. Работа над контекстуальными синонимами - одно из средств развития связной речи // Начальная школа, 1990, №4.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт, 1999.
9. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты : энцикл. слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. - М. : Флинта : Наука, 2005.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961
11. Головин Б. Н. Как говорить правильно: заметки о культуре русской речи/ Б. Н. Головин. - 3-е изд., испр. - М. : Высшая школа, 1988.
12. Гребенченко Л.В. Виды заданий по формированию связной речи // Начальная школа, 2001, №9.
13. Еремеева А.П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста: пособие для учителя.- М.: НИИ школ МП РСФСР,1982.
14. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3 - 7 классов - М., 1956.
15. Занегина И.В. Как мы писали сказки // Начальная школа, 1997, №11.
16. Звоницкая А.С. Психологический анализ связной речи и ее развитие у школьников - Л., 1941.
... всего 51 источников