Исследование влияния динамики физической подготовленности на соревновательную деятельность в спортивных танцах юношей и девушек 12-13 лет во внеучебной работе
Введение 3
Глава 1. Литературный обзор 5
1.1. Исторические аспекты развития спортивных танцев и тенденции
развития танцевальных программ 5
1.2. Морфофизиологические и психологические особенности юношей и
девушек 12-13 лет 12
1.3. Средства и методы технической подготовки в спортивных танцах 22
1.4. Методики формирования технической подготовки в спортивных танцах . . 33
Глава 2. Методы и организация исследования 56
2.1. Методы исследования 56
2.2. Организация исследования 58
2.3. Этапы исследования 58
Глава 3. Обсуждение результатов исследования 61
3.1. Экспериментальная методика физической подготовки юношей и девушек
12-13 лет в спортивных танцах 61
3.2. Оценка влияние экспериментальной методики на показатели физической
подготовленности танцоров 12-13 лет 73
3.3. Оценка влияния экспериментальной методики на соревновательную
подготовку танцоров 12-13 лет 78
Выводы 82
Список использованнных источников 83
Приложение 97
Актуальность исследования продиктована важностью и значимостью методики преподавания спортивного танца. В настоящее время спортивные танцы являются одним из самых красивых и зрелищных видов спорта. Спортивный танец - активно развивающийся вид танцевального искусства, который в своем генезисе и развитии, с одной стороны, представляет собой хореографическое искусство, а с другой - результат своеобразного синтеза искусства и спорта. В последние годы вопрос о соотношении спортивной составляющей и искусства в спортивных танцах приобрел особую остроту. В связи с этим актуальна проблема разработки спортивных технологий и методик тренировки танцоров и критериев оценки их спортивного мастерства.
Авторитетный специалист в области спортивных бальных танцев Алекс Мур отмечал: «Танцор должен быть уверен, что его танец технически правильный и что он движется правильно и в хорошем стиле. Такие знания являются необходимой основой для участия в соревнованиях» .
Энрико Чеккетти - танцовщик, балетмейстер, педагог писал: «Надо разработать методологию, создать четкие и рациональные учебные программы. Только таким образом можно передать ученикам свое искусство, только так можно достичь оптимальных результатов. Во всем следует придерживаться математической точности, каждое действие должно иметь свой смысл. Педагог постоянно должен приспосабливать свою методику к растущему уровню ученика» [60].
Каждый тренер, несмотря на общие подходы к обучению, разрабатывает свою индивидуальную методику. От того, насколько грамотно построена работа педагога, насколько правильно он разделил технические умения на более и менее сложные по освоению и исполнению для танцора, на первичные и вторичные (с точки зрения последовательности их освоения), зависит успешность дальнейшего спортивного совершенствования спортсмена на протяжении его дальнейшей карьеры. Спортивные танцы - это бальные танцы в новом формате, это сложно-координационный вид спорта. После того, как бальные танцы были признаны видом спорта и получили название спортивные танцы, вопрос развития спортивно-технического мастерства танцоров, как одного из компонентов общей системы подготовки, приобрел наивысшую актуальность. Проблема поиска эффективной методики обучения технике является одной из важнейших в преподавании спортивных танцев.
Цель исследования: Научно обосновать экспериментальную методику физической подготовки юношей и девушек 12-13 лет в спортивных танцах.
Объект исследования - физическая подготовка юных танцоров 12-13 лет во внеучебной деятельности
Предмет исследования - методика физической подготовки танцоров 12-13 лет во внеучебной деятельности.
Гипотеза исследования: Предполагается, что физическая подготовка юных танцоров (12-13 лет), в основу которой будет положено развитие ведущих двигательных качеств и функциональных способностей, обеспечивающих эффективное освоение подростками программ спортивных танцев, будет являться оптимальной для их дальнейшего технического роста, а соревновательная деятельность юных танцоров будет результативнее.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников;
2. Изучить и описать методики формирования технической подготовки в спортивных танцах;
3. Разработать экспериментальную методику, направленную на развитие физических качеств юных танцоров 12-13 лет, обучающихся в школе во вне учебной деятельности;
4. Провести педагогический эксперимент и проверить эффективность экспериментальной методики по физической подготовке танцоров 12-13 лет, обучающихся в школе во вне учебной деятельности.
Глава 1. Литературный обзор
1.1. Исторические аспекты развития спортивных танцев и тенденции развития танцевальных программ
Бальные танцы появились в XV в. в Италии и Франции в связи с увлечением балами (от лат. ballare - танцевать) светского общества. В то время бальные танцы представляли собой видоизмененные нормами этикета и уклада жизни бытовые народные танцы. Изменяясь и приобретая новые грани, к XIX в. бальные танцы стали модными во многих странах Старого Света. Благодаря отсутствию сложных фигур, простоте движений и пленительности мелодий ведущее место занял вальс
...
В результате практического применения предложенной методики и объективным данным, полученным по итогам эксперимента, имеются основания для выделения практически значимых выводов исследования:
1. Анализ доступных научных сведений и программно-нормативных документов позволил сформулировать актуальность исследования, а также рабочую гипотезу предполагающую, что физическая подготовка юных танцоров (12-13 лет), в основу которой будет положено развитие ведущих двигательных качеств и функциональных способностей, обеспечивающих эффективное освоение подростками программ спортивных танцев, будет являться оптимальной для их дальнейшего технического роста;
2. Теоретическое изучение вопроса организации и методического сопровождения физической подготовки позволило провести научно обоснованную подборку средств физической подготовки и оценить возможность их применения в педагогической практике танцевального спорта;
3. На основании изучения научно методической литературы нами была разработана экспериментальная методика, сопряженно направленная на физическую и техническую подготовленность.
4. Практическая реализация экспериментальной методики показала достоверность (P<0,05) её влияния на уровень физической подготовленности юношей и девушек в возрасте 12-13 лет. Объективные данные, полученные по итогам педагогического эксперимента позволяют сделать вывод о высокой эффективности предложенной методики в части комплексного развития ведущих физических качеств танцоров 12-13 лет, определяющих успешность их соревновательной деятельности.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова; Г.И. Оксенгердер - М.: Академия, 2006. - 93 с.
2. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология //М.: Феникс. -
1. - Т. 288.
3. Александрова, В. А. Развитие творческих способностей танцоров категории Юниоры-1 средствами импровизационной хореографии / В. А. Александрова, И. И. Овчинникова // Наука и мир. - Волгоград. 2016, - №4(32), - С. 32-33.
4. Александрова, В. А. Аэробные возможности танцоров и способы их оценки / В. А. Александрова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. тр. конф. / Российский гос. ун-т физ. культ. спорта молод. и тур-ма. - Москва, 2013. - С. 10-13.
5. Александрова, В. А. Особенности воспитания гибкости танцоров в спортивных бальных танцах / В. А. Александрова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. тр. конф. / Российский гос. ун-т физ. культ. спорта молод. и тур-ма. - Москва, 2014. - С. 5-8.
6. Александрова, В. А. Особенности использования круговой тренировки в системе силовой подготовки танцоров / В. А. Александрова, В. В. Шиян // Слабожанский науково-спортивный вютшк. - 2013. - №3(36). - С. 31-37.
7. Александрова, В. А. Оценка интенсивности выполнения латиноамериканской соревновательной программы спортивных бальных танцев / В. А Александрова, В. В. Шиян // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2012. -№5(87). - С. 7-10.
8. Артемьева Г. П. Построение индивидуальных тренировок со спортсменами в спортивных танцах на льду / Г. П. Артемьева, А. Я. Муллагильдина, Е. В. Авраменко // Слобожанский науково-спортивный вшник - 2013. - №5 (38). - С. 19-24.
9. Балунова Е.Н. Методика обучения детей в акробатическом рок-н- ролле: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2009. - 22 с.
10. Баранов, В. Н. Научные основы спорта высших достижений и подготовки спортивных резервов. Основные направления научных исследований и тематика диссертационных работ в сфере физической культуры и спорта / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин. - Москва: Мир атлетов,
2. - 540 с.
11. Баршай, В. М. Гимнастика: учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. - Ростов н/Д : Феникс, 2009, —314 с.
12. Безикова А.А. Гармонизация взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах: На материале подростковых групп: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2006. 171 с.
13. Белоус, А. А. Сравнительный анализ координационных способностей спортсменов координационных видов спорта / А. А. Белоус, В. А. Александрова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы всеросс. науч. практ. конф. - Москва, 2014. - С. 12-18.
14. Болдырева, Е. А. Влияние средств хореографии на техническую подготовленность танцоров-спортсменов/ Е. А. Болдырева // Вестник ЗКГУ. - Уральск, 2014. - С. 28-32.
15. Борисова, Ю. Ю. Координационные способности как компонент системы подготовки танцоров / Ю. Ю. Борисова // Прикладная спортивная наука. - 2016. - №2(4). - С. 8-12.
... всего 118 источников