Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» 7
1.1 Понятие и сущность социального интеллекта в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика подростков «группы риска»19
1.2. Формы работы с подростками «группы риска» по развитию социального
интеллекта 30
Выводы по 1 главе 35
ГЛАВА 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» 37
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы и результаты
диагностики социального интеллекта подростков контрольной и
экспериментальной групп 37
2.2. Разработка рекомендации по развитию социального интеллекта
подростков «группы риска» 44
Выводы по 2 главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Изменения социально-экономической обстановки в России, произошедшие за последние годы, привели к неблагополучным последствиям во многих социальных сферах жизни. Одной из тенденций в жизни социума стали изменения института семьи, следствием чего является неуклонный рост количества детей «группы риска» (беспризорников, девиантов, социальных сирот, преступников). Таким образом, разрушаются механизмы социального контроля, создается ценностная неопределенность и расширение связанных с ней ситуаций социальных рисков, имеющих как объективную, так и субъективную направленность. Социальную опасность представляют изменения, которые отражаются на подростках как наиболее эмоционально уязвимой категории граждан. В этой связи актуализируется потребность в понимании того, какие социокультурные факторы, характерны для системных трансформаций российского общества, оказывающие наибольшее влияние на социальный интеллект подростков.
Актуальность темы. Проблема низкого уровня социального интеллекта подростков в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с глубокими и быстро протекающими социальными изменениями, утратой идеологических ориентиров в воспитании подрастающего поколения, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на социально-психологический облик современного юношества. Особенно такая проблема стоит остро у подростков «группы риска».
В своей работе мы выделили теорию Дж.Гилфорда, который определил социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, оторванные от фактора общего интеллекта и связанных с познанием поведенческой информации.
С точки зрения большинства авторов, таких как С.А. Беличева, Е.И. Казакова, Г.Ф. Кумарина, Л.Я. Олиференко, А.И. Прихожан, Т.И. Шульга данный возраст сам по себе представляет собой «критический период», т.к. считается возрастом становления самостоятельной личности, что определяет необходимость психолого-педагогической поддержки и адекватной педагогической помощи. Критичность данного периода определяется ключевыми новообразованиями, протекающими в этот возрастной период, среди которых формирующаяся способность к осознанному построению собственной жизненной перспективы, развитие умения реализовать себя в соответствии с поставленными целями. При отсутствии единого определения к понятию подросток «группы риска», общим является выявление различных аспектов, таких как отклонение от общепринятых норм и наличие различного рода отклонений в обучении, поведении, развитии. В понимании сущности и функций социальных норм мы придерживались точки зрения Ю.А. Клейберга, который обозначает норму как «особую общественную меру, правило» и «обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества».
Анализ психолого-педагогической литературы и складывающейся образовательной практики позволил обнаружить противоречие между: особенностями социального интеллекта нормативно-развивающихся подростков и особенностями социального интеллекта подростков «группы риска».
Обозначенное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в исследовании особенностей социального интеллекта подростков «группы риска». Потребность решения поставленной проблемы, ее возрастающая значимость определили тему работы «Исследование особенностей социального интеллекта подростков «группы риска».
Цель работы: разработать рекомендации по развитию социального интеллекта подростков «группы риска».
...
Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект определяется как совокупность когнитивных функций, которые обеспечивают способность к самоуправлению и самопознанию в целях адаптации субъекта к социальному окружению, и основным средством которой является коммуникативная компетенции.
Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Проведенный теоретический анализ литературных данных по проблеме особенностей социального интеллекта позволил рассмотреть данные особенности подростков «группы риска» и подростков нормативно развивающихся. Исходя из цели дипломной работы - выявить особенности развития социального интеллекта у подростков «группы риска», было проведено исследование у подростков нормативно развивающихся.
Гипотеза, выдвинутая в начале выпускной квалификационной работы, о том, что существуют различия в уровне социального интеллекта у подростков «группы риска» и подростков, нормативно развивающихся, полностью подтвердилась.
Исследовательская работа проходила в два этапа: I этап. На начальном этапе нашего исследования мы использовали методику «Социальный интеллект» Дж.Гилфорда и анкету способностей к познанию поведения, разработанную на основе методики Дж.Гилфорда «Социальный интеллект». II этап. На данном этапе была разработана коррекционно-развивающая программа по развитию социального интеллекта у подростков «группы риска».
В результате диагностики мы получили результаты по субтесту № 1, которые свидетельствуют о высоком показателе среднеслабого уровня у участников ЭГ, при этом среди участников КГ средневыборочный уровень оказался лидирующим. Полученные результаты по субтесту №2 выявили, что низкий уровень у ЭГ и КГ равны, среднеслабый уровень ЭГ показал довольно высокий показатель, а средневыборочный уровень у КГ в данном субтесте занимает высокие позиции. Субтест №3 также показал одинаковые показатели по низкому уровню у ЭГ и КГ, большой показатель у ЭГ на среднеслабом уровне, а у КГ среднеслабый, средневыборочный и среднесильный уровни оказались равны. Субтест №4 свидетельствует о высоком проценте ЭГ на среднеслабом уровне, в отличие от КГ, у которой средневыборочный уровень набрал наибольший процентный показатель. По результатам анкетирования было выявлено, что низкий и высокий уровень у групп имеют одинаковый процент, средневыборочный уровень ЭГ имеет достаточно высокий показатель по сравнению с остальным уровнями данной группы. КГ также показала относительно высокие показатели, у этой группы можно выделить среднесильный уровень, который обладает отличным процентным сотношением для представленной группы подростков.
В ходе проведения эксперимента была разработана коррекционноразвивающая программа, направленная на развитие социального интеллекта. Структура программы имеет три составляющие:
- правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Развить чувствительность к невербальной экспрессии;
- умение предвидеть последствия развития конфликтных ситуаций;
- научение нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е издание/ В.А. Аверин - СПб., 1998- 349 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология :монография. - М., Аспект пресс, 1996.
3. Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта: монография - Н. Новгород, издательство Н-городского университета, 1997.
4. Атаханов Р. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия/Р.Атаханов// Психологическая наука и образование - 2007 - №1, с. 93 - 102.
5. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности :монография - М., Институт психологии РАН, 1998.
6. Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации "трудных" подростков // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 6. - С. 48-54.
7. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. - М.: Знание, 1982. - 94 с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М., 1983
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие / Л. И. Божович. - М.: Педагогика, 1968. - 544 с.
10. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. Психиатра: Кн. для учителей и родителей/ М.И Буянов. - М.: Просвещение 1988-207 с.
11. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии/Ф.Е.Василюк//Вопросы психологии. - 2007 - №2, - С. 3-14.
12. Галеева Л. З. Реализация программы "Время чудес" с целью профилактики семейного неблагополучия на базе отделения дневного пребывания // Работник социальной службы. - 2009. - N 6. - С. 43-47
13. Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта/Д.В.Гоулмен //Отдел кадров - 2004 - №8 - с. 98-100.
14. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога/И. В. Дубровина: Москва “Просвещение” 1991 - 421с.
15. Елкина Е.А. Формирование социального мышления личности как задача современного образования /Е.А.Елкина //Весник Полоцкого гос. ун-та. Сер.
1. Педагогические науки - 2005 - №11 - с. 14-23.
... всего 60 источников