Введение 3
Глава 1. История мирового спорта в учебно-методических комплексах по всеобщей истории в школе 10
1.1. История мирового спорта в школьных учебниках по всеобщей
истории 10
1.2. История мирового спорта в методических рекомендациях и рабочих тетрадях
по всеобщей истории 14
Глава 2. Практические рекомендации по изучению истории мирового спорта в учебной и внеучебной деятельности в школе 17
2.1. Элективный курс «История возникновения современного футбола» (для 9-11
классов) 17
2.2. Разработка урока «Роль спорта в тоталитарных режимах 1930-х гг.: Италия,
Германия» 24
2.3. Внеклассное мероприятие «Я ничего не знаю о спорте» 27
Заключение 31
Список источников и литературы 34
Приложение 1 44
Приложение 2 49
Приложение 3 51
Современный спорт - это неотъемлемая часть жизни общества. Миллионы людей по всему миру, так или иначе, связаны со спортом. Одни благодаря нему ведут здоровый образ жизни. Другие посвящают ему свои лучшие годы и строят спортивную карьеру. Третьи находят себя в мире спорта как тренеры, аналитики, комментаторы и прочее. Еще больше людей просто следят за спортивными событиями, за успехами и неудачами своих любимых команд и спортсменов. Истории спорта в этой глобальной системе отводится скромное место. Она интересна, когда есть разного рода поводы, а занимаются ею, прежде всего, журналисты, историки, либо увлеченные любители.
Мало внимания истории мирового спорта уделяет и школьная программа по всеобщей истории. Это подтверждает проект концепции историко-культурного стандарта по всеобщей истории среди многочисленных задач которого значится разве что формирование представления «обо всех сторонах жизни общества» . Тем не менее, в Федеральном государственном образовательном стандарте можно обнаружить упоминания об истории спорта, когда речь заходит о «формировании интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения».
Однако все перечисленное относится к преподаванию физической культуры, а не всеобщей истории, и в первую очередь призывает к изучению спорта в контексте отечественной истории, которая является лишь частью многовековой истории мирового спорта.
Степень изученности
Тема Олимпийских игр встречается во ФГОС не случайно. На протяжении последних 30-40 лет вопросами олимпийского образования занимались и занимаются различные специалисты, среди которых можно выделить В. С. Родиченко, В. И. Столярова, К. Н. Ефременкова и др. С другой стороны, осуществление олимпийского образования на практике в нашей стране по - прежнему остается проблемой. В ходе этого исследования было обнаружено всего несколько научных статей, описывающих подобный опыт.
В первую очередь следует выделить коллективную публикацию упоминавшегося К. Н. Ефременкова, И. А. Ефременковой и М. М. Ковылина о поэтапном осуществлении олимпийского образования в четырех общеобразовательных школах г. Смоленска . Каждый из семи этапов соответствовал школьной программе и реализовывался на межпредметной основе соответственно с 5-го по 11-й классы в ходе уроков истории, литературы, изобразительного искусства, музыки и др. Для учащихся одиннадцатых классов олимпийское образование проходило в рамках различных факультативов, семинаров и спецкурсов.
Статья Н. Н. Мелентьевой и Ю. В. Поженской рассматривает эксперимент в 7-х классах средней общеобразовательной школы г. Вологды, который проходил во время зимних Олимпийских игр в Сочи. Специально разработанный блок практических уроков по истории древних и современных Олимпийских игр, каждый из которых занимал 90 минут, был также дополнен заданиями для внеучебной работы (оформление информационного листа на спортивном стенде школы).
Еще одна коллективная работа Ф. Н. Солдатенкова, А. В. Абрамова, А. В. Фурсова и В. В. Шабановой описывает исследование по внедрению олимпийского образования в программу 8-х классов одной из школ г. Сургута. Помимо наполнения уроков по физической культуре историческими фактами, датами, событиями из истории античных и современных Олимпийских игр, вдобавок проводились внеклассные мероприятия олимпийской направленности (конкурс рисунков, разработка докладов и рефератов, классные часы, праздничные квест- игры).
Несмотря на выводы авторов приведенных статей о положительном влиянии олимпийского образования на «ценностные ориентации личности» и о возможности дальнейшей работы в данном направлении , - все они носят эпизодический характер.
Проблема анализа учебно-методического комплекса на предмет наличия в нем олимпийской истории рассматривается еще реже, чем практика осуществления олимпийского образования. Удалось найти всего две научные статьи на эту тему.
В работе Е. Д. Седуновой на примере средней школы г. Вологды анализируются программы по физической культуре, истории, литературе, изобразительному искусству, математике и географии. Итогом исследования стал вывод о том, что вопросы олимпийского образования по большей части рассматриваются в рамках физической культуры, но также имеют межпредметную связь с другими дисциплинами.
...
Современные требования к изучению всеобщей истории в школе, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте и в проекте концепции историко-культурного стандарта по всеобщей истории, предполагают обращение не только к политическим, военным и социальноэкономическим аспектам, но также к повседневной жизни общества, частью которого является и спорт.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы. Для того чтобы определить ресурсы и дефициты школьных учебно-методических комплексов по всеобщей истории в контексте изучения истории мирового спорта, был проведен контент-анализ 22 отобранных учебников по всеобщей истории. После их изучения стало понятно, что информация по истории мирового спорта в них представлена очень сжато и неравномерно. Наиболее широко она освещена в 5 классе. Прежде всего, за счет темы Олимпийских игр в Древней Греции - в трех из четырех учебниках отводится отдельный урок, который рекомендуют проводить и методические пособия. Также в учебниках за 5 класс представлено порядка 30 иллюстраций и 30 заданий, связанных с историей мирового спорта. В этом плане учебники за 6-11 классы однозначно уступают: 6 класс - 4 раздела в параграфах, 3 упоминания, 4 иллюстрации и 5 заданий; 7 класс - всего два упоминания; 8 класс - два упоминания и один раздел; 9 класс - 4 упоминания, одно задание; 10 класс - 7 упоминаний и 4 иллюстрации; 11 класс - один раздел, одно задание и одна иллюстрация.
Аналогичный вывод применим к методическим рекомендациям и рабочим тетрадям по всеобщей истории. Всего было отобрано 7 методических рекомендаций и 5 рабочих тетрадей по всеобщей истории за 5 -11 классы, изданных за последние годы. По количеству заданий опять же представляется возможным выделить только ресурсы, разработанные для 5 класса: 6 и 10 заданий в рабочей тетради и методических рекомендациях соответственно. Тогда как для других классов задания по теме истории мирового спорта почти не встречаются: 6 класс - по 2 задания в рабочей тетради и поурочных разработках; 11 класс - одно задание в методических рекомендациях. Тем самым очевидно, что материал по истории мирового спорта, предлагаемый современным учебно-методическим комплексом по всеобщей истории, не соответствует новым критериям изучения всеобщей истории.
С целью заполнить существующие пробелы в изучении мирового спорта в школе был разработан комплекс практических рекомендаций, которые можно применять в учебной и внеучебной деятельности: элективный курс, урок и внеклассное мероприятие.
Элективный курс для 9-11 классов рассчитан на 10 часов. Он предлагает познакомиться со спецификой изучения истории посредством работы с такими историческими источниками как английская периодика XIX века, участием в семинарах и дискуссиях, написанием рецензий и эссе. Данные формы обучения способствуют развитию: умения высказывать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения; навыков поиска, отбора, анализа информации и представления результатов самостоятельной работы. Также этот курс может повлиять на дальнейший профессиональный выбор учащихся.
Специально разработанный урок для 10 классов по истории спорта в тоталитарных государствах (Италии и Г ермании) позволяет углубить и расширить знания по теме межвоенного периода в курсе всеобщей истории. В качестве средств формирования универсальных учебных действий на уроке применяются работа в группах и просмотр отрывков документального фильма.
Внеклассное мероприятие «Я ничего не знаю о спорте», рассчитанное на 79 классы, предлагает познакомиться с историей мирового спорта посредством видеороликов, которые демонстрируют яркие эпизоды истории мирового спорта разных лет. На протяжении всего мероприятия учащиеся вовлечены в процесс игры. Таким образом, они получают возможность в более свободной атмосфере открыть для себя новые знания и пространство для самореализации в игре.
По итогу можно сказать, что изучение истории мирового спорта в школе практически отсутствует. Однако эта ситуация вполне поправима, учитывая, что задачи современного исторического образования и требования к новым учебно-
методическим комплексам включают рассмотрение всех сторон повседневной жизни общества. И, как показало данное исследование, возможности для изучения обширной и многовековой истории мирового спорта в школе действительно существуют.
1. Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/ (дата
обращения: 23.12.2019).
2. Приказ № 413 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в
действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата
обращения: 15.01.2020).
3. Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 N 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901837067 (дата обращения: 01.04.2020).
4. Проект. Концепция нового учебно-методического комплекса по
всемирной истории [Электронный ресурс]. URL:
http://tsput.ru/his_seminar/progect.pdf (дата обращения: 11.01.2020).
Учебно-методические комплексы:
5. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. 8-е изд. М.: Просвещение 2019. 287 с.
6. Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. 5 -е изд. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. 264 с.
7. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2015. 272 с.
8. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 13-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014. 256 с.
9. Ведюшкин В. А., Уколова В. И. История. Средние века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 111 с.
10. Вигасин А. А, Годер Г. И., Свенцицкая И. С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. 7 -е изд., М.: Просвещение, 2017. 303 с.
11. Волобуев О. В., Митрофанов А. А., Пономарев М. В. История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углубленный уровни: учебник для общеобразовательных учреждений. 13-е изд. стереотип. М.: Просвещение, 2014. 416 с.
12. Волобуев О. В., Пономарев М. В., Рогожкин В. А. Всеобщая история. XX - начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2012. 223 с.
13. Годер Г. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1. 5-е изд. М.: Просвещение, 2017. 80 с.
14. Годер Г. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 2. 5-е изд. М.: Просвещение, 2017. 80 с.
15. Загладин Н. В. Всеобщая история. Новейшая история XX - начало XXI века: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. 272 с.
... всего 83 источника