ОРГАНИЗАЦИЯ МОБИЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ДЕТСКОЙ АКТИВНОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности эмоционально-волевого развития детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Социальная ситуация развития современных детей старшего дошкольного возраста, в том числе развивающихся в пространстве
гаджетов 14
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И
РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Анализ результатов 23
2.3. Организация мобильных центров детской активности развивающей предметно-пространственной среды группового помещения как условие развития волевых качеств и профилактики эмоциональных проблем детей
старшего дошкольного возраста 28
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.
Термин «модернизация» применительно к образованию означает преодоление, а также замену традиционных ценностей, препятствующих распространению новых технологий в образовании, внедрение новых форм и методов обучения. Другими словами, модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
Требования современной жизни продиктованы переходом современных мировых цивилизаций к постиндустриальному обществу, в котором производственными ресурсами являются информация и знания. Главной движущей силой становятся научные разработки. Новое современное общество видит будущее в науке, технике, рационально организованной экономике и новых технологиях. К наиболее ценным качествам относятся: профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что с привлечением достижений научно-технического прогресса могут быть решены любые проблемы, стоящие перед обществом.
В силу того, что новое поколение детей растет и развивается в условиях становления постиндустриального информационного общества , оно с самого рождения сталкивается с высокотехнологичными достижениями. Не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, социальный и предметный мир, ожидания взрослых от детей.
В век информационных технологий прочное место в нашей жизни занимают гаджеты (от английского слова gadget - приспособление). В настоящее время именно они облегчают людям жизнь, оказывают значительную помощь в работе и учебе, медицине и спорте, развлечении и других сферах. К ним относятся смартфоны, игровые приставки, планшеты, навигаторы, видеорегистраторы, электронные книги, интерактивные игрушки и многие другие.
Современные дети легко и быстро осваивают гаджеты. Уже в 3-4 года умеют открывать Интернет, закачивать в планшет игры и музыку, переключать каналы телевизора. Они вполне уверенно себя чувствуют в различных компьютерных играх. Уже первоклассники делают презентации и доклады на компьютерах, а учителя в общеобразовательных школах ведут электронные дневники успеваемости своих учеников и выкладывают домашние задания. Ребенок должен прийти в школу уже подготовленным, хорошо владеющим различными электронными устройствами.
Сегодня многие педагоги, психологи, родители всерьез озадачены влиянием технического прогресса на психику ребенка, в том числе на его эмоционально-волевую сферу. Существующие мнения довольно противоречивы, в частности из-за недостаточной изученности данной проблемы.
Вместе с тем, все мнения сходятся в одном: в связи с быстрыми социальными переменами в современном мире необходимо обновление содержания и организации учебно-воспитательного процесса, направление педагогической деятельности в русло формирования личности Человека будущего, в том числе, важной ее стороны - эмоционально-волевой сферы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста через организацию мобильных центров детской активности развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) группового помещения дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ).
Объектом исследования является эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - актуальное состояние эмоционально-волевой сферы современных детей старшего дошкольного возраста; организация мобильных центров детской активности РППС ДОУ.
Гипотеза: учитывая факт изменения контекста развития современных детей, мы предполагаем, что:
• присутствуют особенности в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста, развивающихся в пространстве гаджетов;
...
В данной выпускной квалификационной работе мы подчеркнули необходимость внедрения новых технологий в образовании, новых форм и методов обучения в соответствии с требованиями современной жизни, нового современного общества - общества информационных технологий.
Нами было изучено понятие и сущностные характеристики составляющих эмоционально-волевой сферы, выявлены особенности эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста, охарактеризована социальная ситуация развития современных детей старшего дошкольного возраста, в том числе развивающихся в пространстве гаджетов.
Мы провели диагностику актуального состояния эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста, рассмотрели способы преобразования РППС группового помещения с целью профилактики эмоциональных проблем и развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью обновления содержания и организации учебно-воспитательного процесса, направления педагогической деятельности в русло формирования личности человека, востребованного и развивающегося в соответствии с требованиями современного общества. Внедрение во все сферы деятельности высокотехнологичных достижений - гаджетов, облегчающих нашу повседневную бытовую жизнь, не может не оказывать влияние на развитие нового поколения. Необходимость выявить характер этого влияния вызывает интерес не только у теоретиков педагогики и психологии, но и у практикующих педагогов-воспитателей. На основании своих исследований специалисты вносят соответствующие изменения в дошкольное воспитание в современной системе образования .
Анализ теоретических положений позволил сделать ряд выводов:
44
1. Особенностями развития эмоционально-волевой сферы в старшем дошкольном возрасте являются:
- формирование у детей целеполагания, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;
- развитие способности к волевому усилию;
- развитие произвольности (возможности управлять);
- эмоции относительно продолжительны, устойчивы;
- эмоциональное предвосхищение;
- осознание содержания эмоций и выявление их причин;
- появление просоциальных эмоций - эмоций нравственного порядка.
2. В старшем дошкольном возрасте социальная ситуация развития характеризуется установлением отношений сотрудничества со взрослым, попытками влиять на него, активным освоением социального пространства вне рамок семьи, познанием мира человеческих отношений путем постепенного узнавания и принятия правил, диктуемых данным сообществом. Инициативность и самостоятельность ребенка в отношениях с взрослым возрастает.
3. Информационные технологии являются спутниками современного подрастающего поколения. Влияние на развитие и социализацию ребенка дошкольного возраста различных коммуникационных средств мало изучено, а опубликованные данные достаточно противоречивы. Поэтому такими актуальными являются новые исследования информационной среды современных детей, на их эмоционально-волевую сферу в частности.
В результате проведенного эксперимента нами установлена необходимость развития эмоционально-волевого компонента
психологической готовности к школе .
...
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С. 37-42.
2. Венгер Л.А. Большая энциклопедия. Игра и развитие личности дошкольника: Сб. науч. тр. М.: Педагогика, 1990. С. 27-34.
3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметноразвивающая и игровая среда детского сада. М.: УЦ «Перспектива», 2011. 208 с.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2005. 1136 с.
5. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях // Ребенок в детском саду. 2008. № 5. С. 55.
6. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. № 2. С.137-149.
7. Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3-6.
8. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметноигровой среды // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Творчество и педагогика». М.: Педагогика, 2006. С. 51-55.
9. Груздева О.В. Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста: практикум. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 278 с.
10. Гумилевская Н.Н. Российская модернизация образования — прорыв
в будущее // Молодой ученый. 2015. №2. С. 7-8. URL:
https://moluch.ru/archive/82/15021/ (дата обращения: 25.01.2019).
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.:
Академический Проект, 2000. 184 с.
12. Детская практическая психология: Учебник / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. 255 с.
13. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду:
Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. 147 с.
14. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
15. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2003. 144 с.
... ВСЕГО 55 ИСТОЧНИКОВ