Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЯМИ-ШКОЛЬНИКАМИ (ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)

Работа №170850

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Становление театрализации как формы работы с читателем - школьником 6
1.1. Понятие «театрализация» и ее возможности в формировании читательской грамотности учеников 6
1.2. Становление театра в учебном пространстве 14
Глава 2. Театрализация как форма работы с читателем - школьником 27
2.1. Театрализация в системе уроков литературы 27
2.2. Театрализация во внеклассной деятельности школьников - подростков 39
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1. Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Хирургия». Сценарий спектакля по рассказам из цикла В. Драгунского «Денискины рассказы»
Приложение 2. Сертификаты / диплом участника Международной научно-практической конференции

Понятие «театр» в учебном пространстве оформилось несколько столетий назад. Взаимопересечение театра и уроков литературы определило такие уникальные явления как «школьный театр» и «методика обучения выразительному чтению учеников», а также такую форму работы с читателями как «театрализация».
Понятие театрализации как формы работы с читателем (учеником), проблема понимания данного термина, отсутствие у некоторых исследователей разграничения понятий «театрализация», «инсценирование» и «драматизация» приводит нас к мысли о необходимости исследования данной формы в методике, ее становления в истории образования и методики преподавания литературы. Театрализация как форма работы, разрешающая множество методических задач, является одним из важных направлений современного исследования методики преподавания литературы.
К театрализации на протяжении нескольких веков обращались многие педагоги и методисты: Симеон Полоцкий, В.П. Острогорский, И.Ф. Анненский, М.А. Рыбникова, А.Д. Алферов, П.И. Колосов, В. Г. Маранцман, Т.С. Зепалова и Д.К. Мотольская. Современные учителя также обращаются к театрализации, пытаясь максимально изучить все стороны и возможности данной методической формы работы.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что проблема мотивации современных школьников к чтению и анализу произведения становится все более значимой. В современной методике одним из центров теоретиков и учителей-практиков становится такое явление как читательская грамотность. Театрализация же помогает решить эту проблему наряду с другими проблемами и образовательными задачами. На протяжении нескольких веков методисты показывают, какие возможности, скрытые инструменты формирования грамотного читателя потенциально заложены в такой форме работы как театрализация. Однако мы не обнаружили теоретического обоснования и практического использования театрализации при формировании читательской грамотности школьников. В данной работе мы рассмотрим, как театрализация может способствовать формированию у учеников читательской грамотности, а также формированию ключевых компетенций учащихся.
Цель исследования - выявить методический потенциал театрализации в формировании грамотного читателя-школьника.
Данная цель достигалась через решение следующих задач:
1. Определить отличие терминов «театрализация», «инсценирование» и «драматизация».
2. Обозначить возможность формирования читательской грамотности посредством театрализации.
3. Выявить этапы становления театра и театрализации в образовательном пространстве.
4. Разработать методику театрализации на уроках литературы и во внеурочной деятельности, обозначив ее возможности формирования читательской грамотности.
Объект исследования - театрализация как форма работы с читателем- школьником в контексте исторического развития и ее потенциал в современной школе.
Предмет - методика театрализации как формы работы с учениками- читателями.
Теоретической основой исследования послужили работы М.А. Рыбниковой, Т.С. Зепаловой, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, В.Ф. Чертова, И.Н. Арзамасцевой; толковые словари Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, С.П. Кутьмина, А.П. Евгеньевой; статьи по методике преподавания литературы М.Е. Бойковой, Н. И. Никоновой, С.А. Тюрморезовой и М.Ю. Борщевской.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Театрализация - одна из форм работы с учениками, которая с каждым годом лишь набирает популярность. Театрализацией принято считать переработку литературного произведения для театра, для сцены; внесение элементов драматического действия в какое-либо произведение.
Формирование читательской грамотности - одна из наиболее актуальных проблем современной методики преподавания.
Мы предлагаем рассмотреть возможности театрализации как средства формирования читательской грамотности учеников. Театрализация активно внедряется в современную школу и является не только популярной, но и эффективной формой работы с читателем.
История учебного театра насчитывает около 350 лет. У истоков стоял С. Полоцкий, продолжили традиции - В.П. Острогорский, И.Ф. Анненский, М.А. Рыбникова, А.Д. Алферов, П.И. Колосов, они обогатили опыт своего предшественника. Во второй половине 20 века этой проблемой занимались В.Г. Маранцман, Т.С. Зепалова и Д.К. Мотольская. Стоит отметить, что опыт представленных нами методистов направлен на формирование грамотного читателя. Несмотря на то, что эти методисты не были знакомы с таким современным явлением как читательская грамотность, интуитивно их деятельность была нацелена на формирование тех же читательских навыков, которые требуется развивать у современного школьника.
В 21 веке театрализация как системная форма работы не теряет своей актуальности, все чаще встречаясь на современных уроках литературы как одну из форм удачной работы с читателем-учеником, что подтверждает опыт современных учителей. Однако потенциал театрализации практически не раскрыт и не используется.
Сущность театрализации как как формы работы с читателем (учеником) заключается во взаимосвязанной художественно-эстетической, интеллектуально-речевой деятельности учеников под чутким руководством учителя литературы. Театрализация в методике является способом наделения текста смыслом, т.е. является интерпретацией произведения читателем (школьшиком) на основе личного опыта. Также театрализация направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, что помогает в определении идейного понимания произведения учеником. Она помогает в развитии речи учеников, преодолении школьниками страха публичных выступлений, помогает в определении идейного смысла произведения и повышении мотивации к чтению.
В данной работе были предложены наши методические разработки, связанные с использованием театрализации как на уроках литературы, так и на внеклассных литературных мероприятиях.
Мы предлагаем театрализацию как средство формирования грамотного читателя при работе со следующими произведениями школьных программ: баснями И.А. Крылова (5 класс), юмористическими рассказами А.П. Чехова («Хирургия» (5 класс), «Толстый и тонкий» (6 класс), «Хамелеон» (7 класс), рассказом И.С. Тургенева «Бежин луг» (6 класс), рассказом Л.Н. Толстого «После бала» (8 класс). Формирование читательской грамотности происходит за счет работы над таким аспектом как понимание. Ученики учатся правильно воспринимать смысл прочитанного текста, включая значение слов; осознают главную мысль художественного произведения. Так же происходит работа с «использованием» как аспектом формирования читательской грамотности (ученик может применять прочитанную в тексте информацию для немедленного решения какой-либо цели или задачи).
Для внеклассной деятельности мы предлагаем постановку спектакля на основе рассказов В. Драгунского из сборника «Денискины рассказы», Евгении Ярцевой из сборника «Апельсиновый зонтик», а также А. Жвалевского и Е. Пастернак из сборника «Типа смотри короче». В данном случае наиболее успешно реализуются такие аспекты читательской грамотности как вовлеченность и рефлексия. Вовлеченность проявляется в появлении или укреплении мотивации к чтению у школьников. В силу того, что ученики могут активно проявлять себя в выборе произведений для постановки на сцене, они становятся более заинтересованными в знакомстве с новыми литературными произведениями и могут подлинно наслаждаться процессом чтения. В силу того, что во внеурочной деятельности ученики знакомятся с подростковой литературой, в которой ярко описаны мысли и проблемы подростков, получает развитие такой аспект читательской грамотности как рефлексия, который проявляется посредством интерактивного чтения, в котором читатель устанавливает связь между прочитанной информацией и своими собственными мыслями, своим опытом....


1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник для студ. высших и средних пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
2. Баевский В. С. Русские методисты-словесники в воспоминаниях. - М.: Просвещение, 1969. - 216 с.
3. Бойкова М.Е. Я должна рассказать // Уроки литературы. - 2018. - №8. - С. 9-14.
4. Борщевская М.Ю. Обращение к театру на уроке литературы // Литература в школе. - 2022. - №2. - С. 74-84.
5. Бурдина И.Ю. Чехов в школе: Книга для учителя. - М.: Дрофа, 2001. - 320 с.
6. Головацкая Н. Ф. Анализ художественного произведения при помощи эйдос-конспекта // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - №6. - С. 75-80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-hudozhestvennogo-proizvedeniya- pri-pomoschi-eydos-konspekta(дата обращения: 19.05.2022).
7. Драгунский В. Денискины рассказы // Азбука веры. Художественная литература. Православная литература, библиотека художественных книг, 2020. - 208 с. URL: https://azbyka.ru/fiction/deniskiny-rasskazy- viktor-dragunskij/(дата обращения: 10.06.2021).
8. Евгеньева А. П. Словарь русского языка в 4 томах. Т. 1. - 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1985. - 696 с.
9. Евгеньева А. П. Словарь русского языка в 4 томах. Т. 4. - 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1988. - 800 с.
10. Жвалевский А.В., Пастернак Е.Б. Типа смотри короче. - 4-е изд. - М.: Время, 2014. - 256 с.
11.Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 176 с.
12. Исследование «PISA для школ». Руководство читателя к школьному отчету. ОЭСР, 2020. - 57 с. URL: https://www.oecd.org/pisa/pisa-for- schools/Reader's%20guide%20in%20Russian.pdf(дата обращения: 21.04.2022).
13. Колганова, Н.Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности школьников / Н.Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб: Реноме, 2012. - С. 5-8.
14. Колосова В.М. Пути формирования читательской грамотности в процессе обучения// Вестник науки. - 2022. - №2 (47). - С. 26-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-chitatelskoy-gramotnosti-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 22.04.2022).
15. Коровина В.Я. ЛИТЕРАТУРА. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2021. - 352 с....(40)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ