ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ
ПРИВЯЗАННОСТИ В ДЕТСТВЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ В СТАТУСЕ РОДИТЕЛЯ 9
1.1. Анализ изучения феномена привязанности в психологической науке с
момента открытия теории привязанности в 50-60-х г. ХХ в. до настоящего времени 9
1.2. Понятие стиля воспитания. Определения. Классификации отечественных
и зарубежных учёных 28
1.3. Роль опыта привязанности матери в формировании детско-родительских
отношений в семье, воспитывающей ребёнка дошкольного возраста 37
Выводы по главе 1 47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКОГО ОПЫТА ПРИВЯЗАННОСТИ ЖЕНЩИНЫ К МАТЕРИ И СТИЛЯ
ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 51
2.1. Организация и методы исследования 51
2.2. Исследование взаимосвязи детского опыта привязанности женщины к
матери и стиля воспитания ребёнка дошкольного возраста 55
2.3. Программа оптимизации стиля воспитания ребёнка дошкольного возраста
с учетом детского опыта привязанности женщины к матери 64
Выводы по главе 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
На современном этапе развития психологической науки семья представляется стержневой основой психического развития, формирования личности и всей системы человеческих взаимоотношений. Опираясь на данный подход, значительный ряд феноменов, закономерностей и ключевых особенностей эмоционального и познавательного развития ребенка, а впоследствии и взрослого человека, получает свое раскрытие в среде анализа, как семейных отношений в целом, так и детско-родительских в частности.
Таким образом, значимость характера взаимоотношений в семье для формирования основных черт характера, привычек, базовых ценностей, а также общественно важных качеств личности, безусловна и очевидна.
Известно, что человек, только рождаясь на свет, сразу же попадает в первые в своей жизни межличностные отношения «мать - ребенок», которые очень важны для новорожденного, поскольку именно мать в первую очередь является источником развития ребенка, как субъекта познавательной активности и общения. Именно характеру эмоциональной связи с матерью принадлежит особая роль в становлении основ самосознания человека, в том числе отношения к окружающему миру и людям, что отмечали такие ученые, как Л.И. Божович, Г.Г. Филиппова, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Фрейд, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, М. Малер, М. Кляйн, Дж. Боулби, М. Эйнсворт и др.
И одно из ключевых понятий в психологии развития, характеризующих детско-родительские взаимоотношения, это, безусловно, привязанность. Этот термин появился благодаря английскому психиатру и психоаналитику Джону Боулби еще в 5О-х-60-х годах прошлого столетия. Феномен привязанности представляет собой витальную потребность ребенка в близости со значимым взрослым, которая проявляется в установлении доверительных и безопасных отношений.
Такие ученые, как Д. Боулби и М. Эйнсворт, в своих исследованиях впервые показали важную роль привязанности, которая оказывает колоссальное, разностороннее, долгосрочное и даже во многом непреходящее влияние на становление целого ряда сторон эмоционально-личностной и коммуникативной сфер в развитии личности человека, что в последующем подтвердили такие ученые, как Е.С. Калмыкова, Е.О. Смирнова, М.А. Падун, Г.В. Бурменская M. Main, J. Cassidy, C. Hazan, P. Shaver, G. Amsden, M. Greenberg, K. Batholomew, M. Mikulincer, R. Fraley, K. Davis, N. Rosenthal, R. Kobak, B. Feeney, и др.
Также Д. Боулби и М. Эйнсворт выделили и охарактеризовали конкретные типы эмоциональной привязанности к матери на протяжении всей жизни человека: надежный, амбивалентный, избегающий,
дезорганизованный, единственно гармоничным из которых является только надежный тип привязанности.
Согласно представлениям автора теории привязанности Д. Боулби, тип привязанности, который сформировался у ребенка с близкими взрослыми (чаще всего это мать, как главный объект привязанности) станет основой всех последующих взаимоотношений.
Таким образом, весь тот уникальный и совершенно многообразный опыт во взаимоотношениях ребенка с близкими взрослыми (родителями) и прежде всего с матерью, накладывает неизгладимый отпечаток на личности, оказывая влияние уже во взрослой жизни в совершенно разных ее аспектах.
Следует сказать, что отпечаток детского опыта внутрисемейных взаимодействий с родителями особенно проявляется при выборе стратегии взаимоотношений с собственными детьми. И зачастую характер этого выбора неосознанный, так как сложившаяся внутренняя рабочая модель взаимоотношений с родителями (главным образом, с матерью) влияет на становление родительской позиции уже взрослой женщины и, так или иначе, может привести к повторению опыта во взаимодействии со своими детьми. А опыт, в свою очередь, может быть, не только позитивным, но и негативным, что безусловно актуализирует проблему психологического здоровья и благополучия подрастающего поколения.
В отношении собственных детей этот опыт, в том числе, находит свое выражение в так называемых стилях родительского воспитания. Под стилем семейного воспитания подразумеваются те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителя к ребенку, характер контроля за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказании.
...
психологии развития, обращение к которому имеет большое значение для понимания влияния данного опыта на психическое и физическое здоровье в целом, а также на формирование личности и ее жизненного пути за пределами детства.
Опыт взаимодействия дочери с матерью, полученный в детском возрасте - это источник ее эмоционального благополучия, компетентности и личностного развития. Начиная с раннего возраста у дочери уже формируется определенный тип эмоциональной привязанности к матери, сохраняющий определенную устойчивость с течением времени и оказывающий влияние не только на отношение дочери к самой себе и к окружающим людям, но и впоследствии к собственным детям. Известно, что позитивное отношение к матери дает возможность принять ее образ, а также становится фактором становления материнской идентичности и способствует обретению уверенности в успешности освоения материнской роли. Тогда как небезопасность в отношениях привязанности с матерью, отношения, отягощенные конфликтами, напротив, могут стать значимым препятствием как для личностного становления, так и для формирования гармонии в детско- родительских взаимоотношениях, где уже выросшая дочь становится матерью и проживает индивидуальный опыт материнства в отношениях с собственным ребенком.
В свою очередь следует сказать, что именно дошкольный возраст ребенка является ключевым в становлении эмоционального развития и формировании структуры семейных отношений, преимущественно во взаимоотношениях с матерью, а также приносит ребенку абсолютно новые и значимые с точки зрения развития достижения. В данный период интенсивно развивается и самосознание, особенности которого также зависят от ранних отношений с матерью, показывающих, что из отношений привязанности, а также из выбранного матерью стиля воспитания развиваются впоследствии модели восприятия себя, других и мира.
Несомненно, проблема выбора стратегии воспитания и сложившегося характера взаимоотношений с ребенком, обнаруживает в себе различные факторы с разной степенью влияния (такие, как образование и культурный уровень, традиции, социальный статус, физическое здоровье и т.д.) и является достаточно многогранной и сложной. Но, тем не менее, можно утверждать, что детский опыт взаимоотношений с родителями (а первые годы жизни, «до начала активной фазы социализации» человек взаимодействует практически только со своей семьей, главным образом, с матерью), в центре которого стоит привязанность - витальная потребность в близости со значимым взрослым, оказывает неизгладимое впечатление на всю жизнь человека, особенно ярко проявляясь далеко за пределами детства, а именно на пороге уже собственного родительства.
Таким образом, интерес данной работы и заключался в выявлении взаимосвязи детского опыта привязанности женщины к матери и стиля воспитания ребенка дошкольного возраста с последующей разработкой программы оптимизации стиля воспитания ребенка дошкольного возраста с учетом детского опыта привязанности матери.
В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты взаимосвязи типа привязанности женщины к матери и стиля воспитания ребенка дошкольного возраста.
Женщины с надежным типом привязанности к своей матери чувствуют себя более уверенно и спокойно в своей материнской роли. Они также готовы устанавливать четкие границы и правила в конструктивной форме. Их отличает эмоциональная открытость, внимательность, чуткость, и склонность к более теплому и гармоничному стилю воспитания.
Женщины с тревожно-амбивалентным типом привязанности к матери испытывают повышенную тревожность, неуверенность в отношении эмоциональных взаимодействий, включая установление каких-либо санкций для своего ребёнка. Испытывают сложности с применением конкретных ограничений, запретов и с установлением четких границ в отношении поведения своих детей.
...
1. Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А. Влияние стиля детско - родительских отношений на возникновение страхов у детей // Психологическая наука и образование. 2008. №4. С. 35 - 47.
2. Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 82-92.
3. Авдеева H.H. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 3-12.
4. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 2003. 152 с.
5. Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 7—14.
6. Авидон И., Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. М.: Речь, 2010. 256 с.
7. Агибалова Н. И., Онуфриева В. В. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и волевых качеств подростков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 37. С. 7-11.
8. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 448 с.
9. Алимова А. А., Меджитова Э.С. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с различным типом привязанности к матери // Ученые записки крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 4(10). С. 106-109.
10. Алмазова О.В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблингов: дис. канд. психол. наук. М., 2015. 265 с.
11. Алмазова О.В. Эмоциональные связи сиблингов и привязанность к матери во взрослом возрасте // Национальный психологический журнал. 2013. № 3. С. 96-102.
12. Барановская Т. И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (Лонгитюдное исследование): дис. канд. психол. наук. Иваново, 2002. 324 с.
13. Барышнева С.В. Взаимосвязь представлений о детском опыте и характеристик партнерских отношений у молодых взрослых: дис. магистр. психол. наук. СПб., 2016. 88 с.
14. Белл К. Мать и дочь — трудное равновесие // Консультативная психология и психотерапия. 1998. № 1. C. 12—28.
15. Беляева Н. И. Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка // In Situ. 2016. № 4. С. 95-99.
... всего 108 источников