Программно-методическое обеспечение логопедической работы над
развитием навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проекта «Программно-методическое обеспечение логопедической работы над развитием навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня»
7
Развитие связной монологической речи в норме в онтогенезе 7
Особенности развития связной монологической речи при общем
недоразвитии речи 12
Обзор существующих подходов к развитию навыка составления рассказов у детей 17
Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе 23
Глава II. Описание проекта «Программно-методическое обеспечение
логопедической работы над развитием навыка составления рассказов у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня» 31
План реализации проекта 31
Предпроектное исследование 34
Диагностический этап 38
Разработческий этап 53
Апробация и оценка результативности 60
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложения 75
Актуальность. Старший дошкольный возраст - период, в котором по программе обучения, активно включается механизм развития навыка составления рассказов. Трепетное внимание данному периоду уделяют ведущие специалисты, такие как В.И. Яшина, М.М. Алексеева, Н.А. Стародубова [1; 39].
Для устранения у детей нарушений навыка составления рассказов, учителя-логопеды в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) осуществляют коррекционную и, немаловажную, профилактическую работу, но сталкиваются с тем, что дошкольникам неинтересно заниматься с привычным настольным материалом.
Современные дети - это новое поколение, которое неразрывно связано с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ), они не представляют своё существование без различного рода «гаджетов». Влияние технологического прогресса является проблемой, но, в то же время, информационно-коммуникационные технологии открывают новые горизонты. Задача современной коррекции: правильно выявить и
использовать новые возможности для получения позитивных результатов и дальнейшего благополучного прогноза при формировании навыков речевого развития.
Выбор места реализации обусловлен потребностью со стороны учителей-логопедов в разработке программно-методического и дидактического обеспечения с использованием информационнокомпьютерных технологий, которое будет влиять положительно как на коррекционное воздействие, так и на увлеченность и интерес детей к занятиям, также осуществлять дифференцированный подход.
При подготовке к реализации проекта, мы столкнулись с тем, что используемые материалы учителем -логопедом в ДОУ для развития навыка составления рассказов являются традиционными - печатный настольный материал, детям они становятся не интересны или заучиваются, следовательно, не приносят должного коррекционного воздействия. Рабочую программу коррекционного курса «Развитие речи» на базе реализации проекта специалист в работе не использует.
Объект проектного исследования: связная монологическая речь дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет проектного исследования: логопедическая работа по развитию навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель проектного исследования: дополнить и конкретизировать программно-методическое обеспечение для логопедической работы над развитием навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и разработать дидактическое обеспечение с использованием интерактивной платформы LearningApps и
дифференцированные методические рекомендации для его реализации.
Проектная идея: особенности навыка составления рассказов,
выявленные на диагностическом этапе, позволят нам дополнить и конкретизировать программно-методическое обеспечение, разработать дидактическое обеспечение с использованием интерактивной платформы LearningApps и дифференцированные методические рекомендации для их реализации, которые обеспечат положительную динамику развития навыка составления рассказов.
Задачи проектного исследования:
1. Определить современное состояние проблемы и провести предпроектное исследование существующих подходов к логопедической работе для развития навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, изучив используемое дидактическое обеспечение, данные от учителя-логопеда и рабочую программу коррекционного курса «Развитие речи» в ДОУ - базе реализации проекта;
2. Выявить особенности и уровень сформированности навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в ДОУ - базе реализации проекта;
3. Разработать тематическое планирование рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи», дидактическое обеспечение с использованием интерактивной платформы LearningApps для логопедической работы над развитием навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дифференцированные методические рекомендации к данному дидактическому обеспечению;
4. Апробировать тематическое планирование рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи», дидактическое обеспечение с использованием интерактивной платформы LearningApps для логопедической работы над развитием навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, а также дифференцированные методические рекомендации к данному дидактическому обеспечению;
5. Оценить предложенное программно-методическое и
дидактическое обеспечение через оценку динамики речевого развития и отзыв практикующего учителя-логопеда ДОУ на базе реализации проекта.
Целевая аудитория: обучающиеся старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Продукт проектного исследования: тематическое планирование
рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи», интерактивные упражнения для развития навыков составления рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием интерактивной платформы LearningApps, дифференцированные
методические рекомендации для учителей-логопедов по использованию интерактивных упражнений.
Механизм реализации проекта:
1. Разработка тематического планирования рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи»;
2. Разработка дидактического обеспечения с использованием интерактивной платформы LearningApps для логопедической работы над развитием навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня:
• подбор текстов, вопросов к картинкам, заданий;
• подбор серий картинок и сюжетных картинок;
• размещение подобранного материала в интерактивной платформе LearningApps.
3. Разработка дифференцированных методических рекомендаций для учителей-логопедов по данному дидактическому обеспечению;
4. Апробация разработанного комплекса интерактивных упражнений в соответствии с тематическим планированием рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи»;
5. Оценка результативности.
Ожидаемые результаты: мы предполагаем, что разработанное нами программно-методическое обеспечение для логопедической работы над развитием навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дидактическое обеспечение с использованием интерактивной платформы LearningApps для его реализации обеспечит положительную динамику.
Методы: теоретический анализ литературы, метод проектирования, изучение психолого-педагогической и медицинской документации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
На предпроектном этапе было выявлено, что 100% обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня (далее - ОНР III уровня) имеют нарушения связной монологической речи. Они испытывают трудности в построении логически последовательного высказывания и трудности в оформлении лексико-грамматического высказывания. По результатам анализа программно-методического и дидактического обеспечения, мы выявили, что интерактивные упражнения не используются в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) учителем-логопедом для развития связной монологической речи, а рабочие программы коррекционных курсов не пишутся, вся деятельность учителя-логопеда представлена суммарно в одной работе, которая названа адаптированная рабочая программа учителя-логопеда.
На диагностическом этапе для выявления особенностей и уровня сформированности навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня были использованы 4 задания: составление двух повествовательных рассказов с опорой и по представлению и двух описательных рассказов с опорой и по представлению. Они оценивались по 4 критериям: смысловой адекватности и самостоятельности выполнения, возможности программирования текста, грамматического и лексического оформления. В результате у детей были выявлены условно два уровня успешности - низкий уровень и уровень ниже среднего и следующие особенности: степень развернутости рассказов составляла в среднем 2-4 предложения, большинство детей удерживали тематичность, рассказы соответствовали предложенной теме, но тема не была раскрыта полностью, для рассказов, составленных детьми, в большинстве случаев были характерны лексические повторы, в подавляющем большинстве в рассказах обучающихся использовались простые малораспространенные предложения, в среднем длина предложений составляла 2-4 слова. Составление фраз большинство детей подменяли простым перечислением изображенных действий, наблюдались единичные негрубые аграмматизмы.
С учетом выявленных особенностей было разработано тематическое планирование рабочей программы коррекционного курса «Развитие речи», где представлены три направления работы - формирование словаря, грамматического строя и связной речи. Тематическое планирование подразумевает единое направление и задачи, но дифференцированность в подборе методов работы.
Подобран комплекс интерактивных упражнений с использованием платформы LearningApps по следующим типам: на основе воображения, серии картинок, заданному плану, творческий рассказ по картине и сюжетной картине (с выбором). Также разработаны дифференцированные методические рекомендации к данным программно-методическому и дидактическому обеспечению, в которых отражена специфика работы с каждой из групп с относительно благоприятной перспективой и менее благоприятной перспективой.
Проект апробирован в течение 3 месяцев - 22 занятия. Получена положительная динамика - переход с уровня ниже среднего на средний уровень продемонстрировало 3 (30%) детей, 2 (20%) с детей остались на прежнем среднем уровне и 5 (50%) на уровне ниже среднего, но внутри уровня наблюдался прирост баллов. В дальнейшем благоприятная перспектива к концу учебного года 4 детям выйти на следующий уровень успешности. Также дан положительный отзыв практикующего учителя- логопеда ДОУ на базе реализации проекта.
Таким образом, цель, задачи и проектная идея реализованы.
В качестве дальнейшей перспективы предложено представление продуктов и опыта реализации проекта на методическом объединении и использование данных материалов в практической деятельности другими учителями-логопедами ДОУ, а также запрос учителя-логопеда о разработке интерактивных упражнений для продолжения коррекционной работы .
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина // — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2020. 255 с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2009. 158с.
4. Ворошнина Л.В. Хрестоматия к курсу Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.В. Ворошнина. Пермь, 2001. 563 с.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6-ти т.Т.4. / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 1982. 268 с.
6. Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада: Методическое пособие / В.В. Гербова. - М.: Мозаика- Синтез, 2022. 144 с.
7. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Дефектология, 2014. С.69-76.
8. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник / В.П. Дудьев. - Москва: Владос, 2008. 366 с.
9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2015. 132 с.
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: ЛИТУР, 2011. 96 с.
11. Иванова Т.А. Психолого-педагогические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста / Т.А. Иванова // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.]. 2017. С. 131-135.
12. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. 2-е изд., испр. и доп. - Владос. 2019. 280 с.
13. Клинические рекомендации. Специфические расстройства развития
речи у детей. Российское общество психиатров, 2019. URL: https://psychiatr.ru/download/4314?view=1&name=06 (дата обращения:
10.10.23)
14. Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста// Фундаментальные исследования, 2021. № 3. С. 53 -77.
15. Кокаева Х.В. Коммуникативные функции монолога / Кокаева Х.В. //
Изд.: Московский психолого-социальный университет (Москва); Мир
образования - образование в мире № 3. 2016. С. 267-273....50