Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аутентичный сериал как средство развития умений монологической речи на уроке английского языка в 8-9 классах в условиях дополнительного образования

Работа №170807

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития умений монологической речи на уроке английского языка обучающихся 8-9 классов в условиях дополнительного образования 11
1.1 Психолого-педагогические особенности обучающихся 8-9 классов с
точки зрения обучения иностранному языку 11
1.2 Развитие монологической речи обучающихся 8-9 классов в условиях
дополнительного образования 15
1.3 Использование аутентичного сериала как средства развития умений
монологической речи на уроке английского языка 23
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению
аутентичного сериала как средства развития умений монологической речи в 8-9 классах в организациях дополнительного образования 35
2.1 Диагностика исходных данных 35
2.2 Разработка и апробация видеокурса по аутентичному сериалу
«Wednesday» 44
2.3 Результаты заключительной диагностики 58
Выводы по главе 2 63
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложение А 76
Приложение Б 78
Приложение В 79
Приложение Г 86
Приложение Д 87

Актуальность темы исследования. Согласно ФГОС ООО, целями обучения иностранным языкам в школе является «формирование и совершенствования коммуникативной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой...» [Федеральный государственный... ].
Обучающиеся должны не только знать лексику и грамматику иностранного языка, они должны владеть практическими навыками устной и письменной речи. Наибольшее затруднение у обучающихся вызывает создание монологического высказывания на иностранном языке.
Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования, в области монологической речи обучающиеся основного общего образования должны уметь создавать устные связные монологические высказывания объемом 10-12 фраз с вербальными или невербальными опорами или без них в рамках тематического содержания речи, а также уметь передавать основное содержание прочитанного или прослушанного текста [Федеральный государственный.].
Перед учителем встает вопрос, какие средства помогут развить умения монологической речи так, чтобы это сочетало в себе эффективность и поддерживало интерес обучающихся к изучению иностранного языка. Одним из таких средств в отечественной и зарубежной методике считается аутентичный материал. Наибольший интерес для выбранной нами категории обучающихся представляют современные зарубежные аутентичные сериалы, которые являются неотъемлемой частью жизни большинства детей старшего подросткового возраста.
При правильной интеграции сериала в процесс обучения иностранному языку аутентичный сериал может стать эффективным средством развития умений монологической речи обучающихся 8-9 классов.
Учителя общеобразовательных школ зачастую не включают аутентичный сериал в процесс обучения иностранному языку по ряду причин: большие затраты сил и времени на разработку урока с использованием такого средства, строгое ограничение программными и временными рамками урока и др. В то же время некоторые обучающиеся не могут в полном объеме освоить требуемые умения и навыки в рамках школьной программы, поэтому они обращаются в организации дополнительного образования.
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», одной из основных целей вида профессиональной деятельности в организации дополнительного образования является «организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций...» [Приказ министерства труда и социальной защиты..., с. 2].
Изучение языка в организациях дополнительного образования позволяет обучающимся достичь более высокой результативности в школе за счет того, что в таких организациях максимально учитываются способности обучающихся, нет строгого ограничения программой и есть возможность интеграции большего количества различных аутентичных ресурсов для успешного формирования и развития как языковых, так и речевых навыков и умений обучающихся.
Таким образом, встает вопрос о специфике использования аутентичного сериала в качестве средства развития умений монологической речи обучающихся основного общего образования.
Актуальность проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Аутентичные сериал как средство развития умений монологической речи на уроке английского языка в 8-9 классах в условиях дополнительного образования».
Объектом исследования является обучение иностранному языку в 8-9 классах.
Предметом исследования выступает аутентичный сериал как средство развития умений монологической речи обучающихся 8-9 классов в условиях дополнительного образования.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем доказать эффективность применения аутентичного сериала (на примере сериала «Wednesday») в процессе развития умений монологической речи при обучении английскому языку в 8-9 классе в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие умений монологической речи при обучении английскому языку в 8­9 классах в условиях дополнительного образования будет эффективным, если использовать в процессе обучения аутентичный сериал (на примере сериала «Wednesday»).
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические особенности обучающихся 8-9 классов с точки зрения обучения иностранному языку.
2. Рассмотреть понятие монологической речи, определить особенности развития умений монологической речи обучающихся 8-9 классов в условиях дополнительного образования.
3. Рассмотреть понятие аутентичного сериала, определить его лингводидактический потенциал в качестве средства развития умений монологического высказывания в 8-9 классах.
4. Разработать и апробировать видеокурс по сериалу «Wednesday» для обучающихся 8-9 классов в условиях дополнительного образования на базе школы иностранных языков «Red Bus» г. Красноярск.
5. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предложенного видеокурса.
Теоретическую базу исследования составили: нормативные
документы, регламентирующие процесс обучения в условиях дополнительного образования: М.Г. Петровой [Петрова, 2017]; работы отечественных и зарубежных ученых, исследующих психолого­педагогические особенности обучающихся подросткового возраста: Д.Б. Эльконина [Эльконин, 1997], Л.И. Божович [Божович, 1968], А.С. Белкина [Белкин, 2000], Э. Эриксона [Эриксон, 1996], И.В. Шаповаленко [Шаповаленко, 2005], Б.С. Волкова [Волков, 2017], Е.В. Толбатовой [Толбатова, 2015], И. Ю. Кулагиной [Кулагина, 2001], Ж.А. Леснянской [Леснянская, 2018], Д.И. Фельдштейна [Фельдштейн, 1987].
В работе также рассматривались особенности обучения иностранным языкам: И.А. Зимней [Зимняя, 1999], М.З. Биболетовой [Биболетова, 2007], Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез [Гальскова, Гез, 2006], М. Л. Вайсбурд, [Вайсбурд, 2007], С.В. Ивановой [Иванова, 2020], Т.И. Скрипниковой [Скрипникова, 2017], A. Бёрнс [Burns, 2019].
В сфере обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования мы опирались на труды М.Г. Петровой [Петрова, 2017], Ю.В. Копыловой [Копылова, 2017], И.Н. Васичкиной [Васичкина, 2022], Л.В. Ракитской [Ракитская, 2023].
Особую роль в развитии и совершенствовании умений и навыков говорения играет работа с аутентичными материалами. Особенности аутентичных материалов, их использование на уроке иностранного языка рассматривается в трудах М.А. Казаковой, А.А. Евтюгиной [Казакова, Евтюгина, 2016], Л. Лиера [Lier, 1988], Дж. Хармера [Harmer, 2007], Д. Литтла, [Little, 1988].
Проблемой использования аутентичного сериала в процессе обучения говорению, в том числе монологической речи, занимаются Е.Н. Соловова [Соловова, 2005], С.П. Хорошилова [Хорошилова, 2019], А.Ф. Зейналова 7
[Зейналова, 2022], Л. В. Садовина [Садовина, 2016], А. В. Сахарова [Сахарова, 2021], Е. А. Коржнева [Коржнева, 2015], О.А. Артеменко [Артеменко, 2023].
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; изучение документации в сфере основного общего образования; анализ педагогического опыта; тестирование, методический эксперимент; обработка и анализ результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в разработке видеокурса, состоящего из 20 уроков, разбитых на тематические блоки, полностью нацеленного на развитие умений монологической речи обучающихся 8-9 классов, занимающихся по дополнительной программе в условиях организации дополнительного иноязычного образования.
Практическая ценность исследования: используемый видеокурс направлен на развитие умений монологической речи на базе дополнительного иноязычного образования среди обучающихся 8-9 классов. Результаты исследования можно использовать в качестве дополнительного материала на уроке английского языка как в системе дополнительного, так и основного общего образования по предмету «Английский язык».
Апробация и этапы исследования. Отдельные результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования КГПУ им. В.П. Астафьева в 2023 году. За период 2021-2023 гг. подготовлен доклад и опубликована статья в сборнике конференции, затрагивающая проблематику магистерской диссертации.
В 2023 году принята статья к публикации в рамках региональной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики».
Опытно-экспериментальная база исследования: Результаты
исследования апробированы и часть результатов внедрена в образовательный процесс организации дополнительного образования «Red Bus» г. Красноярска.
Структура работы: Введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованных источников и приложение. Работа изложена на 90 страницах машинописного текста, включая приложения.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы исследования, структура и содержание работы.
В первой главе рассматриваются психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку в условиях основного общего образования, понятие «монологическая речь», специфика обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования; раскрывается понятие «аутентичный сериал», рассматриваются особенности использования аутентичного сериала на уроках иностранного языка.
Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию умений монологической речи посредством аутентичного сериала. Практическая часть главы содержит описание этапов исследования и разработанного автором видеокурса по сериалу «Wednesday».
В Приложение А включен опросник обучающихся 8-9 классов.
В Приложение Б включены материалы входной диагностики обучающихся до работы с видеокурсом и контрольная работа, проведенная после работы с видеокурсом.
Приложение В включает технологическую карту одного из уроков видеокурса по аутентичному сериалу «Wednesday», направленного на развитие умений монологической речи обучающихся 8-9 классов в условиях дополнительного образования в школе иностранных языков «Red Bus» г. Красноярска.
Приложение Г включает в себя документ, подтверждающий апробацию и внедрение видеокурса по сериалу «Wednesday» на базе школы иностранных языков «Red Bus» г. Красноярска.
Приложение Д включает текст статьи «Использование аутентичных аудиоподкастов на уроке иностранного языка в 10-11 классах», опубликованной в сборнике материалов региональной студенческой научно­практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики», Красноярск, 13 апреля 2023 г.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования рассмотрены и проанализированы особенности использования аутентичного сериала как средства развития умений монологической речи на иностранном языке обучающихся 8-9 классов. Данная темя является актуальной и входит в круг научных интересов преподавателей, так как современные реалии требуют внедрения в процесс обучения языку новых средств и методов.
Язык - самый важный инструмент коммуникации человека. Овладение иностранным языком является одним из самых сложных процессов обучения в школе, так как происходит в отрыве от языковой среды.
Несмотря на то, что в школе стараются ориентироваться на практическое применение языка, то есть использование его в ситуациях общения, не всегда у учителей получается построить урок так, чтобы он был коммуникативно-направленного характера. Однако Федеральный
государственный стандарт основного общего образования ставит перед обучающимися 8-9 классов цели овладения навыками и умениями монологической речи, которых в рамках школы не всегда действительно достижимы. Более того, обучающиеся 8-9 классов со временем теряют интерес к изучению иностранного языка. Для того, чтобы обучающиеся не потеряли познавательную активность к языку, учитель должен использовать на уроке такие средства и методы, которые помогут поддерживать интерес и сделают урок более коммуникативно-направленным.
Помимо внутреннего интереса к иностранному языку существуют внешние мотивы изучения языка. Владение иностранным языком является важным навыком любого современного человека. Иностранный язык необходим в профессиональной деятельности, путешествиях, когда человек вынужден вступать в диалог культур. Обучающиеся, которые по каким -либо причинам имеют низкий уровень знаний по иностранному языку, или наоборот, хотят поддерживать свой уровень для дальнейшей сдачи экзаменов, зачастую обращаются в организации дополнительного образования.
Специфика системы дополнительного образования позволяет преподавателю максимально учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их потребности, способствуют творческому их развитию, тем самым помочь обучающимся достичь поставленных целей. Также, в силу более широких возможностей выбора методов и средств обучения, более гибкой программы в отличие от школьной, обучение монологической стороне речи в рамках организации дополнительного образования можно сделать эффективным и интересным для обучающихся, способствовать повышению их познавательного интереса.
Деятельность организаций дополнительного образования регулируется Федеральным Законом «Об образовании» (ст.75), где сказано, что организация в праве самостоятельно планировать свою деятельность, составлять учебный план, а также выбирать методы и приемы обучения.
В рамках работы были рассмотрены такие понятия, как «аутентичный материал», «аутентичный сериал», «монологическая речь», а также разработан и реализован видеокурс по аутентичному сериалу «Wednesday», состоящий из 20 уроков.
В ходе работы была достигнута цель исследования. Аутентичный сериал является эффективным средством развития умений монологической речи обучающихся основного общего образования. Упражнения и задания, разработанные в рамках видеокурса по фрагментам сериала «Wednesday» может быть использовано при изучении отдельных тем в рамках различных УМК, так как темы универсальны. Отдельные задания могут быть использованы при подготовке обучающихся к ОГЭ.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили отметить положительную динамику в области развития умений монологической речи обучающихся 8-9 классов.
Дальнейшей перспективой исследования является углубленное изучение особенностей использования аутентичного сериала в качестве средства развития не только монологической речи, но и других видов речевой деятельности, а также разработка видеокурсов по другим сериалам, актуальным для обучающихся подросткового возраста.


1. Единые требования к оцениванию по английскому языку. Формы контроля и критерии выставления оценки. 5-11 класс [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://obrlp.ru/upload2/iblock/e38/английский%20язык%20.pdf (Дата
обращения: 20.11.2023).
2. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://vg.mskobr.ru/files/2022/prof-of-pedagoga-dopobr/015.prikaz-mintruda-rf- 22.09.2021-n-652n.pdf (Дата обращения: 07.02.2023).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 класс) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (Дата обращения: 26.09.2023).
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.08.2023) [Электронный ресурс] // Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (Дата обращения: 06.11.2023).
5. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Иностранный (английский) язык (5-9 класс) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/03 frp anglijskij-yazyk 5- 9-klassy-1.pdf (Дата обращения: 26.09.2023).
6. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
7. Артеменко, О.А. Методические принципы обучения аудированию
на базе молодежного сериала [Электронный ресурс] / О. А. Артеменко, Е. В. Белова, В. В. Логинова // Педагогическое образование. - 2023. - Т. 2. - № 4. - С. 244-248. Режим доступа: https://po-journal.ru/wp- contentZuploadsZ2023Z03Zped-obrazovanie-t-4-2-2022.pdf (Дата обращения: 26.07.2023).
8. Биболетова, М.З. Обучение иностранным языкам в начальной школе [Текст] / М.З. Биболетова // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность (под ред. А. А. Миролюбова). - Обнинск: Титул, 2010. - С. 185-201.
9. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович ZZ Психология подростка. Хрестоматия сост. Ю.И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - С. 414 - 431.
10. Вайсбурд, М.Л., Каменецкая, Н.П. Обучение монологической речи [Текст] ZZ М.Л. Вайбурд, Н.П. Каменецкая, О.Г. Поляков ZZ Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Коллективная монография под ре. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. - С. 93-108.
11. Васичкина, И.Н. Личностно-ориентированное обучение
монологическому высказыванию на английском языке в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] Z XI Всероссийская научно­практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Естественнонаучное направление. Филологическое направление.
Новокузнецк, 2022. С. 100-101. Режим доступа:
https:ZZwww.elibrary.ruZitem.asp?ysclid=lola5oimh6172840261 &edn=zbphjd (Дата обращения: 03.03.2023).
12. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста [Текст] Z Б.С. Волков. - М.: КНОРУС, 2016. - 266 с.
13. Гальскова, Н.Д. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. - М.: КНОРУС, 2017. - 390 с.
14. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез; 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
15. Горшкова, С.Ю. Использование аутентичных видеоматериалов при формировании коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка [Текст] / С.Ю. Горшкова // Вопросы педагогики, 2021. № 5-2. С. 84-87....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ