ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие «экологические представления» 6
1.2. Учет возрастных особенностей старших дошкольников при
формировании экологических представлений 13
1.3. Особенности проектная деятельности детей старшего дошкольного
возраста 20
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 26
2.1. Изучение экологических представлений детей старшего
дошкольного возраста 26
2.2. Организация проектной деятельности детей старшего дошкольного
возраста, направленной на формирование экологических
представлений 37
2.3. Описание опытно-экспериментальной работы и анализ ее
результатов 42
Выводы по Главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность исследования. Взаимоотношение человека с природой - чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшееся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым.
Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о ней. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Суть экологических представлений была отражена в работах российских ученых С.Д. Дерябо, А.М. Левочкина, В.А. Сребец, В.А. Ясвин и др. В исследовательских работах, указанных ученых продемонстрирована структура экологических представлений и их значение в осуществлении природоохранной деятельности дошкольников. В некоторых научных трудах обращается внимание на то, что один из самых важных принципов экологического обучения - это непрерывность. Вместе с тем непрерывность в данном случае представляет собой взаимосвязанный образовательный процесс, процесс личностного развития и воспитания в ходе всей жизни. Специальная роль в таком процессе отводится дошкольному возрасту.
Процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста осуществляется в процессе экологического образования, признанного в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста знаний о природе, экологии, нашли свое отражение в трудах С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.И. Ивановой, П.А. Волковой и др.
В последние годы этой проблемой занимается большое количество специалистов дошкольных учреждений, создан ряд новых программ. Однако все еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования, отбору его содержания; не сложилось единой концепции, системы организации, слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов, не определены пути и условия экологического образования в ДОУ. Все вышесказанное обусловила выбор данной темы.
Цель исследования: выделить и теоретически обосновать особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленной на формирование экологических представлений в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс экологического образования в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: особенности организации проектной
деятельности, способствующей формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста будет способствовать специально организованная проектная деятельность, предполагающая:
- включение всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов);
- отбор содержания с учетом основных компонентов экологических представлений (когнитивный, аксиологический, нормативный, творческо- деятельностный и поведенческий);
- создание предметно-пространственной развивающей среды (ориентированную на самостоятельную деятельность детей).
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «экологические представления».
2. Охарактеризовать особенности формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать особенности проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать проектную деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленную на формирование экологических представлений.
5. Проанализировать полученные результаты.
...
В дошкольном возрасте ребенок получает и накапливает первые экологические представления, происходит формирование основы
экологического мышления и сознания.
Формирование экологических представлений у старших дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических чувств.
Использование технологии проектов позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления, формирование нравственных представлений. При использовании проектной деятельности для формирования экологических представлений решаются следующие задачи: формирование у детей навыков
ориентироваться в экологических понятиях, проводить экологическое развитие, развивать уверенность в себе и своих возможностях, формировать у детей положительное отношение к окружающей среде, формировать у детей представления о животном и растительном мире.
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска. В исследовании приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
На констатирующем этапе исследования получен преимущественно средний уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста как в экспериментальной, так и в контрольной группах: представления о мире животных на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в обеих группах; сформированность представлений о мире растений на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в обеих группах; сформированность представлений о неживой природе на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в обеих группах; сформированность представлений о временах года на констатирующем этапе исследования наблюдались средние результаты в обеих группах. Далее нами был реализован проект проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста направленная на формирования экологических представлений.
Для эффективного формирования экологических представлений необходима целенаправленная и систематическая деятельность, причем, осуществляться она должна комплексно — во взаимодействии воспитателей и родителей. Такой задаче идеально соответствует такая форма организации деятельности, как проект, так в него возможно включение разнообразных методов и форм работы с дошкольниками. Для реализации данного условия был разработан и реализован экологический проект «Природа и я — настоящие друзья!».
Цель проекта: формирование экологических представлений,
экологически грамотного поведения в природе, а также бережного отношения к представителям живой и неживой природы у детей старшего дошкольного возраста.
На контрольном этапе исследования получен преимущественно высокий уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы против среднего уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования, при этом в контрольной группе по прежнему наиболее характерным уровнем оказался средний уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы: представления о мире животных на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования, при этом результаты контрольной группы изменились менее значительно; сформированность представлений о мире растений на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования, при этом результаты контрольной группы изменились менее значительно; сформированность представлений о неживой природе на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования, при этом результаты контрольной группы изменились менее значительно; сформированность представлений о временах года на констатирующем этапе исследования в экспериментальной группе наблюдались более высокие результаты в группе относительно констатирующего этапа исследования, при этом результаты контрольной группы изменились менее значительно. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
1. Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: экология на уроках; формы и методы воспитательной работы // Начальная школа. 2008. № 8. С.54-57.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 208 с.
3. Андреев М.Д. Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально-ценностное отношение к природе // Фундаментальные исследования. 2009. № 7. С. 76-78.
4. Андросова Н.К. Экология. Учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2013. 542 с.
5. Баталина Т.С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях // Дошкольная педагогика, 2016. №1. С.45.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008. 464с.
7. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / сост. Е.В. Анохина и др. 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Учитель, 2004. 159 с.
8. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. М., Просвещение, 2013. 180с.
9. Волкова П.А. Основы общей экологии: Учебное пособие. М., Форум, 2012. 128 с.
10. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб., 2017. 129 с.
11. Выготский Л.С. Возрастные особенности личности. М., Наука, 2017. 360 с.
12. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., «ВАКО», 2015. С. 37.
13. Дежникова Н.С. Экологическая культура: грани восприятия // Биология в школе. 2005. № 3. С. 20-24.
14. Дугарова Т.Ц., Ооржак А.А. Проектный метод в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников // Вестник БГУ. 2014. № 4-1. С. 99-103.
15. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2015. С. 59.
... всего 48 источников