Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №170786

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие духовно-нравственных качеств 7
1.2. Особенности духовно-нравственного развития младших
школьников 10
1.3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
в общеобразовательной школе 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДУХОВНО
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 23
2.1. Методы и методика исследования 23
2.2. Анализ полученных данных 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ 40
3.1. Проект коррекционно-развивающей работы с детьми по развитию духовно-нравственных качеств 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
Приложение А 54


Защита духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, направленной на модернизацию страны. За XXI столетием уже давно закрепилось определенное название - это век информационных технологий, киберсоциализации, цифровой реальности. Стремительно развивающиеся информационные технологии проникают во все сферы жизнедеятельности современного человека, заставляют его становиться более мобильным и восприимчивым к явлениям действительности. Вместе с тем начало XXI в. Ознаменовалось развитием глубокого духовно-мировоззренческого кризиса, охватившего всероссийское общество. Все чаще можно встретить примеры жестокости и насилия в обществе, негативное отношение к своей стране, культуре, традициям своего народа, неуважение к гражданам других национальностей и их культуре, совершение актов осквернения храмов, памятников и святыней нашего государства, агрессивное поведение учеников по отношению друг к другу, акты насилия и убийства учителей учениками, жестокое обращение родителей со своими детьми, потеря взаимопонимания и уважения между родителями и детьми, компьютерная зависимость и игромания, сквернословие, вредные привычки, употребление слабых наркотических веществ уже со школы, безответственное отношение между полами и как следствие ранняя половая жизнь и ранняя беременность.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания личности во многом зависит от решения существующих внутри этой проблемы вопросов - «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственное
возрождение», «духовно-нравственные ценности», «духовно-нравственная личность». До сих пор не обозначена цель духовно-нравственного воспитания, которая бы признавалась на государственном и личностном уровнях, и стала бы ведущей в процессах духовно-нравственного становления и развития современной личности.
Становление личности происходит уже в детстве. Проблема нравственного воспитания детей становится в связи с этим очень важной.
В современной педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается, как процесс, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений.
Гуманистическая парадигма современной педагогики нацелена на формирование личности, способной выжить в сложных социальных условиях и найти свое место в жизни, не потеряв человеческого достоинства, не нарушая прав и свобод человека. Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет.
Изучением духовно-нравственного развития и воспитания детей занимались А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. В их трудах описаны понятия воспитания и развития нравственной личности, методы нравственного воспитания детей.
Школа является главным центром воспитания младших школьников. Поэтому перед образовательной организацией ставится задача подготовить гражданина, который сможет сам оценить происходящее, и который будет обладать не только знаниями, но и эстетическими чертами личности. С воспитанием тесно связан учебный процесс. При выполнении учебных поручений у младшего школьника формируются нравственные знания и складываются нравственные отношения с окружающими.
Учитывая тот факт, что духовное и нравственное воспитание становится обязательным условием реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, изучение нравственного развития, ценностных отношений младших школьников становится важной задачей педагогов и психологов системы образования.
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника предполагает осознание ребёнком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; развитие нравственных представлений, понятий и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков. Оно связано с общим процессом социального и психического развития ребёнка, становлением целостной личности. Развитие духовно-нравственной сферы личности младшего школьника есть процесс приобретения ребенком нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, вырабатываемых на основе базисных этических понятий.
Учет ведущих потребностей и интересов (желаний) детей в воспитательном и образовательном процессе очень важен в настоящее время. Понимать мотивы желаний детей, источники их возникновения и развития необходимо для современного образования. Это одно из условий решения задачи духовно-нравственного воспитания детей.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, приобретает конкретный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно-нравственное развитие обучающегося рассматривается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству.
В младшем школьном возрасте особенно важно формировать духовнонравственные качества будущего гражданина. Ранний возраст является сензитивным к усвоению воспитанником основных норм нравственности. С одной стороны, данный возраст предполагает интенсивное развитие у ребенка познавательной активности.
С другой, произвольность психических процессов, равно как и формирование усидчивости и волевых усилий, позволяет ребенку действовать не только под влиянием обучающих импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленными целями на основе нравственных требований и чувств. А самое главное, у ребенка формируется способность к сознательному поведению. Однако психологический возраст ребенка дает учителю меньший инструментарий в методологической составляющей для осуществления намеченных целей.
В ФГОС НОО отмечается, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является одним из ключевых направлений деятельности современной образовательной организации. Системнодеятельностный подход, составляющий теоретико-методологическую основу ФГОС НОО, в свою очередь предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества». В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования происходит «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей».
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом РФ открытым для диалога с мировым сообществом. При этом чрезвычайно важна общая целостность образовательного процесса школы с четко выраженным ракурсом воспитательной ориентации детей. И если школа считает необходимым ракурс ориентировать на выработку у учащихся этических смыслов человеческой жизнедеятельности, необходимо построение воспитательной системы нравственного основания, органично включенной в учебновоспитательный процесс школы.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2018 г. М.: Эксмо-Пресс, 2018. 160 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2016. 48 с.
3. Боликова Л.Ю., Сильнова Ю.А. Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. Т. 34. № 2. С. 121-126.
4. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников // Начальная школа. 2010. Т.4. № 7. С. 97-100.
5. Волкова Н.А., Слизкова Е.В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников // Концепт. 2014. № 2.С. 34-36.
6. Горшкова Е.Б. Системно-деятельностный подход в формировании нравственных качеств у младших школьников // Инновации в науке. 2012. № 8. С. 28-35.
7. Груздева О.В., Ковалевский В.А. Интересы, потребности и особенности развития современных детей в контексте преобразований современной системы образования // Психолого-педагогические условия реализации программ развития детей. 2015. С. 5-11.
8. Груздева О.В., Колесникова А.А. Исследование ведущих потребностей
и сферы интересов детей младшего школьного возраста в контексте современного кризиса нравственных ценностей // Нравственные ценности и будущее человечества: материалы межрегиональной научно-практической конференции. XVIII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения, г. Красноярск, январь 2018 г. Красноярск: Медиа-центр
«Православное слово Сибири», 2018. С. 12.
9. Гусевская О.В. Актуальные возможности организации нравственного развития младших школьников в современных социально-педагогических условиях // Наука и Мир. 2014. Т. 13. № 9. С. 118-123.
10. Дмитриева, Н. Г. Основа духовно-нравственного поведения [Текст] // Нач. шк. 1994. № 4. С. 47-50.
11. Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты развития духовно-нравственных ценностей младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета.2014. Т. 4. № 1. С. 62-65.
12. Жесткова Е.А., Клычёва А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. Т. 1. № 1.С. 126-129.
13. Зайцева Н.В. Формирование нравственных ценностей младших школьников эстетическими средствами // Среднее профессиональное образование. 2013. № 7. С.11-13.
14. Знаков, В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104-110.
15. Калинина Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников через нравственно-этическое оценивание // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С.61-64.
... всего 45 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ