Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №170784

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОЛЯ, ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Общая характеристика воли в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности развития волевых качеств детей дошкольного возраста 9
Выводы по главе 1 15
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Результаты изучения особенностей развития волевых качеств детей
старшего дошкольного возраста 18
2.3. Организация продуктивной деятельности с целью развития волевых
качеств детей 27
2.4 Результаты определения эффективности влияния организованной продуктивной деятельности на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста 37
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 57


Проблема развития волевых качеств детей дошкольного возраста является очень значимой, так как волевые качества играют большую роль в развитии личности ребёнка. В основном документе регулирующим образование и воспитание детей дошкольного возраста ФГОС ДО указывается о необходимости развития волевых качеств, но в образовательных программах, как правило, не обсуждается как формировать волевые качества. Воспитатели не всегда отдают должное внимание развитию волевой сферы детей. Выпускнику дошкольного учреждения должны быть присущи такие личностные характеристики, как инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Таким образом, важную роль играет формирование не только познавательной активности, но и волевых качеств.
А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, дети дошкольного возраста вырабатываю в себе волевые качества, характеризующие их как личность и имеющие большое значение для дальнейшего обучения в школе. К волевым качествам можно отнести: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка,
дисциплинированность.
Данная проблема рассматривалась в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова и других авторов.
С позиций отечественной психологии воля и волевые качества не являются врожденными они развиваются под влиянием условий жизни на всем протяжения становления личности индивида по мере усвоения социального опыта и разнообразных видов деятельности. Утверждение единства сознания и деятельности является важным положением советской психология (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин).
Цель исследования: изучить эффективность влияния специально организованной продуктивной деятельности на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: волевые качества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние специально организованной
продуктивной деятельности на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы исследования:
- раскрыть сущность волевых качеств и их специфику
- изучить возрастные психологические особенности волевых качеств детей старшего дошкольного возраста;
- определить педагогическое средства и методы развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать методики диагностики волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально выявить уровень развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить значимые условия и разработать программу развивающих мероприятий по организации продуктивных видов деятельности с целью развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были изучены особенности развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста.
Различные определения воли представлены в соответствии с развиваемыми в отечественной психологической науке основными подходами к ее изучению: овладения, регуляции, управления поведением,
мотивационный выбор.
Были рассмотрены концепции о понимании вали различных авторов. Так, например, с точки зрения В.И. Селиванова воля понимается как психологический инструмент, позволяющий личности справляться с импульсивностью и не поддаваться рутине привычке. Воля- это сознательный уровень регуляции человеком своего поведения и деятельности, который выражается в способности преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении определенных действий и поступков.
Дошкольный возраст - это период появления воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними или внутренними действиями. Ребенок в процессе воспитания и обучения под давлением родителей и других взрослых людей вырабатывает у себя умение подчиняться требованиям той или иной задаче, достигать поставленной цели, преодолевать возникающие трудности.
Речь является основным средством развития сознания и воли. Благодаря ей ребенок начинает смотреть на себя как бы со стороны, рассматривает себя и свои действия как некий объект, который можно изменить, преобразовать.
Было выявлено, что развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели. Так же благоприятным условием для развития воли является игровая деятельность, она помогает научится управлять своим поведением.
Было подобранно и проведено две диагностические методики. Методика "Не подглядывай» И.В. Дубровина для выявления уровень развития таких волевых качеств как целеустремленность и упорство. И методика «Цепочка действий» А.Г. Урунтаева для диагностики самоконтроля и целеустремленности
Исследование проходило на базе ДОО № ХХ г. Красноярска. В эксперименте участвовали две группы детей: экспериментальная и контрольная.
Исследование показало, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний или низкий уровень развития волевых качеств. Они обладают слабыми умениями регуляции своих действий, не способны удерживать цель и преодолевать возникшие трудности. Было определено, что дети экспериментальной группы нуждаются в организации специальных мероприятий.
Для развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста была разработана программа мероприятий, основанная на организации продуктивной деятельности детей в ДОО. Специальная организация продуктивной деятельности была основана на сущности волевого действия, которое подразумевает достижение цели при определенных препятствиях, наличие волевого усилия, необходимости проявления как сдерживающих, так и активизирующих действий. С целью обеспечения эффективного влияния продуктивной деятельности на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста были выделены следующие условия:
1. Необходимость преодоления определенных препятствий для достижения цели продуктивной деятельности.
2. Необходимость согласования и учета действий сверстника при достижении совместной цели продуктивной деятельности.
...


1. Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. М.: Алетейя, 2007. 544 с.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Просвещение, 2004. 83 с.
3. Вершинина Л.В., Дурова Т.С. Развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 3. С. 9-15.
4. Виноградова Г.А., Нурова Н.Е. Особенности эмоциональной саморегуляции детей дошкольного возраста // Наука. Общество. Образование. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. 2020. С. 45-47.
5. Выготский Л.С. Педагогика. В шести томах. Т.3. Овладение собственным поведением. М.: 1983. 446 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2005. 512 с.
7. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 1998. 367.
8. Ефимова А. Ю. Контроль поведения как основа саморегуляции детей дошкольного возраста. Молодой исследователь: от идеи к проекту материалы I студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 190192.
9. Ивренди А. Игра, основанная на выборе, саморегуляция и восприятие чисел // Современное дошкольное образование. Теория и Практика. 2016. № 1. С. 42-51.
10. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: 2018. 420 с.
11. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 127-135.
12. Методика «Цепочка действии» диагностика самоконтроля и
целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. URL: https: //www.psyoffice.ru/3 -0-praktikum-00077.htm (дата обращения:
30.03.2022).
13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. М.: Академия, 2019. 456 с.
14. Мухина Т. А., Шалова С. Ю. Игра как средство развития саморегуляции у дошкольников//Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации. Материалы международной научно-практической онлайн- конференции. 2020. С. 907-917.
15. Пуни А.Ц. О препятствиях различной степени трудности как необходимых факторах проявления и развития воли. //Тезисы докладов на межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств личности. Рязань, 1964. 312 с.
... всего 26 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ