Введение 4
1. Теоретико-методологические подходы к изучению тревожноневротических состояний лиц, подверженных наркозависмости 11
1.1. Эмоции и их роль в психическом и соматическом здоровье человека 11
1.2. Тревожный невроз: этиология, симптоматика 32
1.3. Эволюция КПТ: от поведенческой терапии и психоанализа к интеграции
методов 46
1.4. Современное состояние изучения проблемы наркозависимого
поведения 65
Выводы по первой главе 75
2. Экспериментальное изучение тревожно-невротических состояний
наркозависимых пациентов в условия РЦ 78
2.1 Организация, методы и методики исследования 78
2.2 Особенности тревожно-невротических состояний наркозависимых
пациентов 82
Выводы по второй главе 100
3. Когнитивно-поведенческая модель коррекции тревожно-невротических состояний наркозависимых пациентов в условиях реабилитационного
центра 103
3.1 Теоретико-методологические подходы к коррекции тревожноневротических состояний лиц подверженных наркозависимости 103
3.2 Основные направления, формы, методы КПТ тревожно-невротических
состояний наркозависимых 110
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 129
Выводы по третьей главе 134
Заключение 136
Библиографический список 141
Приложение
Актуальность темы исследования. В настоящее время гуманизация среды человеческой жизнедеятельности обретает всё большую значимость, находит отражение во всех сферах деятельности и распространяется на различные социальные группы. В условиях накопления кризисных элементов повседневного существования экзистенциальное измерение различных аспектов бытия личности выходит на основной план. Большое внимание уделяется созданию такой психоэмоциональной среды, которая будет благоприятно влиять на физические состояние, настроение, работоспособность и качество жизни.
Составной частью и необходимым условием существования человека является психическое здоровье. Оно обусловливает динамику физического здоровья и является основой для формирования и развития здоровья духовного. Психическое здоровье можно рассматривать как гармоничное состояние психического бытия человека, которое позволяет адекватно понять и принять себя, как уникальную и неповторимую личность.
Основная функция психического здоровья - поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Чрезмерные стрессовые ситуации могут привести к неврозам, что становится, в том числе болезнью адаптации.
Медиками и психологами было доказано влияние эмоций на психическую деятельность и физиологические функции организма человека. Несмотря на то, что сами эмоции нейтральны, те из них, которые осознаются как приятные и положительные, могут защитить людей от стресса, позволяют предотвратить чрезмерные стрессогенные нагрузки и ситуации. В свою очередь эмоции, осознаваемые как отрицательные, дезорганизуют психическую деятельность, обусловливают возникновение ряда острых заболеваний и обострений хронических болезней. Среди множества эмоциональных состояний с негативной окраской, следует особенно выделить тревожность, которая наиболее часто оказывает неблагоприятное влияние на здоровье человека.
Исследованию психических состояний тревожности человека посвящено немало работ зарубежных и отечественных авторов. Однако до сих пор не выработано единой концепции тревожных состояний, однозначных релевантных дефиниций и подходов к исследованию данного вопроса. Это связано с разнообразием и мультипликацией теоретических направлений в психологических науках, с подчас противоположным мнением по поводу источников и тревожности и базовых факторов, определяющих её. В качестве источника тревожности можно рассматривать посттравматический стресс (Л.А. Китаев-Смык, 2012), влияние социального окружения, приводящее к раздробленности личности (К. Хорни, 2008), внутренний конфликт (В.Н. Мясищев, 2013; К. Роджерс, 1994).
Тревожность как объект исследования становится многогранным и многоаспектным явлением. В повседневной жизни с этим феноменом сталкиваются повсюду. Особенно это касается маргинальных и априори кризисных сторон социальной активности. Так проблема тревожности особенно актуальна для пациентов реабилитационных центров (далее РЦ), которые вынуждены использовать этот термин в постоянной работе, непосредственно взаимодействовать с ним и учиться осознавать собственные тревожные состояния, поскольку это часть терапии и выздоровления.
На данный момент, в психотерапевтической практике имеется достаточно значительный набор техник и приемов, которые непосредственно направлены на снижение различных видов тревожности, но, к сожалению, в большей степени они предназначаются для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы . Существуют исследования по нестабильным эмоциональным состояниям различных профессиональных групп, однако практически нет работ, посвященных тревожно-невротическим состояниям наркозависимых, особенно той их категории, которая доступна для исследования в реабилитационных центрах. Как правило изучаются разные аспекты зависимостей, либо уже ярко выраженные патологические состояния аддиктов, в силу чего превалируют работы медико-клинического, а не психологического характера.
Теоретических подходов к исследованию и работе с тревожностью немало. В большинстве зарубежных стран всё большую популярность завоёвывает когнитивно-поведенческая терапия (далее КПТ), которая занимает ведущее место среди терапевтических направлений, работающих с невротическими и тревожными расстройствами. Вместе с тем, в нашей стране этот вид терапии пока ещё слабо распространён, и, как следствие, профессиональной литературы на эту тему недостаточно, как и нет основательных программ, которые бы готовили специалистов по КПТ. Можно утверждать, что в русскоязычном научном пространстве когнитивная терапия как подход ещё не набрал свои обороты, довольно мало как теоретических, так и практических работ по этой теме. По-прежнему слабо освещены и почти не описаны результаты работы практикующих психотерапевтов по снижению уровня тревожности подобными методами. Кроме того нет широкого применения данных методик в психотерапевтической работе с такой особенной категорией, как пациенты реабилитационных центров. Хотя последние наиболее явно сталкиваются с необходимостью работать с собственной тревожностью, являющейся одновременно как предпосылкой, так и последствием аддикции.
...
Таким образом, рассмотрение теоретических оснований изучаемой проблемы, позволило выявить несколько промежуточных выводов. Во- первых, эмоции как объект изучения по сей день во многом остаются за гранью точных и однозначных дефиниций и дескрипций. История их изучения демонстрирует сложность и неоднозначность этого феномена. До сих пор остаются нерешёнными вопросы определения и происхождения эмоций, их места в психических реакциях, способы фиксации, а также их соотношения с когнитивными структурами. Всё ещё обсуждается роль эмоций как мотивационной системы (несмотря на то, что многим авторам, особенно из советско-российской школы, это кажется однозначным).
На данный момент продолжают мирно сосуществовать подчас противоположные теории эмоций. От Гербарта, создавшего интеллектуалистскую концепцию эмоций, до наших дней вопрос соотношения эмоций и рациональных элементов сознания остаётся открытым. А его решение напрямую определяет методологию и методику терапевтических практик. На заре научного изучения эмоциональной сферы большой вклад внесли физиологи, обращавшие внимание прежде всего на поведенческие и физиологические реакции. Активно обсуждался вопрос о влиянии эмоций на физиологические реакции и наоборот, а также воздействие бессознательных первичных эмоций на осознанные состояния. З. Фройд задал новый вектор развитию темы эмоций, благодаря введению в научное поле понятия бессознательного. Бихевиоризм и когнитивистские концепции позволили увидеть механизмы управления эмоциями. Вклад поведенческих теорий состоит также в описании эмоциональноспецифичных когнитивных процессов, вызывающих определенную эмоцию.
Ученые сходятся во мнении о том, что эмоции - это сложный психофизический феномен, связанный одновременно с переживаемыми и осознаваемыми чувствами, физиологическими процессами в организме и внешними телесными проявлениями. Эмоции затрагивают самый глубинный, экзистенциальный уровень психики. Именно поэтому они носят сверхсубъективный характер, являясь одновременно реакцией на внешний раздражитель и способом переживания внутренних психокогнитивных процессов.
Похожая ситуация наблюдается и в теории неврозов. Поначалу невротические расстройства изучались медиками и физиологами, что наложило отпечаток на развитие темы и распространение биологического детерминизма в объяснении происхождения невротических расстройств. В то время много внимания уделялось клиническим проявлениям невроза.
Другая тенденция, которая наиболее полно проявила себя в связи с распространением психоанализа, вывела на первый план личностнопсихологические и социально-личностные факторы, формирующие невротическое состояние индивида. Вообще психодинамические концепции дали, пожалуй, самый мощный толчок развитию темы, поставив в её центр не только осознание важности психических факторов как таковых, но и особенно сфокусировавшись на бессознательных процессах, как основной причины нервных расстройств.
Однако, не сам З. Фрейд, а его последователи внесли новые мысли и дали новое дыхание изучению неврозов. Так, Карен Хорни создаёт мощную, опирающуюся на богатый эмпирический материал теорию, которая соединила в себе как индивидуально-психическое, так и социальное объяснение данного феномена.
...
1. Абрамова, А.В. Эмоции в свете психологии морали [Текст] / А.В. Абрамова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - №3. - С. 3-10.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия человеческой жизни [Текст] /
К.А. Абульханова-Славская. - М., 1999. - 186 с. URL: http://rubinstein- society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-k-a-abulh/strategiya.html (дата
обращения: 04.12.2018).
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной [Текст] / А.Адлер. - М.: Академический проект, 2011. - 240 с.
4. Азанова, И.Н. Динамика эмоций как предмет эмпирического исследования (на примере радости и печали) [Текст] / И.Н. Азанова, Е.В. Левченко // Вестник Вятского государственного университета. - 2014. - № 1.
- С. 80-86.
5. Александров, Ю.И. Эмоция и мораль [Текст] / Ю.И. Александров// Методология и история психологии. - 2008. - Том 3. - Вып. 3. - С. 186-208.
6. Андреев, Л. Г. Жан-Поль Сартр [Текст] / Л.Г. Андреев // Свободное сознание и XX век. - М.: Гелеос, 2004. - 416 с.
7. Апресян, В.Ю. Эмоции: современные американские исследования [Текст] / В.Ю. Апресян //Семиотика и информатика. - 1994. - Вып. 34. - С. 82-97.
8. Апресян, Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания [Текст] / Ю.Д. Апресян // Вопросы языкознания - 1995. - № 1. - С. 37-65.
9. Базылев, В.Н. Феноменология эмоций: гнев [Текст] / В.Н. Базылев // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов.
- М.: Диалог-МГУ, 1999. - Вып. 7. - С. 71-84.
10. Бахарева, О.С. Клинико-типологические особенности психических расстройств у детей и подростков в удэгейско-нанайской популяции приморского края: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. мед. наук (Специальность: 14.00.18 - Психиатрия) [Текст] / О.С. Бахарева. - Владивосток: Владивостокский государственный медицинский университет. - 2004. - 24 с.
11. Безносюк, Е.В. Психологический анализ и психопатологические феномены современной культуры [Текст] / Е.В. Безносюк //Российский психиатрический журнал. - 2003. - № 5. - С. 4-10.
12. Бек, А. Техники когнитивной психотерапии [Текст] / А.Бек //Московский психиатрический журнал. - Спецвыпуск по когнитивной терапии - 1996. - №3. - С. 40-49.
13. Бек, А. Когнитивная терапия депрессии [Текст] / А.Бек, А.Раш, Б.Шо, Г.Эмери. - СПб.: Питер 2003. - 304 с.
14. Бек, А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Практикум по психотерапии [Текст] / А.Бек, А.Фримен. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
15. Бек, Дж.С. Когнитивная терапия: полное руководство [Текст] / Дж.С.Бек. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006. - 400 с.
... всего 197 источников