ВВЕДЕНИЕ 3
1 Компетентностный подход в современной системе образования 8
1.1 ФГОС и требования к результатам обучения 8
1.2. Понятие компетентностно-ориентированных заданий 17
1.2 Развитие познавательных процессов учащихся VI-VIII классов 30
1. Методические разработки компетентностно - ориентированных заданий
для VI-VIII классов 37
1.1 Алгоритм разработки КОЗ 37
1.2 Методические приемы использования КОЗ на уроках истории 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Ученный-физик Николай Алексеевич Умов писал: «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучить не только к мышлению, но и к хотению». В нынешнем, быстроразвивающемся, мире к человеку, который хочет добиваться результатов и быть успешным, предъявляются все новые и новые требования. Старая система фундаментального образования в школе уходит на второй план, сейчас от выпускника школы уже не требуется знать огромное количество фактологического материала, упор на который делала школа старого поколения. Во главу угла ставятся не знания, а умения и навыки, такие как: умение добывать информацию, ее анализировать, применять полученные знания и др. Цели и задачи современного школьного образования формулируются и решаются в контексте государственного воспитательного и образовательного идеала. Такой идеал в современной России формирует Федеральный государственный образовательный
стандарт. Задача школы в современных условиях - подготовить базу для включения, обучающегося в творческую коллективную работу, подготовить
2 конкурентно-способного выпускника.
На наш взгляд именно в школе формируется основа для будущих специалистов, они должны владеть всеми базовыми компетенциями, необходимые для жизни и работы в любой профессии. Одним из условий получения качественного, современного образования, является применение компетентностно- ориентированного подхода в процессе обучения.
Знаниевый подход в образовании сменяется на компетентностный. Главная цель данного подхода - это создание комплексного отношения личности к жизни, осмысления своих возможностей и чувства ответственности за свои поступки. В
1
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. Москва, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 2
Историко-культурный стандарт.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/3483/файл/2325/13.07.01
связи с теми требованиями, которые ставятся перед педагогическим сообществом Федеральным государственным образовательным стандартом , школа должна внедрять такие образовательные технологии, которые будут способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся: учебно-познавательной,
социально-трудовой, общекультурной, ценностно-смысловой, коммуникативной, личностного самосовершенствования. Для адекватного оценивания сформировавшихся компетенций и навыков учащегося требуются новые педагогические технологи и средства проверки. Инструментом же выступают комптентностно-ориентированные задания, которые являются оптимальной единицей проверки сформированности этих компетенций. Таких специальных заданий по Истории России, которые могли бы использоваться универсально всеми учителями России, сейчас нет. Отдельные педагоги страны сейчас занимаются разработкой этих заданий. Наша работа заключается в создании компетентностно-ориентированных заданий по Истории России для VI-VIII классов. В этом контексте данная тема исследования кажется нам актуальной.
Данная тема, в настоящий момент, изучена слабо. Тема компетентностно- ориентированных заданий затрагивалась лишь в научных статьях и пособиях по методики преподавания. Все статьи по данной теме следует разделить на исследования теоретического и практического характера. Теоретический материал - это научные статьи по проблематике данной темы, освещение плюсов и минусов комптентностно-ориентированного подхода. Освещение теоретического подхода к проблеме мы встречаем в статьях А.Н. Фасоля «Компетентности ориентированные задачи. Проблемы терминологии, типологии и создания», М. Д. Ильязова «Проблема компетентностного подхода в образовании», В.А. Далингера «Компетентностный подход - Альтернатива экстенсивному пути развития системы образования».
...
На сегодняшний день Россия находится в поиске новой национальной образовательной системы. Образовательную среду пытаются создать современной, доступной, оптимальной, а самое главное - она должна соответствовать мировым тенденциям. Вместо знаниевого подхода в образовании вводится компетентностный подход.
Наиболее эффективно его реализацию выполняют компетентности- ориентированные задания, которые направлены не на получение заданной суммы знаний, а на формирование способностей и навыков, помогающие человеку действовать в разных проблемных ситуациях.
Федеральным государственным образовательным стандартом основоного общего образования ставится требование к результатом обучения. Требования ФГОС ООО строится уже на компетентностном подходе, когда вся система ГИА состоит еще из заданий на основе знаниевого компонента. Современные ОГЭ и ЕГЭ не могут проверить соответствие тем требования, которые выдвигаются в ФГОС ООО. А вот компетентностно-ориентированные задания наиболее эффективно выполняют эти требования. КОЗы - это оптимальный вариант для формирование личностных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у ученика.
Компетентностный подход усиливает практическую направленность обучения, теоретические знания не должны оставаться тяжелым грузом в головах выпускников, они должны стать практическим средством решения жизненных задач. Следовательно, компетентностный подход в изучении истории и обществознания позволяет преодолеть трудности связанные с проблемой применения полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни, при непредвиденных обстоятельствах. Также он содействует развитию у обучающихся способностей к самостоятельному поиску решения проблем различного характера (межличностных отношений, выявление скрытых способностей, поиск будущей профессии и т.п.) с помощью социального опыта и своего собственного. Новыми результатами образования становятся компетенции и компетентности.
Овладение компетенциями и компетентностями в совокупности откроет перед школьниками возможности самореализации, позволит самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях, в то время как наличие знаний и неумение их применить, как правило, не имеет потенциала для развития личности. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях. Их классификация в отечественной очень разнообразна и единого мнения на сегодняшний день по этому вопросу нет.
Компетентностный подход в образовании предполагает использование наиболее активных форм и методов взаимодействия учителя и ученика. Такие задания, в своей основе должны быть компетентностно-ориентированными, то есть направленными на овладение ключевыми компетентностями. Нами был проведен эксперимент, который показал, что показатели успешного освоения компетентностей, растут, если на уроках учитель применяет КОЗ.
Специалистами разработаны методики, приемы и схемы создания компетентностных заданий. Но на сегодняшний день не существует единой базы таких задний по истории России для всех классов.
Нами была предпринята попытка создания такой базы для 6-8 классов. Для этого мы сформировали теоретическую базу исследования, изучили психологопедагогическую характеристику учащихся. Нами были исследованы предлагаемые специалистами алгоритмы разработки и конструирования компетентностно- ориентированных заданий.
Мы предполагаем в дальнейшем создать банк компетентностно-ориентированных заданий для всех классов.
1. Бабанский Ю.К. Пдагогика / под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского.- Москва: Педагогика, 1984. - 368с.;
2. Бермус А.Г Проблемы и перспективы реализации компетентностного
подхода в образовании / [Электронный ресурс] // Интернет- журнал «Эйдос». - 2005, 10 сентября. - URL статьи:
http: //eidos.ru/j ournal/2005/0910-12.htm
3. Берсенева О.В. Компетентностно ориентированные задачи как средство совершенствования исследовательских компетенций будущих учителей математики / [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». - 2015, № 3. -URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/52PDMN315.pdf
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.;
5. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - Москва: Логос, 2010. - 336 с.;
6. Воровщиков С. Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебнометодического и управленческого сопровождения / С. Г. Воровщиков, Т. И. Шамова, М. М. Новожилова, Е. В. Орлова и др. - Москва: 5 за знания, 2009. - 232 с.;
7. Воровщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность
старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент / С. Г. Воровщиков. -Москва: АПК и НПРО, 2006. - 160 с.;
8. Гидрович С. Р Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения / С. Р. Гидрович, И. И. Егорова, А. Ю. Курочкина. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 107 с.;
9. Еремкина О.В. Компетентностный подход в обучении : учебно
методическое пособие / авт.-сост. О.В. Еремкина, Н.Б. Федорова, Д.В.
Морин, М.А. Борисова. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2010. - 48 с.;
10.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия. И.А. Зимняя. - Москва: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2004. - 40 с.;
1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - Москва: Чистые пруды, 2007. - 32 с.;
2. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А.Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова Учебно-методическое пособие. - Москва: АПКиПРО, 2003. - 101 с.;
3. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-
ориентированным и культурологическим / [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007 URL статьи:
http://eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm
4. Историко-культурный стандарт.[Электронный ресурс]. - Режим до ступа: Ьйрз://минобрнауки.рф/документы/3483/файл/2325/13.07.01- Проект_Историко-культурного_стандарта.р4Г
5. Карпенко О.М. , Лукьяненко О.И., Денисович Л.И., Бершадская М.Д.К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании. // Инновации в образовании. - 2004. - № 6, с. 5-13.;
... всего 35 истчников