ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 9
1.1. Понятие эмоционального выгорания в современной науке 9
1.2. Особенности проявления эмоционального выгорания педагогов 17
1.3. Способы профилактики эмоционального выгорания педагогов 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ 32
2.1. Исследование эмоционального выгорания педагогов образовательной
организации 32
2.2. Реализация профилактики эмоционального выгорания педагогов в
условиях образовательной организации 41
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 50
Вывод по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Проблема профессионального выгорания педагогов образовательных организациях является актуальной на протяжении уже нескольких десятилетий. Исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов оправдано по двум ключевым причинам. Во-первых, оно обусловлено высокой степенью эмоциональной вовлеченности педагогов в свою профессиональную деятельность. Во-вторых, работа педагогов в условиях жестких временных рамок и постоянной ответственности перед администрацией, родителями и обществом приводит к накоплению усталости, стрессу и повышению риска возникновения невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Феномен эмоционального выгорания имеет негативные последствия не только для педагога, но и для его учеников, коллег, руководства, образовательной организации в целом, для всех тех, с кем педагог вступает в профессиональное взаимодействие.
Проблема эмоционального выгорания педагогов привлекла интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей, и на данный момент имеется значительное количество научных работ, которые посвящены этой теме. В частности, области психологии труда и социальной психологии проведено множество исследований, которые раскрывают условия возникновения эмоционального выгорания и его отрицательные последствия. Ряд ученых, таких как Е. Хартман, С. Джексон и Х. Фреденберг, разработали методики для диагностики этого явления. Также отечественный психолог Б.Б. Бойко разработал инструментарий для измерения эмоционального выгорания. Проблему эмоционального выгорания данные ученые рассматривали как стресс на фоне профессиональной деятельности.
Проблема профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов поднимается и разрабатывается в трудах В.В. Водопьянова, Рогинская, И.А. Акиндинова, А.А. Баканова. Ими разработаны различные технологии, способы и средства преодоления и профилактики 3
эмоционального выгорания педагогов. Среди них особое место занимают те из них, в основу которых положены виды искусства и их различные сочетания. В исследованиях Г.В. Бурковского, А.И. Захарова, М.Е. Бурно доказано, что искусство оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние человека, содействует развитию психических процессов (внимания, восприятия, мышления и др.) и мировоззрения, способствует установлению гармонии и душевного равновесия.
Несмотря на достаточное высокую методологическую, теоретическую и методическую разработанность проблемы, следует признать, что при изучении и организации профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов сталкиваются с рядом проблем: конкретизация наполнения научного понятия «эмоционального выгорания», определение наиболее существенных причин и факторов, определяющих возникновение и развитие профессионального выгорания, разработка организационно - педагогических условий, обеспечивающих снижение признаков эмоционального выгорания педагогов, и направлений профилактической работы с педагогами.
Источником этих проблем в реальной педагогической практике является противоречие между; необходимостью целенаправленной организации профилактики эмоционального выгорания педагогов и недостаточным вниманием к этой проблеме как со стороны самих педагогов, так и со стороны администрации образовательной организации; необходимостью применения специальных технологии, способы и средства преодоления и профилактики эмоционального выгорания педагогов и их трудоемкостью, продолжительностью, высокими требованиями к квалификации человека их реализующего.
Стремление найти пути разрешения этих противоречий и определило проблему нашего исследования: «Организация профилактики эмоциональ- ного выгорания педагогов образовательной организации».
...
Целью исследования было теоретическое обоснование и опытноэкспериментальная проверка организационно -педагогических условий, которые способствуют профилактике эмоционального выгорания педагогов в образовательной организации. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач:
1. Эмоциональное выгорание педагогов, как многомерный процесс, было конкретизировано через анализ трудов ведущих исследователей, включая М. Ягоду, Г. Кентрила, К. Риффа, М. Буриша, К. Маслач, С. Джексона, В.В. Бойко, Е. Эделвича и А. Бродского, В.В. Водопьяновой. В их исследованиях выгорание рассматривается как процесс, затрагивающий эмоциональные, психологические и профессиональные аспекты жизни педагогов. Особое внимание уделяется пониманию выгорания как последствия разрыва между личностными ожиданиями и реальностью профессиональной деятельности, что может привести к разрушению профессиональных иллюзий и снижению удовлетворенности работой.
Выгорание в профессиях, связанных с оказанием помощи, описывается как постепенное уменьшение идеализма, жизненных сил и профессиональной мотивации. Этот процесс является следствием уникальных условий труда, где работники сталкиваются с высокими эмоциональными нагрузками, постоянным взаимодействием с людьми и необходимостью решать сложные моральные и этические задачи.
Психологи подчеркивают, что педагоги особенно подвержены эмоциональному выгоранию из-за интенсивной и энергоемкой работы. Это состояние характеризуется чрезмерной усталостью, истощением эмоциональных и физических сил, проблемами в общении и потерей интереса к профессии. Такое состояние может привести к необходимости изменения карьерного пути и поиску новых стратегий для личностного и профессионального развития;
2. Были определены наиболее существенные причины и факторы, способствующие возникновению и развитию профессионального выгорания у педагогов. Среди них выделяются интенсивные социальные взаимодействия в течение рабочего дня, высокая степень ответственности и необходимость постоянно поддерживать активность. Эти факторы усугубляются общественными ожиданиями, согласно которым педагоги должны демонстрировать самоуверенность, автономию и целеустремленность, при этом сохраняя самоконтроль и служа примером для учеников.
С увеличением стажа и возраста у педагогов часто усиливаются усталость, уровень тревожности и могут появляться депрессивные состояния. В развивающихся регионах наблюдается тенденция к старению рабочей силы среди педагогов, что также способствует развитию выгорания. Продолжительная работа в образовательной сфере может привести к «педагогическим кризисам», ощущению истощения и эмоционального выгорания, что подчеркивает важность поддержания психического здоровья;
3. Был проведен анализ идей профилактики эмоционального выгорания педагогов, в результате которого были выявлены ключевые сущность и основные характеристики данного процесса. Е. А. Смирнова подчеркивает важность комплексного подхода к профилактике, объединяющего креативное, коррекционное и профилактическое направления. В этом контексте значительное место занимает искусство, включая арт-терапию, музыкотера- пию, изотерапию и геймификацию, которые оказывают благоприятное воздействие на психоэмоциональное состояние и нейрофизиологию.
Л.С. Выготский, подчеркивая роль искусства в психическом развитии, обосновывает его влияние на профилактику эмоционального выгорания. Правополушарное рисование, основанное на теории Р. Сперри и развитое Бетти Эдвардс, является одним из эффективных методов в этом направлении, активизируя мозговую активность и способствуя саморазвитию.
...