Реферат
Введение 4
ГЛАВА I. Научно-теоретическая база исследования 1.1.Общее представление о цвете в современной лингвистике 7
1.1. Символика цвета в культкре и социуме 9
1.2. Интерпретация цвета различными культурами 11
1.3. Употребление колоративной лексики в литературе 17
ГЛАВА II. Цветообозначения в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина»
2.1. Творческая деятельность Шолохова в советской литературе 24
2.2. Описание материала для исследования 28
2.3. Семантика цвета в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина» 30
2.4. Черныйцветв романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина» 33
2.5. Синий и голубойцвет в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина» 37
2.6. Красный и розовыйцвет в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина» 40
2.7. Желтыйцвет в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина» 45
2.8.Оранжевыйцвет в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина» 47
2.1. Белыйцвет в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина» 49
2.2. Серыйцвет в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина 51
2.11.Зеленыйцвет в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина» 52
2.1. Фиолетовый цвет в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина 53
2.2. Лиловый цвет в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина» 54
2.3. Коричневыйцвет в романе М.А. Шолохова
«Поднятая целина» 55
2.15.Описание отсутствия цветавромане М.А. Шолохова
«Поднятая целина» 60
Заключение 63
Список литературы 66
Приложение 1 77
Приложение 2 82
Актуальность исследования. Изучение функционирования колоративной лексики — традиционно актуальная проблема современной лингвистики. Вмагистерскойдиссертациирассматривается функционирование колоративной лексики в романе Михаила Александровича Шолохова «Поднятая целина». Известно, что, наряду с другими языковыми средствами, колоративы участвуют в создании идиостиля писателя.
М.А. Шолохов — выдающийся писатель советской эпохи, уникальная личность, мастер художественного слова. Произведения его широко известны как в нашей стране, так и за рубежом. А. В. Луначарский писал о «Поднятой целине»: «Произведение Шолохова является мастерским. Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образную форму...» [цитируется по:Шешуков 2013 : 208]. Главная особенность метода М.А.Шолохова как писателя — его неприязнь к какой бы то ни было идеализации действительности. Неизменно следовать суровой правде жизни, воплощать действительность во всех ее противоречиях, и многогранности, нисколько не сглаживая напряженную остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе рождения нового, коммунистического мира. На современном этапе роман остается злободневным своей философской проблемой самоопределения личности в меняющемся мире.
Роман М.А.Шолохова «Поднятая целина» недостаточно изучен с точки зрения использования колоративной лексики.
Объект исследования - художественная речь М.А.Шолохова.
Предмет исследования - колоративная лексика в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина».
Цель исследования - рассмотреть функционирование колоративной лексики М.А.Шолохова в романе «Поднятая целина».
Задачи исследования:
1) проанализировать научную литературу по теме исследования, определить основные рабочие понятия;
2) собрать материал для исследования;
3) классифицировать лексику цвета и описать полученный материал;
4) определить роль колоративной лексики в романе М.А.Шолохова «Поднятая целина».
5) разработать урок элективного курса для 11класса общеобразовательной школы по теме исследования.
Материал для исследования - роман «Поднятая целина» М.А.Шолохова. Проанализирован 162 единицы колоративов.
Методы исследования:
1) описательный метод;
2) прием сплошной выборки;
3) прием количественного подсчета.
Теоретической базой исследования послужили работы Н.Б. Бахилиной, А. П. Василевича, С. Н. Кузнецовой, С. С. Мищенко.
Новизна работы. Представлен корпус колоративнойлексикив романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»,определены основные функции колоративов.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы на занятиях элективного курса по русскому языку в школе; в курсе «Современный русский язык. Лексикология», на занятиях дисциплины по выбору «Основы психолингвистики» в вузе.
Апробация работы. Материалы исследования были представлены на занятиях научно-педагогического семинара в рамках магистерской программы «Теоретическое и прикладное языкознание в образовании» в 2016-2017 гг.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (115 наименований), приложения 1, приложения 2.
Понятие «цветообозначение» может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света (оранжевый свет). В первом случае речь идёт о субъективно воспринимаемом цвете, зависящем от множества параметров, во втором - исключительно о длине волны наблюдаемого излучения.
В психологии каждый цвет имеет свое значение и по-разному влияет на сознание. Когда мы видим какой-либо цвет, у нас возникают определенные эмоции, повышается или ухудшается настроение. Под влиянием цвета люди делают определенный выбор, даже не задумываясь над этим.
Для исследователей цвет в художественной литературе имеет особый, исключительный интерес, так как писатель, как и любой человек, использует его интуитивно, подсознательно, что говорит об индивидуальном миросозерцании, неординарном взгляде на окружающий мир.
Все цветообозначения можно условно разделить на две функциональные группы:
1) называющие цвет предмета в натуре - изображение одной из реальных характеристик чего-либо. В таком рассмотрении цвета нельзя говорить об абсолютном отсутствии символического значения, так как в каждой культуре есть исторически сложившиеся ассоциации, параллели цвета с другими объектами и явлениями действительности;
2) несущие в себе подчас трудноразличимое символическое значение. Именно эта группа цветообозначений в большей мере может раскрыть отдельные грани индивидуального стиля писателя.
Таким образом, выделяется две основных функции в художественном произведении: различительная и характеризующая.
В ходе анализа цветонаименований в романе «Поднятая целина» для более детального изучения идиостиля писателя было использовано 4 функции:
1. номинативная;
2.Описательная;
1 .Сравнительная;
2 .Психологическая;
М.А.Шолохов вырабатывает свойственный ему особый способ изображения явлений мира и духовных устремлений человека путем контрастных сопоставлений. Это обнаруживается не только в построении отдельных образов, но и в системе изобразительных средств художника, становится одним из его существенных художественных принципов. Одновременно писатель выступает создателем предельно детализированного видения мира. М.А. Шолохов заставляет читателя воспринимать внешний мир зрением, обонянием, слухом, вкусом, осязанием.
О чем бы М.А. Шолохов ни писал, он прежде всего создавал зрительный образ, давая волю потоку ассоциаций.
Колоративной лексике в романе отводится весьма значительное место. Через, казалось бы, незначительные, почти штриховые цветовые образы, автор вносит в повествование новый смысл, подчеркивая ту или иную черту характера героя.
Описательная функция цвета в прозаических произведениях М.А. Шолохов чаще всего связана с изображением природы либо портретными характеристиками героев. При этом использование колоративной лексики в описании, как было выяснено в предыдущем параграфе, свидетельствует о состоянии героев. Тем самым образы становятся более яркими и выпуклыми. Описательная и характеризующая функция как бы переплетаются между собой в произведениях М.А. Шолохова.
...
Алимпиева Р.В. Микрогруппа слова «алый» в структуре ЛСГ цветовых прилагательных со значением красного тона // Исследования по семантике. Уфа: БГУ, 1986.С. 58-67.
1. Альфонсов В. Н. Слова и краски: Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М.-Л.: Советский писатель, 1966. 244 с.
2. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в современном русском языке. М.: Наука, 1975. 287 с.
3. Горький М. Собрание сочинений в 30 т. Т. 28. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1949. 332 с.
4. Грачева И.В. Каждый цвет - уже намек // Литература в школе. 1997. №3. С.49-54.
5. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001. 208 с.
6. Мещерякова О.А. Ах, темен, темен мир//Русский язык в школе. 2008. №9. С. 54-58.
7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
8. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестник московского университета. 1988. №3. - С.127.
9. Психологические тесты / под ред. Карелина А.А. М.: Владос, 2004. 312 с.
10. Розанов В. В. О писательстве и писателях/Под общ.ред. А. Н. Николюкина. М. :Республика, 1995. 734с.
11. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х частях/Под ред.П.А.Николаева.М.:Просвещение, 1990.-448с.
12. Степун Ф. Встречи. Мюнхен: Товарищество зарубежных писателей,
1. 202с.
13. Струве В.П. Русская литература в изгнании. М.:Русский путь, 1996.448с.
14. Тихонов А.Н. Русский глагол М.: Высшая школа, 1972. 395с.
15. Цветаева М.И. Письма к А. Тестовой. Прага: Чехословацкой Академии наук, 1969. 148 с.
... всего 115 источников