ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СВОЕОБРАЗИЕ ТЕМЫ ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ С. КИНГ 6
1.1 Особенности нарратива детства в произведениях С. Кинга 6
1.2. Типология и проблематика темы детства в творчестве С. Кинга 15
ГЛАВА II МЕСТО ТВОРЧЕСТВА С. КИНГА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ 22
2.1. Назначение элективного курса в системе образовательного процесса 22
2.2. Разработка элективного курса на тему “Зарубежная литература второй половины XX века” 31
2.3. Методические материалы для проведения занятий в рамках элективного курса 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Актуальность. Одна из самых ярких и ключевых тем мировой художественной литературы - тема детства. Образ ребенка и отношение к нему на протяжении всей истории литературы неоднократно менялись. Изучение темы детства и образов детей в научном знании дает ценную информацию о культуре и цивилизационных ценностей того общества, представителем которого является автор.
В творчестве американского писателя Стивена Кинга, мы видим как поднимаются самые актуальные проблемы современного общества. Многие книги автора написаны от лица ребенка, либо напрямую обращаются к теме детства. Читательская аудитория Стивена Кинга состоит из миллионов человек по всему миру, поэтому мы можем предположить, что Кинг является одним из самых ярких, влиятельных и успешных авторов современности, который создает литературные образы ребенка. Отсутствие изучение в школьном курсе литературы произведений современных авторов, на наш взгляд, является главным противоречием. Школьный курс по изучения творчества С. Кинга в рамках внеурочной деятельности станет возможностью познакомиться с современными произведениями, в центре которых - тема детства.
Под понятием «детство» мы понимаем биологический, социальный, психический возраст. а также субъективно переживаемый опыт каждого индивида. В историческом плане понятие детства связывается не столько с биологическим состоянием незрелости, сколько с определенным социальным статусом индивида, с кругом его прав и обязанностей, с набором доступных для него форм деятельности.
С точки зрения современной психологии, детство - это «период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости; это период становления ребенка полноправным членом общества». Если нижняя граница детства соответствует в среднем 2-3 годам, то верхний его рубеж весьма подвижен и определяется возрастом от 7 до 12-14 и даже 17-20 лет.
«Детство» - одна из самых важных тем школьного курса литературы. «Детство» для каждого человека понятие универсальное, так же, как рождение, жизнь, смерть. Их герои близки и понятны юным читателям. Каждый школьник, в любой стране мира, читая произведение о своем ровеснике, перекладывает эти образы на себя [15]. Чем лучше автор произведения описал образ ребенка, тем «живее» он становится для юного читателя. Ребенок-читатель будет усваивать ценности, взгляды и внутренние переживания ребенка-героя. При анализе детских образов в творчестве С. Кинга мы рассматривали фигуры детей и подростков не достигших 17 лет на примере произведений «Оно» и «Низкие люди в желтых плащах».
Исходя из этого, нам кажется, что изучение произведений С. Кинга в школе является актуальным и необходимым современным детям. Знакомство с героем-ровесником, который живет в похожем мире, которого волнует похожие проблемы, станет возможностью для школьника усвоить социокультурные ценности более глубоко [7].
Таким образом, актуальность данного исследования - создание школьного внеурочного курса по изучению творчества С. Кинга для современных школьников, ведь произведения на тему детства всегда вызывают живой отклик в душе ребенка.
Цель исследования состоит в изучении темы детства в творчестве С. Кинга на примере произведений «Оно» и «Низкие люди в желтых плащах» для создания школьного курса по выбору....
Тема ребенка и детства является одной из магистральных в творчестве автора, и отсутствие исследований в этом направлении красноречиво говорит о том, насколько застит глаза литературоведам «низкий» жанр, в рамках которого традиционно рассматривают Кинга. Тем временем, созданный им образ ребенка, до сих пор обделенный вниманием исследователей, лишен ожидаемой для «короля ужасов» готической нагрузки и является одновременно и воплощением онтологического разрыва между невинностью и опытом, и мерилом человечности.
Мир детства у Кинга с его собственными, особыми законами, временем, пространством менее явный, но не менее самодостаточный. Применяя различные методы (реализм и фантастику) Кинг стремится к всестороннему изучению проблематики «мира детства» - в психологическом, социальном, мифологическом, онтологическом аспектах. Уже в самых ранних своих работах он выделяет одну из основных черт, отличающих ребенка от взрослого - неотчуждаемую, всеобъемлющую, не рассуждающую веру в жизнь, в естественный гармоничный порядок вещей. Развивая эту тему в дальнейших произведениях, Кинг все отчетливее обозначает этот разрыв. Незамутненное детское зрение четко отличает добро от зла, взрослые, утратившие эту способность, заменяют чувственное познание рациональным, веру - диалектикой, и часто противоестественны в своей логичности. Ребенок и взрослый соотносятся как должное и сущее, и процесс взросления осознается Кингом как трагедия, «падение невинности». Именно на этом переломном моменте он акцентирует внимание читателя, используя сквозной мотив границы: «кинговские дети» - это дети-подростки, маргинальные существа, стоящие на границе невинности и опыта. Осознание разрыва между двумя этими состояниями для ребенка-подростка приходит как своего рода откровение, которое является результатом катализированного процесса накопления нежеланного опыта.
1. Брэдбери Р. Миры Рэя Брэдбери: В 8 т. М., 1997.
2. Кинг С. Как писать книги. - М., 2003. - 317 с.
3. Кинг С. Ловец снов. / Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004
4. Кинг С. Оно. Т. 1. - М., 1999. - 576 с.
5. Кинг С. Оно. Т. 2. - М., 1999. - 720 с.
6. Кинг С. Сердца в Атлантиде. - М., 2002. - 477 с.
7. Кинг С. Ночные кошмары и фантастические видения. Сб. рассказов. М., 1997.-784 с.
8. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. Педагогические сочинения. Т. 1. - М., 1981. - 652 с.
9. Сэлинджер Д.Д. Над пропастью во ржи. Повесть, рассказы. Харьков, 2000. - 399 с.
Научно-критическая литература
10. Ассулин П. Ужасы Стивена Кинга // Ровесник. 1990. № 12. - С. 20 - 21.
11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.-504 с.
12. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464 с
13. Брэдбери Р. Рэй Брэдбери: «И тут творятся чудеса.» // Лит. газета. 1986. 10 дек.-С. 15.
14. Бэккет Э. «Ужасные» романы Стивена Кинга // За рубежом. 1996. № 1. - С. 14 - 15
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - М., 1991. - 93 с....(36)