Введение 3
Глава I Теоретический анализ исследования профессионального выгорания работников социальной сферы 7
1.1. Профессиональное выгорание основные понятия 7
1.2. Специфика профессиональной деятельности работников социальной
сферы 14
1.3. Исследование профессионального выгорания у других
исследователей 22
Выводы по первой главе 29
Глава II Исследование профессионального выгорания работников социальной сферы 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты исследования 34
Выводы по второй главе 41
Глава III Комплексная программа психологической коррекции профессионального выгорания работников социальной
сферы 42
3.1. Научно-методологическое обоснование развития оптимального уровня
стрессоустойчивости педагогов 42
3.2. Содержание комплексной программы психокоррекции
профессионального выгорания работников социальной сферы 46
Выводы по третьей главе 73
Заключение 74
Список литературы 77
Приложение 86
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность работника социальной сферы очень обширна. В данной сфере осуществляют свою деятельность различные специалисты: психологи, инструкторы, специалисты по социальной работе, социальные работники и многие другие.
Профессиональная деятельность работника социальной службы, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе специальностей с высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Не редко встречающиеся стрессовые ситуации, в которые попадает специалист социальной сферы в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально -психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье работника социальной сферы.
Синдром «выгорания» - является одной из наиболее актуальных проблем современности. По данным статистики ВОЗ, депрессивные расстройства находятся на первом месте среди психосоматических заболеваний. Главной причиной депрессий ВОЗ считает синдром хронической усталости и синдром профессионального «выгорания» на работе.
Профессия социального работника по определению требует значительных эмоциональных вложений, так как связана с общением с людьми и со всеми трудностями, которые из этого вытекают (негативные эмоции, переживания, конфликты), не редко связана со стрессами, ненормированным рабочим днем. Люди такой не простой профессии очень подвержены изменениям настроения и мотивации к труду при конфликтах с коллегами и затруднениями в общении с руководством.
Психологическая коррекция профессионального выгорания актуальна, связано это с многими аспектами в трудовой деятельности работников социальной сферы. Ведь не всегда правильно организованная работа с коллективом и клиентами, забирающая больше сил и времени, рано или поздно начинает сказываться на работоспособности. И люди начинают перегорать как лампочки. И тогда наступает состояние эмоционального, психического, и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. Люди, находящиеся в постоянном стрессе, тревоге, не могут оказывать эффективную помощь. По этой причине в современной науке существует проблема коррекции данного нарушения, ведь она негативна влияет на качество работы сотрудников и их здоровье.
Исходя из всего выше сказанного, хотелось бы разработать, описать комплексную программу коррекции профессионального выгорания работников социальной сферы, для того чтобы психологи могли применять её в своей практике.
Методологическая основа исследования
Цель: написание комплексной психокоррекционной программы
профессионального выгорания работников социальной сферы.
Задачи:
определить понятие, сущность и причины профессионального выгорания;
проанализировать причины профессионального выгорания работников социальной сферы;
исследовать уровень профессионального выгорания работников «Комплексного центра социального обслуживания населения» Иланского района;
разработать программу психологической коррекции
профессионального выгорания и апробировать ее на работниках «Комплексного центра социального обслуживания населения» Иланского района.
Объект исследования: профессиональное выгорание работников социальной сферы.
Предмет исследования: психокоррекция профессионального
выгорания работников социальной сферы.
Гипотеза: развитие профессионального выгорания связано с
воздействием таких факторов как профессиональная специфика, так и особенности личности.
....
Таким образом в рамках нашей работы поставленные цель и задачи были выполнены. Считаем отметить следующие результаты:
Что профессиональное выгорание исследователями рассматривается как процесс защиты психики, проявляющийся в своей профессиональной деятельности. Но данный процесс является негативным фактором, который влияет на деятельности и здоровье человека.
Работник социальной сферы находится в области профессиональной деятельности, связанной с работой человек-человек. И данный фактор накладывает особенности на данную деятельность. При которой специалист должен иметь хорошие знания и подготовку в способах взаимодействия с клиентами и знание законодательства, ведь его работа непосредственно связана с поддержкой незащищенных групп населения.
А в современные общества таких групп становится все больше и это требует от специалистов огромных энергозатрат, что приводит к частому возникновению профессионального выгорания данных работников. Многие исследователи проводят анализ причин этого, но все они сходятся в том, что не только вырастание количества граждан, которым требуется помощь специалистов, но и личностные особенности самих работников их личная жизнь также влияет на возникновение данного синдрома.
Профилактика не дает полной разрешения этой проблемы, но является основным способом. Работа по коррекции изучена на много меньше, но ее направленность помогает специалистам преодолеть синдром профессионального выгорания.
В исследовании профессионального выгорания работников социальной сферы было организовано на базе КГБУ СО «КЦСОН «Иланский», к котором приняло участие 40 респондентов, стаж работы более 5 лет, трудовая деятельность на территории города Иланский. Возраст участников от 30 до 60 лет, 2 мужчины и 38 женщин.
С целью изучения профессионального выгорания были отобраны следующие психодиагностические методики:
1. Тест Кеттелла (Кеттела). 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла;
2. Диагностика уровня "Эмоционального выгорания" В. В. Бойко;
3. «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон.
В результате исследования мы получили ряд факторов, которые следует проанализировать и объяснить. Выделены следующие параметры: что высокий уровень профессионального выгорания выявлено у 52% респондентов, что свидетельствует о необходимости проведения психокоррекционных работ.
Отмечаем, что в КГБУ СО «КЦСОН «Иланский» не проводилась исследование профессионального выгорания работников. И по результатам проведенного нами исследования и пожеланиями сотрудников можно говорить о необходимости психокоррекция данного фактора. Поэтому предложенная нами далее программа является актуальной для данного учреждения, но и может использоваться в других социальных учреждениях.
Проведя научно-методологическое обоснование профессионального выгорания работников социальной сферы было выявлено. Что профессиональное выгорание имеет негативное влияние не только на профессиональную деятельность сотрудников, но и на их эмоциональное и личностное состояние. Ведь не посредственно напряжение сказывается на то как чувствует себя работник. На его взаимоотношение на работе и в семье.
Таким образом, можно говорить о необходимости разработки психокоррекционной программы направленной на коррекцию профессионального выгорания в данном учреждении. Также мы с уверенностью можем говорить о использовании этой программы в других учреждениях данной сферы деятельности.
...
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. 271 с: ил. (Серия «Эффективный тренинг»).
2. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. Казань: Изд. Казанского университета, 1987. 112 с.
3. Арендачук И.В Издержки профессиональной социализации личности в деятельности социономического типа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №9(17), 2012 "Научно-инновационный центр" (Красноярск)
4. Асеева И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у социальных работников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007.
5. Бабич, О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания [Текст] / О.И. Бабич // Иркутск : ИПКРО, 2009. - 172 с.
6. Баробанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» [Текст] / М.В. Баробанова// Вестник МГУ. - 2013. - №1. - С. 23.
7. Башенкова, Л.А. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение [Текст] / Л.А. Башенкова, Е.В. Кухарская// Среднее профессиональное образование. - 2015. - №11. - С. 43-45.
8. Березовская, Л.Г. К вопросу о критериях риска развития «синдрома эмоционального выгорания» [Текст] / Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский, С.А. Подсадный // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике / под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного-Курск : КГУ, 2007. - С.17-19.
9. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] /В.В. Бойко. - СПб. : Питер, 1999. - 105 с.
10. Бойко, Р.В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других [Текст] / Р.В. Бойко. - М. :Филинъ, 2006 - 256 с.
11. Бочарова, Ю.Ю. Профессиональное сознание как фактор профилактики эмоционального выгорания специалиста социальной сферы [Текст] / Ю.Ю. Бочарова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2011. - Т. 1. - № 3. - С. 47-52. 49
12. Вагин И.О., Рипинская П. Практический сталкинг: путь к успеху. М.: Издательство АСТ, 2004. 288 с.
13. Водопьянова Н.Е., Страченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
14. Воробейчик Я.Н., Минкович М.Я. Самоучитель по психотерапевтической помощи (как помочь себе, детям и близким). Одесса, 2006.
15. Винокур, В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников[Текст] / В.А. Винокур // Вестник МАПО. - 2012. - № 2. - С. 2530.
... всего 77 источников