ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Здоровый образ жизни школьника: определение, содержание 7
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного
возраста 10
1.3. Современное состояние ЗОЖ и здоровья у сельских школьников 13
1.4. Анализ программного обеспечения формирования ЗОЖ сельских
школьников 15
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Организация исследования 19
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ И ПРОВЕРКА ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПРЕМЕНТЕ 21
3.1. Содержание комплексных мероприятий формирования ЗОЖ 21
у обучающихся начальной сельской школы 21
3.2. Реализация комплексных мероприятий формирования ЗОЖ у
обучающихся начальной сельской школы 41
3.3. Теоретический и статистический анализ результатов реализации комплексных мероприятий формирования ЗОЖ у обучающихся начальной
сельской школы 44
ВЫВОДЫ 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Здоровый образ жизни - важное условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни наиболее актуально в детском возрасте, когда тело и психика ребёнка еще только формируются. Формировать здоровый образ жизни необходимо начинать уже у детей дошкольного возраста, когда нагрузка на ребенка еще невелика и родитель играет главную роль в установлении поведения своего малыша.
В период школьного обучения ребенок попадает в совершенно другие условия жизни, он становится более самостоятельным, возрастает учебная нагрузка и ограничивается подвижность. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, организм ребенка наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды, поэтому здоровому образу жизни школьника нужно уделять особое внимание [2].
Задачей Правительства РФ является сохранение и укрепление здоровья учащихся общеобразовательных учреждений и формирования у них ценностей здорового образа жизни, как важнейший стратегический приоритет системы образования. Охрана здоровья детей признана государством важнейшим условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.) [30].
Однако, наблюдение за состоянием здоровья школьников, выявляет тенденцию ухудшения показателей здоровья. Данные медицинских осмотров говорят о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается. Только 10% учащихся начальной школы могут считаться абсолютно здоровыми, к старшей ступени обучения их численность уменьшается до 5%. У большинства детей диагностируется два хронических заболевания. К моменту окончания школы многие учащиеся имеет патологию сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, заболевания костно-мышечной и эндокринной систем, каждый 3-й - нарушение зрения [4].
На основании данных Научного центра здоровья детей Российской Академии Медицинских Наук (РАМН) 70% детей страдают от гиподинамии; 50% школьников имеют отклонения в развитии опорнодвигательного аппарата; 30% школьников имеют нарушения в сердечнососудистой системе, до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных Силах [16].
Кроме этого, условия жизни городских и сельских детей отличаются, это касается особенностей экологических условий проживания, питания, уровня информационных нагрузок и других факторов. В сельской местности более 60% школ не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям [22].
На здоровье любого человека оказывает влияние целая группа различных факторов - это и наследственность, и уровень развития медицины, и экологическая обстановка. Но главным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. Это та сфера жизни, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование здорового образа жизни ведёт к плачевным результатам, когда даже самый большой запас здоровья ребенка истощается, и он становится заложником различных недугов.
Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне, вполне по силам педагогам и родителям - нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно. Начинать профилактические мероприятия необходимо как можно раньше, с рождения. Особое внимание нужно уделять ЗОЖ в школе на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Объект исследования: физическое воспитание обучающихся начальной сельской школы.
Предмет исследования: процесс формирования ЗОЖ у обучающихся начальной сельской школы.
...
1. На основе анализа литературных источников, были выявлены благоприятные условия, способствующие формированию здорового образа жизни младших сельских школьников:
-соблюдение режима дня;
-выполнение утренней зарядки, гигиенических мероприятий, закаливания;
-обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
-проведение уроков оздоровительной физкультуры;
-активное использование подвижных игр с учетом возрастных способностей;
-просветительская работа с учащимися и родителями по вопросам здорового образа жизни.
2. Был разработан комплекс мероприятий формирования ЗОЖ у обучающихся начальной сельской школы, который способствует по формированию потребности вести здоровый образ жизни и повышению уровня здоровья детей.
3. Проведен анализ результатов реализации комплексных мероприятий формирования здорового образа жизни у обучающихся начальной сельской школы, который показал об эффективности применения комплексных мероприятий для обучающихся сельской начальной школы.
1. Ануфриева Е.В., Ножкина Н.В. Современные программы развития системы школьного здравоохранения. Национального научноисследовательского института общественного здоровья. - М.: 2011. с.126-130.
2. Ашмарин Б. А. Теория и методика исследований в физическом воспитании - М.: ФиС, 2001. - 163 с.
3. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М.Безруких. - М.: МГПИ, 2008. - 222 с.
4. Болонов Г.П., Болонова Н.В. Сценарии спортивно-театрализованных праздников. М.: Школьная пресса, 2013г. 80с.
Букин В. П. Здоровье в системе жизненных ценностей молодежи: региональный аспект // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. №4
5. Бутин, И. М. физических способностей [Текст] / И. М. Бутин. - М.: , 2002. - 67 с.
6. Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр “Академия”, 2011 г.
7. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. Физическая культура. Гимнастика. М.: «Просвещение», 2011.
8. Ю. Д. Основны деятельности в физической и спорте [Текст] / Ю. Д., П. К. Петров. - М.: Издательский «Академия», - 264 с.
9. Забродина Н.П. Работа со специальными медицинскими группами. Физическая культура в школе - 2006 - № 6. - С.22-25.
10. Егоров А.Н.Самооценка здорового образа жизни и социального статуса молодежи // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2011г. №24.
11. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Крылов В.Н., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Характеристика функциональных резервов сельских школьников // Альманах «Новые исследования» - М.: Институт возрастной физиологии, 2012, №4(33). - С.99-106.
12. Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Ю.Г.Кузмичев, Е.А.Болтачева, В.Н.Жулин. Внутригрупповые особенности физического развития сельских школьников / // Научное мнение. - 2013. - № 1. - С.197-202.
13. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Жулин Н.В. Динамика и характеристика биологического созревания сельских школьников// Вестник Московского государственного областного университета. - №4. - 2012. - С.37-42.
14. Киселев П.А., Киселева С.Б. Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие. М.: Планета 2015г. 272с
15. Киселев П.А., Киселева С.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Планета, 2013г. 336с.
... всего 32 источников