Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии подготовки учащихся основной школы к олимпиадной деятельности

Работа №170650

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Возрастные и психологические особенности подросткового периода 10
1.1. Характеристика возрастных особенностей школьников 10
1.2. Особенности работы с одаренными детьми 17
Глава 2. Подготовка учащихся к предметным олимпиадам по истории 22
2.1. Виды предметных олимпиад 22
2.2. Технологии и методы подготовки к разным видам олимпиад 30
Глава 3. Опыт подготовки учащихся МБОУ СОШ 153 к олимпиадам по истории 36
3.1. Анализ программы подготовки учащихся к предметным олимпиадам 36
3.2. Технологии и методы работы по подготовке к олимпиадам по разработанной программе курса .. 45
Заключение 50
Список литературы и источников 54
Источники 54
Литература 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А: Рабочая программа по внеурочной деятельности 59

Данная дипломная работа отличается высокой практической значимостью. В ходе ее создания была разработана программа подготовки учеников основной общей школы к олимпиадной деятельности, программа была апробирована и может быть использована для подготовки школьников.
Современные шаги по модернизации отечественного образования предполагают включение в обучение большего разнообразия форм, методов и видов обучения, организация и проведение мероприятий, активизирующих интеллектуально-познавательную деятельность.
Сегодня общеобразовательная школа ориентирована не только на усвоение определенной суммы знаний учащимися, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются конкурсы и олимпиады разных уровней. Олимпиадное движение влияет на получение образования высокого качества, на развитие творческих способностей и самостоятельности, на уровень компетентности и конкурентоспособности школьника.
Олимпиадная деятельность способствует развитию таланта, интеллекта и одаренности. Предметная олимпиада является средством формирования мотивации к учению, повышения познавательной активности школьника, развития творческих способностей, средством углубления и расширения знаний по предмету.
Актуальность развития олимпиадного движения и технологии и методик подготовки к олимпиадам обусловлена условиями перехода на ФГОС второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Стандарт обуславливает необходимость построения работы педагога в учебной и внеучебной деятельности, в том числе — олимпиадной, с учетом следующих принципов:
1. стимулирование учеников заниматься саморазвитием и непрерывным образованием;
2. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
3. способствовать активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
4. выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.
В связи с этим возникает необходимость анализа и обобщения опыта организации олимпиад по истории, и на этой основе совершенствования методики подготовки учащихся к участию в олимпиадах по истории для развития их познавательного интереса, способностей и углубления исторических знаний.
Большой вклад в становление олимпиадного движения, развитие методик организации и проведения олимпиад внесли такие ученые и педагоги, как С.И. Козленко, С.Г. Кашенко, А.Ю. Лазебникова, А.А. Талызина, Э.В. Уткина.
Методические рекомендации по составлению содержания олимпиадных заданий школьного и муниципального уровней и организации проведения олимпиады по истории на всех уровнях составлены С.И. Козленко, А.А.Талызиной, Д.А.Хитровым. В 2003 г. под руководством С.И. Козленко выходят сборники олимпиадных тренировочных заданий по истории, например, «История. Всероссийские олимпиады», «Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии» . В работах определена структура олимпиад, типология заданий, критерии выполнения заданий, рекомендации по эффективному выполнению заданий, основная часть работы содержит варианты олимпиад с ответами и комментариями.
В 2007 г. выходит пособие Уткиной Э.В. «Подготовка к олимпиадам по истории». Первая часть пособия посвящена методике подготовки к олимпиаде, а вторая часть содержала варианты олимпиад по истории. Пособие предназначено для самостоятельной подготовки к олимпиаде по истории и рассчитано на учащихся 8-11 класса. Работа содержит полезные советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, городе, районе или области. Тренировочные упражнения подобраны по принципу «от простого к сложному». Типичные задания подробно разбираются....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы была разработана и апробированная программа, учитывающая особенности подросткового возраста, особенности работы с одаренными и активными детьми. Программа, учитывая ее направленность на подготовку к олимпиадам, должна была учитывать особенности различных олимпиад и их заданий. В ходе создания были изучены олимпиады различных уровней и выделены приоритетные виды заданий, которые необходимо уметь решать школьникам. Что самое главное, ребята по прошествии курса должны были научиться самостоятельно добывать информацию, улучшить свои навыки самообучения и самоконтроля. Этого можно было добиться применяя различные виды технологий, которые и формируют определенные навыки школьников. Рассмотрим основные положения работы, к которым мы пришли по мере исследования.
Учитывая особенности подросткового периода, необходимо принять во внимание следующие новообразования возраста: чувство взрослости, развитие самосознания, самоопределения, повышенная возбудимость, развитие волевых качеств, склонность к рефлексии. Все эти аспекты подростковой психологии необходимо учитывать при составлении программы работы с детьми, в частности, программы по подготовке к олимпиадам, где подросток действительно ярко проявляет эти новообразования. Необходимо построить подготовку на основе взаимного уважения, интереса и своего рода самостоятельной деятельности ученика, позволяющей проявить волевые качества, самосознание и главное удовлетворить чувство взрослости.
Учитывая особенности работы с одаренными и активными детьми подросткового возраста, можно прийти к выводу, что учебная программа по подготовке детей к олимпиадам должна ориентироваться на следующие виды деятельности подростка:
1. возможность подростка самостоятельно планировать и ставить цели;
2. возможность проявлять свою индивидуальность;
3. проявлять творческие способности, направленные на самореализацию и самосознание;
4. возможность участвовать в создании социально -значимого продукта;
5. возможность работать в команде.
Полноценную программу не составить, опираясь лишь на особенности детей, необходимо так же рассмотреть особенности олимпиад, к которым будет вестись подготовка. Существует большое количество предметных олимпиад, главная из них Всероссийская олимпиада, именно на ее задания и была ориентированная основная часть курса. Но не стоит забывать про олимпиады первого, второго и третьего уровней федерального перечня олимпиад. «Высшая проба», «Ломоносов» - обладающие первым уровнем, олимпиады второго уровня - Всероссийская Толстовская олимпиада школьников, «Будущие исследователи - будущее науки», Междисциплинарная олимпиада школьников имени В. И. Вернадского по истории и обществознанию, «Покори Воробьевы горы!». Необходимо учитывать особенности задании олимпиад и большое внимание уделить подготовке к различным типам этих заданий.
Для эффективной организации олимпиадной подготовки необходимо применять в совокупности различные технологии и методы активного обучения, которые позволяют учитывать требуемые навыки от ребят, при решении тех или иных заданий. Сочетание лучших компонентов и актуальность использования тех или иных частей технологии и метода, приводит к более эффективным способам работы с информацией школьниками.
Вообще использование различных технологии и методов в рамках курса , позволило научить ребят решать задания различных уровней сложности, а так же, что самое важное — различными способами. Школьники, работая с приложениями в рамках информационно-коммуникационной технологии, не только нарешивали задания, а создавали собственные для одноклассников, по простым алгоритмам, предоставляемым сайтом LearningApps, что способствовало еще большему осмыслению и погружению в тему....


1. Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно -методического комплекса по отечественной истории [Эл. ресурс]. URL: http://histrf ru/biblioteka/book/istoriko -kul-turnyi-standart (дата обращения: 03.02.2019);
2. Мега - талант [Эл. ресурс]: дистанционные олимпиады и конкурсы // URL: https://mega-talant.com(дата обращения: 03.02.2019);
3. Медиапортал [Эл. ресурс]: медиапортал Государственного исторического музея // URL:https://mediashm.ru(дата обращения: 03.02.2019);
4. Олимпиада [Эл. ресурс]: информационный сайт об олимпиадах и других мероприятиях для школьников // URL:https://olimpiada.ru(дата обращения: 03.02.2019);
5. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 “О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» [Эл. ресурс]. URL: http://www. consultant. ru/document/cons doc LAW 278827 / (дата обращения: 03.02.2019);
6. Постановление от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" [Эл. ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 111395/ (дата обращения: 03.02.2019);
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Эл. ресурс]. URL: https://base.garant.ru/55170507/(дата обращения: 03.02.2019);
8. Приказ Минобрнауки России от 28.08.2018 N 32н (ред. от 16.10.2018) "Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2018/19 учебный год" [Эл. ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 306743/(дата обращения: 03.02.2019);
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Эл. ресурс]. URL: http://study. garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1: 0(дата обращения: 03.02.2019);
10. Inkscape: профессиональный векторный графический редактор для Windows, Mac OS X и Linux. [Эл. ресурс]. URL:https://inkscape.org/ru/(дата обращения: 03.02.2019).
11. LearningApps.org[Эл. ресурс]: создание мультимедийных интерактивных упражнений // URL:https://learningapps.org(дата обращения: 03.02.2019).
Литература
12. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одарённости. М.: Молодая гвардия, 1997.
13.Зайцев В.С. Современные педагогичсекие технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 1. - Челябинск, ЧГПУ, 2012 — 411 с.
14. Исторический проект. Учебно-методическое пособие / Д. А. Хитров, Д. А. Черненко, А. А. Талызина, Е. В. Камараули. — Русское слово Москва, 2017. — 376 с.
15. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссии на уроках истории. - М.: Изд-во ВЛАД ОС-ПРЕСС, 2003. - 256с....(35)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ