Введение 3
ГЛАВА I. Творческие способности учащихся на внеклассных занятиях технологии
1.1 Творческие способности в процессе обучения технологии 6
1.2 Виды и основные функции внеклассных занятий 22
ГЛАВА II. Творческие работы школьников на основе традиционной культуры
2.1 Знаково-символическая природа ритуального предмета быта
тувинцев тос-карак 30
2.2 Технология изготовления тос-карак(технологическая карта) 35
2.3 Программа внеклассного занятия «Резьба по дереву» 36
Заключение 53
Список литературы 56
Актуальность исследования.В настоящее время в период становления новой системы образования в России, сопровождающейся существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, происходит смена образовательной парадигмы: предлагается новое содержание, новое подходы новые формы и методы образования и др.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль в этом процессе отводится воспитанию творческой личности, становлению нравственного облика человека. Работа посвящена актуальной проблеме формирования личности школьника на уроках технологии и на внеклассных занятиях. В ней показана ведущая роль трудового технологического обучения и воспитания в развитии и формировании личности школьника,выявлены психологические и педагогические условия, при которых труд становится сферой его самоосуществления. Раскрыты также особенности взаимоотношений учителя с учащимися в процессе трудового воспитания,методы обучения на занятиях, и их влияние на формирование личности школьника.
Цель:изучение развития творческих способностей в процессе обучения технологии изготовления тос-карак на внеклассных занятиях, выявление специфики ритуального предмета быта тос-карак в культуре тувинцев как особого элемента культурного наследия.
Задачи:
1. изучить творческие способности в процессе обучения технологии;
2. проанализировать виды и функции внеклассных занятий;
3. описать технологию изготовления «тос-карак»;
4. рассмотреть семантику ритуального предмета быта тувинцев «тос-карак»;
5. разработать программу внеклассного занятия «Резьба по дереву».
Объект - творческие способности учащихся на уроках технологии.
Предмет -значение и функции, а также технология изготовления тос-карак у тувинцев.
Степень разработанности:вопрос опыта развития творческих способностей школьников на уроках технологии рассматривали Ахияров К.Ш., Андреева В.И., Белова А.В., Сайниев Н.С. В исследованиях Теплова Н.Б. изучены понятие и сущность технического творчества.Основные функции виды внеклассных занятий описаны в трудахАлексеева В.Е., Выготского Л.С.,Литовой З.А.
В статье Айыжы Е.В. рассматриваются ритуальные предметы в обрядовой практике тувинцев России, Монголии и Китая, а также тос-карак. Тувинский исследователь Ондар Ч.М. в своей работе изучает этнокультурные аспекты в формировании числовых представлений. В работах Нам Е.В.,Топоркова А. Л. рассматриваются значение ложки в разных культурах. В исследованиях культуролога Майны Ш.Б. описана семантика отдельных элементов традиционной культуры тувинцев.
Методы исследования:описательный,сравнительно-сопоставительный,метод обобщения,презентация, проект.В исследовании применяются культурно-исторический анализ, выявляющий специфику предмета быта тос-карак тувинского народа в культурно-исторической перспективе, а также семантический метод, выявляющий особенности знаковой природы тос-карак.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут служить методическим материалом для кружков и для учителей технологии в общеобразовательной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, республиканских научно-практических конференциях:
1 Международная научно-практическая конференция «Новая наука:теоретический и практический взгляд»(Ижевск, 2017 г.);
2. VIII Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» (Кызыл, 2017 г.).
По теме исследования опубликованы 2 статьи.
Структура работы:исследование состоит из введения, основной части,заключения, списка литературы, приложения.
Таким образом, мы видим, что в условиях современной школы творческий потенциал учащегося имеет хорошие задатки для своего развития, но «стандартных» педагогических подходов для эффективного развития таких задатков явно не достаточно. Построение же и внедрение системы обучения, основанной на личностно-ориентированном развивающем обучении, отвечающей требованиям современного социального запроса, дает возможность сформировать гармонично развитую личность, с высоким уровнем творческого потенциала.
Рассмотрение условий развития творческой активности ребенка позволило нам выделить пути реализации их развития в педагогическом процессе. Самый важный из них - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся.
В данной работе нами было разработано методические материалы по разделу «Развитие творческих способностей в процессе обучения технологии изготовления тос-карак на внеклассных занятиях». В настоящее время предметы быта и обрядов больше привлекают внимание исследователей,также они популярны среди народа.
Традиционные национальные предметы быта всегда пользовались популярностью у тувинского народа. Изучение состояния и перспектив развития предметов быта имеет большую практическую значимость в условиях возрождения национального самосознания у тувинского народа и развития туризма в нашей республике
В заключение выпускной квалификационной работы отметим, что на раннем этапе формирующегося хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов технология и организация домашней промышленности и ремесла быстро развивались, приспосабливаясь к новым формам хозяйства, а в условиях сложившегося позднекочевнического хозяйственно-культурного типа в силу его застойного характера их развитие шло чрезвычайно медленно. Главным образом этим обстоятельством объясняется, казалось бы,удивительное сохранение в домашнем производстве и ремесле тувинцев в XIX-начале XX в. многих черт, прослеживаемых, у их кочевых предков в далеком прошлом. Обучение учащихся навыкам и приемам традиционной художественной обработки древесины на внеклассных занятиях способствуют к развитию творческой способности учащихся. А также создавать красоту своими руками повышает интерес к традиционному народному искусству. Важной является наличие методических разработок у учителя, что будет способствовать повышению качества преподавания на уроках технологии. В работе нами представлена методическая разработка занятия на тему изготовления «тос-карака». Поставленные цель и задачи исследования достигнуты. Полученные данные послужат базой для дальнейшего совершенствования знаний по проектированию тувинских традиционных предметов быта в будущей педагогической деятельности.
1. Айыжы Е.В. Ритуальные предметы в обрядовой практике тувинцев России, Монголии и Китая // Древние культуры Монголии, Байкальской Сибири и Северного Китая: материалы VII Междунар. науч. конф. : в 2 т. Т. 2/ отв. Ред. П. В. Мандрыка. - Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2016. - С. 152 -
2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. - М.: Высш. Школа.,1984.
3. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
4. Афанасьев В.М., Савинкин В.П., Мигдаль Р.Ю.Формирование умений
по разработке творческих технических проектов у будущих учителей
технологии. // Вестник Коломенского государственного педагогического института. 2008. № 1 (5). С. 122 - 128.
5. Ахияров К. Ш. Технологическая подготовка школьников. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. - 236 с.
6. Бабина, Н.Ф. Выполнение проектов : учебно-методическое пособие /
Н.Ф. Бабина. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 77 с. : -
URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276774
7. Бабина, Н.Ф. Технология : методика обучения и воспитания: учебное
пособие для студентов 2-4 курсов физико-математического факультета,
профиль «Технология», магистрантов 2-го года обучения по программе
«Профессиональное образование» : учебное пособие : в 2 ч. / Н.Ф. Бабина. -М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 2.-328 с. -URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276261
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:Просвещение, 1991.
10. Дерендяев, К.Л. Поурочные разработки по технологии (вариант для
мальчиков): 5 класс / К.Л. Дерендяев. - М. :Вако, 2009. - 288 с. -
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222966
11. Донгак Х.М., Ондар А.Б. Развитие творческих способностей учащихся
на уроках технологии // В сборнике: Инновационное развитие современной
науки Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян. 2014. - С. 108 - 111.
12. Зименкова, Ф.Н. Воспитание творческой личности школьника на
уроках технологии и внеклассных занятиях / Ф.Н. Зименкова. - М. :Прометей, 2013. - 94 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212769
13. Имамутдинова А.М. Разработка дидактического сопровождения для
учащихся общеобразовательного учреждения при выполнении творческих
проектов по технологии // В сборнике: Сборник научных статей международной молодежной школы - семинара —Ломоносовские чтения на Алтае”, Барнаул, 5-8 ноября, 2013 в 6 частях. 2013. С. 147 - 152.
14. Козлов А.С., Крашенинников В.В., Юсова З.В. Некоторые итоги Новосибирского городского конкурса творческих проектов по образовательной области "Технология" // В сборнике: Технологическое образование (проблемы и перспективы развития) Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования РФ, Научно-методический Совет по специальности "Технология и предпринимательство" при МО РФ, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. 2001. С. 101 - 109.
15. Лаптев Г.Г. Техническое творчество учащихся на уроках технологии //Наука и образование сегодня. 2016. № 5 (6). С. 11 - 18.
16. Литова З.А Рабочая тетрадь по творчески проектам. Курск, 2004.
17. Литова З.А. Деловые игры в учебном заведении (методическое пособие). Курск: Изд-во Курск. Обл . ИПК и ПРО. - 1996. - 21 с.
18. Литова З.А. Методические особенности работы с творческими проектами по технологии // Школа и производство. 2016. № 5. С. 3 - 8.
19. Литова З.А. Творческие проекты в курсе «Технология» (учебно-методическое пособие) Курск: Изд-во Пед-сервис. - 1997. - 86 с.
20. Лопанова Е. В., Рабочих Т. Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: Учебно - методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.
21. Львова Л.И., Новоселов С.А. Методика использования международной
патентной классификации в процессе организации учебно-творческой
деятельности школьников // Педагогическое образование в России.2015. № 6. С. 102 - 106.
22. Майны Ш.Б. Народные игры в традиционной праздничной культуре
тувинцев: историко-культурологический анализ: дис. ... канд.
культурологии: 24.00.01 / Майны Шенне Борисовна. - Кемерово, 2014. - 171 с.
23. Макарова, К.В. Духовный фактор в деятельности и творческих
способностях : монография / К.В. Макарова ; Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет». - 2-е изд., доп. - М. : Прометей, 2012. - 188 с. -URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363840
24. Мамонтов, Е.А. Практикум по проектированию технологических
процессов изготовления изделий деревообработки. [Электронный ресурс] — Электрон.дан. — СПб. : Профи, 2010. — 336 с. — Режим доступа:http://e.lanbook.com/book/4332
25. Мельников С.Л. Развитие технологии выполнения учебных творческих
проектов по педагогике // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 79 - 81.
26. Монгуш С.В., Сундуй О. Сундуй О.В. Кожаяк М.С. Знаково-
символическая природа традиционного предмета быта тувинцев тос-карак //
Новая наука: теоретический и практический взгляд. Международное научное
периодическое издание по итогам Международной научно - практической
конференции, состоявшейся 4 марта 2017 г. в г. Ижевск. - Стерлитамак: Ами,2017. - №3 - 2 - С. 207 - 210.
27. Нам Е.В. «Вещь» и «символ»: к проблеме прочтения символики шаманских атрибутов // Вестник Томского государственного университета.История. 2013. № 6 (26). - С. 135- 140.
28. Ноозун О.Х. Тувинское декоративно-прикладное искусство: вехи историко-культурного развития. Кызыл: ОАО «Тываполиграф», 2016. - 153с.
29. Овчарова Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов на занятиях по керамике / Ю.А. Овчарова. - М. : Прометей, 2013. - 106 с. -
URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240520
30. Ондар Ч.М. Этнокультурные аспекты в формировании числовых представлений // Начальная школа. 2010. № 11. - С. 104-107.
31. Опфер, С.В. Развитие способностей в деятельности человека / С.В. Опфер. - М. : Лаборатория книги, 2011. - 123 с. -URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 142001
32. Оюн Л.Д., Майны Ш.Б. Развитие творческих способностей учащихся на
уроках технологии при изготовлении национальной тувинской утвари //
Актуальные проблемы преподавания на современном этапе: материалы VII республиканской научно-практической конференции (г.Кызыл, 25 марта 2016 года). - Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2016. - С.51-53.
33. Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов
в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2003.
35. Петрышева Л.П. Развитие творческого потенциала учащихся при выполнении проектов по технологии // Школа и производство. 2011. № 8. С.28.
36. Полимерные и связующие материалы в деревообработке : учебное пособие / П.А. Кайнов, Р.Р. Сафин, Н.Р. Галяветдинов, Р.Р. Хасаншин ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2014. - 144 с. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428723
37. Рябова О.Н., Белова И.А. Развитие творческих способностей учащихся
на уроках образовательной области «Технология» // Научный поиск.2014. № 2.4. С. 74 - 75.
38. Сайниев С. Опыт развития творческих способностей школьников на уроках технологии // Известия Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена № 88/ 2008 - С.30313.
39. Свиридов, Л.Т. Современные процессы и оборудование в деревообработке / Л.Т. Свиридов, А.В. Ивановский, В.П. Ивановский. -Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2011. -
363 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143109
40. Смелкова К.В. Эстетическое воспитание на уроках технологии в 6 классе // Молодой ученый. 2016. № 6 - 2 (110). С. 113 - 116.
41. Тагариев Р. З., Гильванов Р. Р. Технологическое образование школьников. Уфа: Гилем, 2007. - 188 с.
42. Теплов, М.Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.). - М.: Просвещение.,1971. - 432 с.
43. Тимофеева, Ю.Ф. Основы творческой деятельности : учебное пособие /
Ю.Ф. Тимофеева ; Министерство образования и науки Российской
Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». — Изд. 3-е. — М. : Прометей, 2013. — Ч. I. Эвристика, ТРИЗ. —368 с. -
URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212842
44. Топорков А. Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья //
Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX - начала XX в.М., 1990. Вып. 2. - С. 67 - 135.
45. Топорков А. Л. Структура и функции сельского застольного этикета /Этнознаковые функции культуры. М., 1991. - С. 190 - 203.
46. Филонов, А.А. Технология деревообработки. [Электронный ресурс] — Электрон.дан. — Воронеж : ВГЛТУ, 2008. — 116 с. — Режим доступа:http://e.lanbook.com/book/4061
47. Шадрин А.С.Творческий проект образовательной услуги кружка по ДПТ «Новые технологии и старые традиции резьбы по дереву» // Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 536 - 539.