Развитие творческих способностей в процессе обучения технологии изготовления тос-карак на внеклассных занятиях
|
Введение 3
ГЛАВА I. Творческие способности учащихся на внеклассных занятиях технологии
1.1 Творческие способности в процессе обучения технологии 6
1.2 Виды и основные функции внеклассных занятий 22
ГЛАВА II. Творческие работы школьников на основе традиционной культуры
2.1 Знаково-символическая природа ритуального предмета быта
тувинцев тос-карак 30
2.2 Технология изготовления тос-карак(технологическая карта) 35
2.3 Программа внеклассного занятия «Резьба по дереву» 36
Заключение 53
Список литературы 56
ГЛАВА I. Творческие способности учащихся на внеклассных занятиях технологии
1.1 Творческие способности в процессе обучения технологии 6
1.2 Виды и основные функции внеклассных занятий 22
ГЛАВА II. Творческие работы школьников на основе традиционной культуры
2.1 Знаково-символическая природа ритуального предмета быта
тувинцев тос-карак 30
2.2 Технология изготовления тос-карак(технологическая карта) 35
2.3 Программа внеклассного занятия «Резьба по дереву» 36
Заключение 53
Список литературы 56
Актуальность исследования.В настоящее время в период становления новой системы образования в России, сопровождающейся существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, происходит смена образовательной парадигмы: предлагается новое содержание, новое подходы новые формы и методы образования и др.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль в этом процессе отводится воспитанию творческой личности, становлению нравственного облика человека. Работа посвящена актуальной проблеме формирования личности школьника на уроках технологии и на внеклассных занятиях. В ней показана ведущая роль трудового технологического обучения и воспитания в развитии и формировании личности школьника,выявлены психологические и педагогические условия, при которых труд становится сферой его самоосуществления. Раскрыты также особенности взаимоотношений учителя с учащимися в процессе трудового воспитания,методы обучения на занятиях, и их влияние на формирование личности школьника.
Цель:изучение развития творческих способностей в процессе обучения технологии изготовления тос-карак на внеклассных занятиях, выявление специфики ритуального предмета быта тос-карак в культуре тувинцев как особого элемента культурного наследия.
Задачи:
1. изучить творческие способности в процессе обучения технологии;
2. проанализировать виды и функции внеклассных занятий;
3. описать технологию изготовления «тос-карак»;
4. рассмотреть семантику ритуального предмета быта тувинцев «тос-карак»;
5. разработать программу внеклассного занятия «Резьба по дереву».
Объект - творческие способности учащихся на уроках технологии.
Предмет -значение и функции, а также технология изготовления тос-карак у тувинцев.
Степень разработанности:вопрос опыта развития творческих способностей школьников на уроках технологии рассматривали Ахияров К.Ш., Андреева В.И., Белова А.В., Сайниев Н.С. В исследованиях Теплова Н.Б. изучены понятие и сущность технического творчества.Основные функции виды внеклассных занятий описаны в трудахАлексеева В.Е., Выготского Л.С.,Литовой З.А.
В статье Айыжы Е.В. рассматриваются ритуальные предметы в обрядовой практике тувинцев России, Монголии и Китая, а также тос-карак. Тувинский исследователь Ондар Ч.М. в своей работе изучает этнокультурные аспекты в формировании числовых представлений. В работах Нам Е.В.,Топоркова А. Л. рассматриваются значение ложки в разных культурах. В исследованиях культуролога Майны Ш.Б. описана семантика отдельных элементов традиционной культуры тувинцев.
Методы исследования:описательный,сравнительно-сопоставительный,метод обобщения,презентация, проект.В исследовании применяются культурно-исторический анализ, выявляющий специфику предмета быта тос-карак тувинского народа в культурно-исторической перспективе, а также семантический метод, выявляющий особенности знаковой природы тос-карак.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут служить методическим материалом для кружков и для учителей технологии в общеобразовательной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, республиканских научно-практических конференциях:
1 Международная научно-практическая конференция «Новая наука:теоретический и практический взгляд»(Ижевск, 2017 г.);
2. VIII Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» (Кызыл, 2017 г.).
По теме исследования опубликованы 2 статьи.
Структура работы:исследование состоит из введения, основной части,заключения, списка литературы, приложения.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль в этом процессе отводится воспитанию творческой личности, становлению нравственного облика человека. Работа посвящена актуальной проблеме формирования личности школьника на уроках технологии и на внеклассных занятиях. В ней показана ведущая роль трудового технологического обучения и воспитания в развитии и формировании личности школьника,выявлены психологические и педагогические условия, при которых труд становится сферой его самоосуществления. Раскрыты также особенности взаимоотношений учителя с учащимися в процессе трудового воспитания,методы обучения на занятиях, и их влияние на формирование личности школьника.
Цель:изучение развития творческих способностей в процессе обучения технологии изготовления тос-карак на внеклассных занятиях, выявление специфики ритуального предмета быта тос-карак в культуре тувинцев как особого элемента культурного наследия.
Задачи:
1. изучить творческие способности в процессе обучения технологии;
2. проанализировать виды и функции внеклассных занятий;
3. описать технологию изготовления «тос-карак»;
4. рассмотреть семантику ритуального предмета быта тувинцев «тос-карак»;
5. разработать программу внеклассного занятия «Резьба по дереву».
Объект - творческие способности учащихся на уроках технологии.
Предмет -значение и функции, а также технология изготовления тос-карак у тувинцев.
Степень разработанности:вопрос опыта развития творческих способностей школьников на уроках технологии рассматривали Ахияров К.Ш., Андреева В.И., Белова А.В., Сайниев Н.С. В исследованиях Теплова Н.Б. изучены понятие и сущность технического творчества.Основные функции виды внеклассных занятий описаны в трудахАлексеева В.Е., Выготского Л.С.,Литовой З.А.
В статье Айыжы Е.В. рассматриваются ритуальные предметы в обрядовой практике тувинцев России, Монголии и Китая, а также тос-карак. Тувинский исследователь Ондар Ч.М. в своей работе изучает этнокультурные аспекты в формировании числовых представлений. В работах Нам Е.В.,Топоркова А. Л. рассматриваются значение ложки в разных культурах. В исследованиях культуролога Майны Ш.Б. описана семантика отдельных элементов традиционной культуры тувинцев.
Методы исследования:описательный,сравнительно-сопоставительный,метод обобщения,презентация, проект.В исследовании применяются культурно-исторический анализ, выявляющий специфику предмета быта тос-карак тувинского народа в культурно-исторической перспективе, а также семантический метод, выявляющий особенности знаковой природы тос-карак.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут служить методическим материалом для кружков и для учителей технологии в общеобразовательной школе.
Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, республиканских научно-практических конференциях:
1 Международная научно-практическая конференция «Новая наука:теоретический и практический взгляд»(Ижевск, 2017 г.);
2. VIII Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» (Кызыл, 2017 г.).
По теме исследования опубликованы 2 статьи.
Структура работы:исследование состоит из введения, основной части,заключения, списка литературы, приложения.
Таким образом, мы видим, что в условиях современной школы творческий потенциал учащегося имеет хорошие задатки для своего развития, но «стандартных» педагогических подходов для эффективного развития таких задатков явно не достаточно. Построение же и внедрение системы обучения, основанной на личностно-ориентированном развивающем обучении, отвечающей требованиям современного социального запроса, дает возможность сформировать гармонично развитую личность, с высоким уровнем творческого потенциала.
Рассмотрение условий развития творческой активности ребенка позволило нам выделить пути реализации их развития в педагогическом процессе. Самый важный из них - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся.
В данной работе нами было разработано методические материалы по разделу «Развитие творческих способностей в процессе обучения технологии изготовления тос-карак на внеклассных занятиях». В настоящее время предметы быта и обрядов больше привлекают внимание исследователей,также они популярны среди народа.
Традиционные национальные предметы быта всегда пользовались популярностью у тувинского народа. Изучение состояния и перспектив развития предметов быта имеет большую практическую значимость в условиях возрождения национального самосознания у тувинского народа и развития туризма в нашей республике
В заключение выпускной квалификационной работы отметим, что на раннем этапе формирующегося хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов технология и организация домашней промышленности и ремесла быстро развивались, приспосабливаясь к новым формам хозяйства, а в условиях сложившегося позднекочевнического хозяйственно-культурного типа в силу его застойного характера их развитие шло чрезвычайно медленно. Главным образом этим обстоятельством объясняется, казалось бы,удивительное сохранение в домашнем производстве и ремесле тувинцев в XIX-начале XX в. многих черт, прослеживаемых, у их кочевых предков в далеком прошлом. Обучение учащихся навыкам и приемам традиционной художественной обработки древесины на внеклассных занятиях способствуют к развитию творческой способности учащихся. А также создавать красоту своими руками повышает интерес к традиционному народному искусству. Важной является наличие методических разработок у учителя, что будет способствовать повышению качества преподавания на уроках технологии. В работе нами представлена методическая разработка занятия на тему изготовления «тос-карака». Поставленные цель и задачи исследования достигнуты. Полученные данные послужат базой для дальнейшего совершенствования знаний по проектированию тувинских традиционных предметов быта в будущей педагогической деятельности.
Рассмотрение условий развития творческой активности ребенка позволило нам выделить пути реализации их развития в педагогическом процессе. Самый важный из них - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся.
В данной работе нами было разработано методические материалы по разделу «Развитие творческих способностей в процессе обучения технологии изготовления тос-карак на внеклассных занятиях». В настоящее время предметы быта и обрядов больше привлекают внимание исследователей,также они популярны среди народа.
Традиционные национальные предметы быта всегда пользовались популярностью у тувинского народа. Изучение состояния и перспектив развития предметов быта имеет большую практическую значимость в условиях возрождения национального самосознания у тувинского народа и развития туризма в нашей республике
В заключение выпускной квалификационной работы отметим, что на раннем этапе формирующегося хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов технология и организация домашней промышленности и ремесла быстро развивались, приспосабливаясь к новым формам хозяйства, а в условиях сложившегося позднекочевнического хозяйственно-культурного типа в силу его застойного характера их развитие шло чрезвычайно медленно. Главным образом этим обстоятельством объясняется, казалось бы,удивительное сохранение в домашнем производстве и ремесле тувинцев в XIX-начале XX в. многих черт, прослеживаемых, у их кочевых предков в далеком прошлом. Обучение учащихся навыкам и приемам традиционной художественной обработки древесины на внеклассных занятиях способствуют к развитию творческой способности учащихся. А также создавать красоту своими руками повышает интерес к традиционному народному искусству. Важной является наличие методических разработок у учителя, что будет способствовать повышению качества преподавания на уроках технологии. В работе нами представлена методическая разработка занятия на тему изготовления «тос-карака». Поставленные цель и задачи исследования достигнуты. Полученные данные послужат базой для дальнейшего совершенствования знаний по проектированию тувинских традиционных предметов быта в будущей педагогической деятельности.
Подобные работы
- Творческий урок технологии в современной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



