ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 8 ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ АССОЦИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Сущность технологии ассоциативного обучения 8
1.2. Основные приемы технологии ассоциативного обучения для 17 эффективного запоминания биологического материала
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ АССОЦИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ
2.1. Организация педагогического исследования влияния технологии ассоциативного обучения на уроках биологии
2.2. Методические рекомендации по организации уроков биологии с 30 применением технологии ассоциативного обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
В настоящие время от обучающихся требуется такое освоение знаний, умений, чтобы они могли свободно их воспроизводить и применять в деятельности. Многие ученики сталкиваются с проблемой освоения знаний на этапе запоминания больших объемов информации или сложных терминов и определений. Решением этой проблемы может стать применение метода ассоциаций на уроках биологии.
Актуальность данной работы состоит в проблеме освоения знаний учащимися на этапе запоминания больших объемов информации или сложных терминов и определений. Решением этой проблемы может стать применение метода ассоциаций на уроках, так как он представляет собой один из основных способов запоминания и развития памяти. Такой метод строится на возникновении свободных ассоциаций у учащихся по отношению к определенному биологическому понятию, объекту или явлению.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий развитие памяти учащихся.
Предмет исследования: приемы технологии ассоциативного обучения и условия их применения на уроках биологии.
Цель исследования: выявление методических особенностей формирования предметных результатов по биологии с помощью технологии ассоциативного обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме ассоциативного метода обучения.
2. Выявить приемы ассоциативного метода обучения и показать их влияние на формирование предметных результатов по биологии.
3. Разработать и провести уроки биологии с использованием различных приёмов ассоциативного метода обучения.
Методы исследования: анализ, синтез, эксперимент, измерение.
Этапы исследования:
1. Выбор темы и постановка цели, задач; определение объекта и предмета исследования; определение проблемы; анализ литературы;
2. Подготовка и проведение эксперимента;
3. Анализ проведенной работы и оформление результатов выпускной квалификационной работы.
• В психолого-педагогической и методической литературе технология ассоциативного обучения понимается, как один из наиболее эффективных способов развития памяти учащихся и возможности запоминания больших объемов теоретической информации по предмету, так как память является основой качественного освоения предметного материала.
• В настоящее время учителя и педагоги активно применяют ассоциативный метод на уроках биологии, осуществляя его в своей деятельности за счет различных приемов: ассоциативных цепочек, синквейна, моделей аналогии, символизации и других. С точки зрения психологии и педагогики технология ассоциативного обучения достаточно глубоко изучена (наряду с такими понятиями, как память, запоминание), но остается открытым вопрос рационального использования данного методах в процессах обучения.
• В ходе проведенного исследования было выявлено практическим путем, что использование на уроках биологии технологии ассоциативного обучения действительно положительно влияет на формирование предметных результатов и уровень усвоения базовых знаний, также были разработаны методические рекомендации по использованию данного метода в процессе обучения биологии и успешно апробированы во время практической деятельности.