Комплект интерактивных дидактических материалов для обучения правилам
безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ обучающихся младшей и основной школы
Введение 6
Глава 1. Теоретические аспекты разработки и использования интерактивных дидактических материалов для обучения школьников правилам безопасного поведения в кабинете информатики 9
1.1. Требования нормативных документов к обеспечению безопасности учащихся младшей и основной школы в кабинете информатики 9
1.2. Особенности организации интерактивного обучения в педагогической
практике 13
1.3. Средства разработки интерактивных дидактических материалов 16
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Разработка и использование комплекта интерактивных дидактических материалов для обучения правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ обучающихся младшей и основной школы 22
2.1. Основные виды интерактивных упражнений в LearningApps.org 22
2.2. Комплект интерактивных дидактических материалов для обучения
правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ 29
2.3. Методические рекомендации по использованию комплекта
интерактивных дидактических материалов для обучения правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ 33
Выводы по 2 главе 43
Заключение 45
Библиографический список 47
Вопрос обеспечения безопасности обучающихся на уроках информатики является неотъемлемой составляющей учебного процесса в общеобразовательной школе в силу специфики данного учебного предмета. Особенно важен этот вопрос в основной и начальной школе, т.к. именно на этих ступенях обучения (в зависимости от образовательной программы школы) дети впервые начинают изучать информатику как школьный предмет.
Чаще всего обучение правилам техники безопасности и поведения в кабинете информатики приходится на начало учебного года, обычно по плану это первый урок. Зачастую учитель преподносит эту информацию учащимся в виде лекции, содержащей перечень норм и правил, сопровождающуюся демонстрацией презентации, различных иллюстраций и т.п., после чего учащиеся ставят роспись в журнале по технике безопасности. Затем в течение учебного года учитель может возвращаться к этим правилам в случае нарушения учащимися норм техники безопасности, однако это носит нерегулярный, несистематический характер.
Кроме того, материал, прослушанный учениками вначале учебного года, с течением времени забывается, а сама лекция, имеющая пассивный характер, не является эффективной формой обучения, в особенности в начальной и средней школе.
В этой связи особую актуальность приобретает использование интерактивных дидактических материалов, позволяющее
индивидуализировать, дифференцировать обучение школьников правилам безопасного поведения в кабинете информатики. Мы полагаем, что использование интерактивных дидактических материалов будет способствовать усвоению школьниками не отрывочных сведений о правилах техники безопасности, как это обычно происходит на практике, а позволит систематизировать эти знания, даст возможность обращаться к заданиям не только в присутствии учителя, но и во внеурочное время.
Недостаточная теоретическая разработанность вопроса и обозначенная практическая потребность обусловили выбор темы исследования: "Комплект интерактивных дидактических материалов для обучения правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ обучающихся младшей и основной школы".
Целью исследования является разработка комплекта интерактивных дидактических материалов для обучения правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ обучающихся младшей и основной школы.
Объектом исследования является процесс обучения правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ обучающихся младшей и основной школы.
Предметом исследования является комплект интерактивных дидактических материалов как средство обучения правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ обучающихся младшей и основной школы.
Гипотеза исследования: обучение правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ обучающихся младшей и основной школы будет более результативным, если разработать интерактивные дидактические материалы, соответствующие современным требованиям, и методические рекомендации по их использованию.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать требования нормативных документов к обеспечению безопасности учащихся младшей и основной школы в кабинете информатики.
2. Выявить особенности организации интерактивного обучения в педагогической практике.
3. Рассмотреть средства разработки интерактивных дидактических материалов для обучения правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ.
4. Изучить основные виды интерактивных упражнений в LearningApps.org.
5. Разработать комплект интерактивных дидактических материалов для обучения правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ
6. Составить методические рекомендации по использованию комплекта интерактивных дидактических материалов для обучения правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ, обобщение, сравнение, классификация, изучение подходов к организации интерактивного обучения в общеобразовательной школе.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, 17-ти рисунков, 4-х таблиц.
На сегодняшний день преимущество использования интерактивных дидактических материалов в педагогической практике отмечено многими практикующими педагогами. Особую актуальность в условиях информационного общества приобретают сервисы web 2.0. LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. LearningApps.org обладает рядом особенностей, которые позволяют отметить этот сервис как один из наиболее подходящих для использования в образовательном процессе. Это простота в использовании (понятный даже неопытному пользователю интерфейс), большое разнообразие видов обучающих упражнений, доступность любому пользователю (сервис бесплатный).
В процессе работы над исследованием были решены следующие задачи:
1. Проанализированы требования нормативных документов к обеспечению безопасности учащихся младшей и основной школы в кабинете информатики. Анализ показал, что такими документами являются: СанПиН
2.2.1. /2.4.1340-03 и СанПиН 2.4.2.2821-10 . Было отмечено, что с течением времени требования к технике безопасности в кабинете информатики и ВТ меняются.
2. Выявлены особенности организации интерактивного обучения в педагогической практике, заключающиеся в том, что под влиянием развития информационного общества меняются средства, позволяющие это обучение реализовать. На сегодняшний день важной составляющей интерактивного обучения являются интерактивные дидактические материалы, при разработке которых следует опираться на такие принципы, как принцип наглядности; принцип доступности содержания; принцип критического отношения к информации; принцип индивидуализации, дифференциации обучения.
3. Рассмотрены средства разработки интерактивных дидактических материалов для обучения правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ. В качестве наиболее подходящих сервисов отмечены сервисы web 2.0, в частности, LearningApps.org.
4. Изучены основные виды интерактивных упражнений в LearningApps.org: «Найти пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Простой порядок», «Ввод текста», «Сортировка картинок», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски».
5. Разработан комплект интерактивных дидактических материалов для обучения правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ, включающий в себя основные 8 видов упражнений LearningApps.org.
6. Составлены методические рекомендации по использованию комплекта интерактивных дидактических материалов для обучения правилам безопасного поведения в кабинете информатики и ВТ.
Таким образом, в ходе исследования решены все задачи, поставленная цель достигнута.
1. Андреев А. А., Леднев В. А., Семкина Т. А. E-learning: некоторые
направления и особенности применения // Высшее образование в России. 2009. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/e-learning-nekotorye-
napravleniya-i-osobennosti-primeneniya (дата обращения: 08.05.2017).
2. Андреев Александр Александрович. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2010. №89. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-i-problemy-prepodavatelya-v-srede-e- learning (дата обращения: 08.05.2017).
3. Батакова Е.Л., Батакова Н.В. Интерактивные средства обучения как часть электронно-образовательных ресурсов // Вестник ТГПУ. 2016. №1 (166). URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/interaktivnye-sredstva-obucheniya- kak-chast-elektronno-obrazovatelnyh-resursov (дата обращения: 07.05.2017).
4. Википедя - свободная энциклопедия [Электронный ресурс].
Режим доступа:
https:ZZru.wikipedia.orgZwikiZ%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D 0%B0%D0%BA%D 1 %82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D1%8C
5. Винницкий Ю. А. Учимся - играя, или старый добрый
LearningApps [Электронный ресурс]: Сообщество учителей Intel Education Galaxy. Режим доступа:
https:ZZedugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=6885&showentry= 5530 (дата обращения 30.04.2017 г.).
6. Вирц Т.О. и др. Технологии web 2.0 в педагогической деятельности. - Индивидуальный предприниматель Краснова Наталья Александровна. КОНФЕРЕНЦИЯ: I международная научно-практическая конференция "Образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе". Нижний Новгород, 31 мая 2016 г. Организаторы: НОО «Профессиональная наука»
7. Гавронская Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение»
// Высшее образование в России. 2008. №7. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/interaktivnost-i-interaktivnoe-obuchenie (дата
обращения: 01.05.2017).
8. Гаркавченко Е.А. Охрана труда и техника безопасности для преподавателей информатики. Методическое пособие. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2004.-64 с.
9. Герасимова М. А., Сотник В. Г. Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами интерактивных форм обучения биологии // Царскосельские чтения. 2012. №XVI С.209-212.
10. Гуща Ю.В. Эволюция понятия интерактивное обучение // Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Республика Беларусь.
11. Затылкин Александр Валентинович. Инновации в
образовательных учреждениях и интерактивные программы обучения // НиКа. 2011. №. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-
obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-i-interaktivnye-programmy-obucheniya (дата
обращения: 08.05.2017).
12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пос. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. К. Петров /Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр "Академия", 1999. — 224 с.
13. Оспенникова Е. В. Е-дидактика мультимедиа: проблемы и
направления исследования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные
компьютерные технологии в образовании. 2005. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/e-didaktika-multimedia-problemy-i-napravleniya- issledovaniya (дата обращения: 08.05.2017).
14. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С. Полат. — М. : «Академия», 2004. - 416 с.
15. Попова Н. С. Возможности интерактивных средств обучения //
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 30 имени Н.Н. Колокольцова», г. Осинники, пос.Малиновка
... всего 30 источников