Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования аудиовизуальных средств на уроках иностранного языка 7
§ 1.1 Понятие технологии использования аудиовизуальных средств 7
§ 1.2 Понятие и классификация аудиовизуальных средств 9
§ 1.3 Место аудиовизуальных средств в современной системе обучения 13
§ 1.4 Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся младшего подросткового возраста 16
Глава 2. Применение аудиовизуальных средств обучения на практике 20
§ 2.1 Этапы работы с аудиовизуальными средствами (видеоматериалами) на уроках иностранного языка 20
§ 2.2 Методика работы с аудиовизуальными средствами на уроках иностранного языка 22
§ 2.3 Описание эксперимента по использованию аудиовизуальных средств
обучения в 6 классе на основе анализа УКМ «Enjoy English 6» 26
§ 2.4 Оценка эффективности использования аудиовизуальных средств обучения в 6 классе 37
Заключение 45
Список использованных источников 48
ПРИЛОЖЕНИЕ A 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53
Сегодня важнейшим фактором, определяющим уровень развития общества, стал его интеллектуальный потенциал. Это понятие очень широко включает в себя производственные возможности, распространённость использования современных технологий и, конечно, способность человека к восприятию информации. Все эти показатели напрямую зависят от качества образования. Именно поэтому система образования должна не просто соответствовать развитию общества, а опережать его, ведь иначе подготовка профессиональных кадров невозможна.
Очевидно, что процесс обучения иностранным языкам обязан задействовать современные технологии. Это было предопределено развитием общества. Использование аудио- и видеоаппаратуры, средств сети интернет и других достижений технологического прогресса напрямую сказывается на процессе обучения: меняются способы освоения и усвоения информации, появляются новые возможности для взаимодействия между учителем и обучающимся. Однако в целом всё вышеперечисленное способствует более качественному достижению целей обучения. Современные стандарты образования предполагают активное внедрение информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Среди всего многообразия современных технологий наиболее значимыми являются аудиовизуальные средства обучения (АВСО) — это различные видеоролики и аудиоматериалы, притом не обязательно созданные в образовательных целях. АВСО играют важную роль в процессе обучения иностранным языкам.
Вышеизложенное определило выбор темы данной выпускной квалификационной работы и подтверждает её актуальность, которая обусловлена необходимостью поиска способов реализации новых требований и переходу к новым образовательным стандартам. Повышение качества овладения языком и улучшение нравственного воспитания обучающихся, расширения методологического арсенала учителя, предоставление актуальной информации — всех этих целей можно достигнуть с помощью внедрения аудиовизуальных средств в процесс обучения иностранным языкам.
Объект исследования - процесс обучения иностранным языкам на этапе основного общего образования.
Предмет исследования - аудиовизуальные средства на уроках иностранного языка.
Гипотеза: грамотное введение аудиовизуальных средств обучения на уроках иностранного языка способствует повышению эффективности обучения.
Цель исследования - теоретически обосновать и практически доказать эффективность применения аудиовизуальных средств в процессе обучения иностранному языку, разработать комплекс дидактических средств с использованием данного средства обучения английскому языку на этапе среднего общего образования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
• определить понятие технологии, понятие аудиовизуальных средств обучения и их место в современной системе обучения;
• разработать комплекс дидактических средств с использованием видеоматериалов на уроке английского языка.
• опытным путем проверить эффективность использования АВСО технологий как средства оптимизации процесса обучении иностранному языку в средней школе в ходе опытной работы.
Методологическую базу исследования составили: труды по методике обучения иностранному языку (Г.В. Рогова, И. И. Верещагина, П. Б. Гурвич, И. Л. Бим, Е. И. Пассов, и др.); труды по психологии обучения иностранным языкам (А. А. Леонтьев, В. Д. Артемов, Б. В. Беляев, М. Л. Вайсбурд, Г. А. Китайгородская и др.); труды по социокультурному развитию (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, И. С. Кон и др.); труды по теории коммуникативной лингвистики (И. Л. Бим, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов, Н. И. Гез и др.)....
По результатам проделанной работы необходимо отметить, что овладение коммуникативной компетенцией является важнейшей задачей на любом этапе обучения иностранному языку. Достижению этой задачи в полной мере способствуют современные технологии, в частности, аудиовизуальные средства. Поставленные задачи были выполнены в процессе исследования, так, была изучена и проанализирована отечественная и зарубежная литература по теме «Аудиовизуальные средства обучения», раскрыты основные психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста, выполнен анализ особенностей работы с АВСО в рамках уроков иностранного языка и определена эффективность их использования в процессе работы со школьниками шестого класса посредством проведения эксперимента в средней общеобразовательной школе.
Аудиовизуальные средства понимаются как особая группа технических средств обучения, которая довольно широко применяется учителями иностранных языков. С точки зрения дидактики, АВСО присущи следующие черты: высокая информационная насыщенность; представление изучаемых явлений в динамике; рациональное преподнесение учебной информации; реальное отображение действительности. Поэтому в современном обществе, где информация является одним из доминирующих ресурсов, важно уметь грамотно использовать не только традиционные способы ее передачи при обучении, но и обращаться к способам современным и актуальным, способствующим более эффективному усвоению учениками предлагаемой информации, поэтому аудиовизуальные средства как нельзя лучше отвечают тенденциям развития современного общества.
Неоспоримым преимуществом использования аудиовизуальных средств на уроках иностранного языка является факт погружения ученика в языковую среду на время просмотра предлагаемого материала, что позволяет комфортным для ученика образом развивать навыки аудирования, лингвистических и паралингвистических элементов коммуникации. Более того, через использование аудиовизуальных средств поддерживается мотивационно-познавательный аспект, являющийся крайне важным при изучении иностранного языка.
Использование аудиовизуальные средств в возрастной категории «младший подростковый возраст» отвечает психолого-педагогическим потребностям детей на данном этапе развития. Апеллируя к растущей способности учеников логически рассуждать, способам обработки информации через индукцию и дедукцию, а также наличие саморефлексии позволят учителю использовать аудиовизуальные средства разной направленности: политические, социальные, нравственные и пр. Это способствует формированию поликультурной личности, развиваются навыки эмпатии и толерантности к окружающему миру, а также навыки, связанные с формированием, формулированием и высказыванием собственного мнения, что также является психологической особенностью детей в самостоятельности и независимости, и использование аудиовизуальных средств этому способствует.
Проанализировав особенности использования аудиовизуальных средств на уроках иностранного языка, был сделан вывод, что при работе с АВСО следует учитывать тему урока и календарного плана, а также грамотно организовать саму подачу материала через этапы преддемонстрации, демонстрации и последемонстрации, что позволит максимально эффективно изучить предлагаемую тему, задействуя ресурсы как кратковременной, так и долговременной памяти, что является крайне важным в условиях ограниченности времени и быстрой утомляемости учеников данной возрастной категории.
Применение аудиовизуальных средств способствует формированию, совершенствованию и развитию навыков для успешного общения на английском языке, так как данный метод работы вовлекает всех учащихся в работу и повышает их интерес к предмету «иностранный язык». Поэтому изучение аудиовизуальных средств в контексте их использования является актуальным на сегодняшний день и открывает дальнейшие перспективы в исследовании....
1. Андреасян И.М. [и др.] Практический курс методики преподавания иностранных языков под общ. ред. И.М. Андресян. Минск: ТетраСистемс, 2009. 288 с.
2. Барышников Н.В. Особенности межкультурной коммуникации при несовершенном владении иностранным языком // Обучение межкультурной коммуникации в различных условиях: Сб. науч. статей. Пятигорск, 2000. С. 5-13.
3. Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 6 кл. общеобраз. учрежд. 200 с.
4. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. 2003. № 1. С. 34-38.
5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 2007. 331 с.
6. Бим И. Л. Общая методика обучения иностранным языкам. М., 2001.
7. Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин, 2000. 61 с.
8. Барменкова О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе. 2005. № 3. С. 20-23.
9. Барышников Н.В. Использование аутентичных видеодокументов в профессиональной подготовке учителей иностранного языка // ИЯШ. 2006. № 4. 18 с.
10. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Ю.А. Воронин. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001. 135 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека./ Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2004. 1134 с.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2004. 336 с.
13. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 1. С. 14-16.
14. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. 2005. № 2. С. 10-15.
15. Зельманова Л.М. Пособие для учителей. 3-е изд., перераб.М.: Просвещение, 1981. 133 с....(44)