Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Защита и реализация конституционных прав человека и гражданина на жилище (на примере Республики Тыва)

Работа №17064

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы55
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
689
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Конституционное право человека на жилище и его обеспечение
в Российской Федерации 7
1.1. Определение и сущность конституционных прав на жилище человека и гражданина 7
1.2. Конституционные гарантии граждан на жилье. Обеспечение и защита
конституционных нрав человека и гражданина на жилище 14
1.3. Право на жилище в практике Конституционного суда Российской Федерации 25
Глава II. Основные пути решения реализации и защиты прав человека
на жилище в Республике Тыва 32
2.1. Нормативно-правовые основы реализации прав граждан на жилище в
Республике Тыва 32
2.2. Реализация программ Правительства Республики Тыва по реализации
права на жилище органами местного самоуправления 37
Заключение 45
Список использованных источников литературы 49



Актуальность темы исследования обусловлена тем, что право на жилье - это одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации, причем, пожалуй, одно из важнейших в социальном аспекте. Общепризнанным является факт, что жилищная проблема была и остается одной из нерешенных проблем современной России. Об этой проблеме довольно часто упоминается в различных источниках, как официальных, так и неофициальных. Поэтому неслучайно жилищные тяжбы между гражданами, а также между гражданами и организациями либо органами власти являются одной из самых «популярных» категорий судебных споров.
Конституционное право граждан на жилище уже достаточно давно признано на международном уровне в качестве естественного и неотъемлемого права каждого, важной составляющей такого фундаментального права, как право недостойный уровень жизни. В силу этого, право на жилище может быть определено, как одно из важнейших в системе социальных прав и занимающее заметное место в структуре правового статуса личности. Интересно, что подход граждан ко многим жилищным проблемам с правовой точки зрения неверен, причем многие заблуждения весьма типичны. Зачастую граждане просто не знают своих прав и не умеют их защищать, поэтому представляется полезным исследовать эту тему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации право на жилище обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. 
Жилищная проблема является одной из важнейших задач российского государства и общества. При этом само жилище является одним из главных материальных условий жизни человека наряду с пищей, одеждой, водой,воздухом и т.д. Потребность человека в жилье возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. носит постоянный характер, видоизменяясь с возрастом, появлением семьи и т.д. В правовой науке существует комплекс вопросов, который затрагивает реализацию данной потребности на федеральном и региональном уровнях, и который до сегодняшнего дня не может считаться разрешенным . Не в последнюю очередь это связано с тем, что правовое обеспечение в жилищной сфере напрямую связано с материальными предпосылками.
Право на жилище в Конституции имеет большое значение, так как создает конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и, одновременно, возможность улучшения жилищных условий граждан, гарантированную охрану государством имеющегося у гражданина субъективного гражданского права на конкретное жилище, обеспечение его неприкосновенности, недопустимости произвольного лишения жилища.
Кроме того, в силу Конституции Российской Федерации, конституционному праву на жилище свойственна не отчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо предусмотренных в Конституции и в законе.
Целью исследования является проведение комплексного анализа конституционного права граждан России на жилище, а так же его реализация.
Достижение указанной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, к числу которых относятся:
- анализ конституционно-правовых основ права на жилище российских граждан;
- системный анализ формы реализации и защиты права на жилище и правовых основ жилищной политики России и Республики Тыва;
- раскрытие системы гарантий государства и выявление основных проблем современного российского законодательства, регулирующего реализацию конституционного права на жилище.
Объектом исследования являются общественные отношения,возникающие в процессе закрепления, защиты и реализации конституционного права человека на жилище.
Предметом исследования являются сущность, понятие и содержание конституционного права на жилище, а также структура и содержание механизма реализации и защиты данного права.
В наше время сохраняется необходимость более глубокого изучения жилищного законодательства не только юристами, но и работниками жилищно-коммунальной сферы, обычными гражданами, поскольку без освоения основных правовых категорий в жилищной сфере невозможны правильное применение законодательства и как следствие полноценная реализация субъективных жилищных прав и исполнение юридических обязанностей. Изучение жилищного законодательства в различных вузах осуществляется по-разному: в рамках курса гражданского права или преподавания специальной дисциплины. Последний вариант в связи со сложностью и обширностью жилищного законодательства является наиболее предпочтительным при изучении жилищно-правовых институтов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили приемы и способы познания, выявленные и разработанные в юридической науке и апробированные юридической практикой, общенаучные (системный,исторический, структурно-функциональный и др.), обще логические (анализ,абстрагирование, сравнение, и др.) и частно-научные (сравнительное правоведение, толкование и др.) методы исследования. В процессе выполнения поставленных задач использованы научные труды ученых в области теории государства и права, истории государства и права, истории политических и правовых учений, конституционного и муниципального права, других отраслей российского права.
Конституционное право на жилище привлекало внимание многих исследователей. Многоаспектность права на жилище определяется тем, что его изучение происходило как в рамках конституционного права, так и в рамках иных правовых наук: теории государства и права, теории прав человека. Весомый вклад в изучение теоретических основ и аспектов практической реализации права на жилище внесли труды таких ученых как:Ивакин В. Н.,Иванов А. А.,Крашениников П. В.,Седугин И. И.,Гришаев В. П.,Гусьев А. Я, Афонина А. В. и др.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международные пакты и декларации, действовавшее и действующее гражданское, жилищное, административное, налоговое законодательство, а также нормы иных отраслей права, регулирующих реализацию конституционного права на жилище.
Структура и объем работы обусловлены целью, задачами и спецификой исследования, отвечают предъявленным требованиям. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современной России среди прав человека и гражданина право на жилище занимает особое место, оно является неотъемлемым социальным благом, атрибутом цивилизованного общества, одним из основных показателей благосостояния граждан. Реализация этого права должна обеспечивать постоянную жизнедеятельность человека, формировать его как личность, удовлетворять материальные и духовные потребности, являться основой для создания семьи и рождения детей.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах указано, что государства признают право каждого человека на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, а также непрерывное улучшение условий жизни. Только человек, имеющий достойные жилищные условия,способен эффективно трудиться, улучшать свое благосостояние, быть востребованным для всего общества.
Итак, в заключение работы подведем некоторые итоги:
конституционное право граждан на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом. Субъектами этого права являются как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства и иностранные граждане. В зависимости от субъекта этого права могут устанавливаться особенности его реализации, касающиеся, в частности, порядка обеспечения жильем, улучшения жилищных условий.
Право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.
Никто не может быть произвольно лишен жилища. Этот конституционный принцип обеспечивает право на жилище. Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища. 
Законодательство содержит нормы, обеспечивающие соблюдение этого принципа. Так, в Законе Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» установлено, что принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника не допускается,если иное не предусматривается законом или иным соглашением сторон.
Принудительное изъятие недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, при отсутствии согласия собственника может проводиться лишь на основе решения суда или арбитражного суда.
Теоретическое осмысление проблем правовой природы и содержания права на жилище продолжается. Этот процесс важен не только для юридической науки, но и для разработки правовых основ современной государственной жилищной политики в условиях развивающихся рыночных отношений, одной из основных целей которой является решение жилищной проблемы, создание механизмов (в том числе правовых) для реального осуществления гражданами права на жилище. С этой целью государство разрабатывает многие целевые программы, направленные на реализацию прав человека и гражданина.
Проблема доктринального определения права граждан на жилище существует. Это вызывает необходимость дальнейшего осуществления научного исследования различных аспектов конституционного права граждан, Российской Федерации на жилище.
Таким образом, можно сделать вывод, что конституционное право на жилище носит многоаспектный характер и его содержание можно свести к нескольким основным юридическим возможностям.
Во-первых, обеспечение стабильного пользования занимаемым жилым помещением в домах государственного, муниципального и других жилищных фондов не только для проживания гражданина - собственника этого помещения и членов его семьи, но и для передачи с целью проживания другим гражданам на основании договора. 
Во-вторых, создание возможности улучшать свои жилищные условия,получать другое жилое помещение разными способами: для малоимущих лиц и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного,муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; для других лиц - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств или с привлечением денежных субсидий государства и кредитов банка.
В-третьих, обеспечение недопустимости произвольного лишения жилища.
В деле реализации права на жилище важное значение имеет правильное, справедливое обеспечение граждан жилищем для социального использования. Жилищные законы, устанавливая принципиальные положения о порядке распределения жилья социального использования,предоставляют целый ряд льгот и преимуществ при получении жилья такими категориями граждан, как участники и инвалиды войны и труда,многодетные семьи и др. Вместе с тем жилищные законы предусматривают возможности для приобретения гражданами жилья за счет собственных средств, использования помощи государства, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.
Конечно, право на жилище является многогранным. Граждане, органы государственной власти и местного самоуправления ежедневно сталкиваются с трудностями и проблемами, связанными с его реализацией. Поэтому только последовательное и целеустремленное их решение может являться залогом успеха и основой для обеспечения достойной жизнь каждого человека.
В Республике Тыва органы государственной власти работу по реализации и защите конституционного права человека на жилище строят на основе нормативно-правовых документов, а также целевых программ. В результате их реализации за счет средств федерального и республиканского бюджета заметно улучшается жилищные условия населения. Потенциал и возможности для этого в республике есть.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
референдумом 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 №6 ФКЗ. 30 декабря 2008 №7 ФКЗ). СПС «Консультант Плюс» 2009.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) СПб.: Регион-Про,2004.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах от 16 декабря 1966. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 12.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16
декабря 1966. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 12.
5. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принятая
Постановлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991. №1920-1) // ВВС РСФСР от 22 ноября 1991. №1929-1)//ВВС РСФСР. 1991. №52.
6. Конституция (Основной закон) РСФСР. И ВВС РСФСР. 1978. № 29.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004. № 188-ФЗ// СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I).
8. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября
1994. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32.
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46.
10. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую
Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 декабря 2004. № 213-ФЗ//СЗ РФ. 2005. 
11. Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса
Российской Федерации» от 29 декабря 2004. №189-ФЗ // СЗ РФ. 2005. №1.
Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля1998. № 102-ФЗ // Российская газета от
22 июля 1998.
Федеральный Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 12 января 1996 № 9-ФЗ.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 (утв.
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001. № 675) // СЗ РФ. 2001. № 39.
Конституция Республики Тыва от 6 мая 2001.
Закон Республики Тыва «О предоставлении жилых помещений
жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по
договорам социального найма» от 14 февраля 2006. (в ред. законов
Республики Тыва от 12 февраля 2009 №1137 ВХ-2, от 10 июня 2009 №1441 ВХ-2).
Закон Республики Тыва «О порядке ведения органами местного
самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 17
ноября 2005. (в ред. законов Республики Тыва от 17 марта 2006 №1710 ВХ-1, 17 января 2013, №1742 ВХ-1).
Закон Республики Тыва «О муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Республики Тыва» от 6 октября 2002.
Закон Республики Тыва «О развитии ипотечного жилищного
кредитования в Республике Тыва» от 26 мая 2004. (в ред. законов
Республики Тыва от 08 ноября 2004 №865 ВХ-1, от 31 декабря 2009
№1611 ВХ-2, от 20 декабря 2010 №174 ВХ-1, от 09 июля 2012 №1467 
ВХ-1, с изм., внесенными решением Верховного суда Республики Тыва от 24 июня 2010 г. №3-13/2010).
20. Закон Республики Тыва «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
от 24 ноября 2004 (в ред. законов Республики Тыва от 06 апреля 2005
№1245 ВХ-1, от 19 ноября 2010 №84 ВХ-1, от 17 января 2013 №1739 ВХ-1, от 15 марта 2013 №1859 ВХ-1).
21. Закон Республики Тыва «Об управлении государственной собственностью Республики Тыва» от 10 октября 2001.
22. Закон Республики Тыва от 16 ноября 2012. №1580 ВХ-1 «О
муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов
муниципального жилищного контроля с органом государственного
жилищного надзора Республики Тыва» принятый Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва 26 октября 2012.
23. Закон Республики Тыва от 16 ноября 2012. №1580 ВХ-1 «О
муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов
муниципального жилищного контроля с органом государственного
жилищного надзора Республики Тыва» принятый Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва 26 октября 2012.
24. Постановление Правительства Республики Тыва «О порядкепредоставления служебных жилых помещений для государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений Республики Тыва» от 12 октября 2004. №897.
25. Постановление Правительства Республики Тыва «Об утверждении порядка формирования и утверждения списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов,порядка выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жиля в сельской местности» (в ред. постановления Правительства Республики Тыва от 03 июля 2012. №362) от 9 сентября 2009. №445.
26. Постановление Правительства Республики Тыва «Об утверждении республиканской целевой программы «Обеспечение молодых семей в Республике Тыва» на 2011-2015» (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 08 июня 2012 № 302) от 3 мая 2011 года №293.
27. Постановление Правительства Республики Тыва «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления субсидии на строительство жилья спортсменам Республики Тыва, завоевавшим
звания чемпионов или призеров олимпийских игр, паралимпийских игр,Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы по олимпийским видам спорта и их спортивным тренерам» от 20 октября 2011. №614 (в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 23 января 2012 №13).
28. Постановление Правительства Республики Тыва «Об утверждении
республиканской целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2013-2015» от 29 декабря 2012.№731.
29. Постановление Правительства Республики Тыва «Об утверждении
Республиканской целевой программы «Развитие ипотечного
кредитования молодых учителей в Республике Тыва на 2012-2014 гг.» от 3 октября 2012. (в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 08 ноября 2012. №608, от 21 декабря 2012. №720).
30. Постановление Правительства Республики Тыва «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных  условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья» от 22 февраля 2013. №110.
31. Постановление об утверждении республиканской целевой программы
«Стимулирование развития жилищного строительства в Республике
Тыва на 2011 - 2015» от 24 мая 2011. №322 (в редакции Постановления Правительства Республики Тыва 08 августа 2012. №447).
2. Научная и учебная литература:
32. Авакьян С. А. Конституционное право России: В 2 т. Т.1.М., 2005.
33. Алексеев В. А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. 2007.
34. Анисимов Л. Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. - «Юстицинформ», 2006.
35. Антосевич Г. С. Краткий курс по жилищному праву. 2009.
36. Афонина А. В. Жилищное право: Учебное пособие // Издательство:Дашков и Ко, 2008.
37. Алексеев С. С. Энциклопедический словарь. Права человека. М. 2009.
38. Грудцына Л. Ю. Жилищное право. Информационно-справочное издание.2008.
39. Гусев А. Я - собственник жилья! ТСЖ, ЖКХ, самоуправление: консультирует юрист // Ростов н/Д : Феникс. 2011.
40. Добрынин Н. М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. 2007.
41. Жилищное право: схемы и комментарии. - М.: Юриспруденция, 2002.
42. Ивакин В. Н. Жилищное право: конспект лекций/ 2-е изд., ЮРАЙТ.2005.
43. Карпухин Д. В. Жилищное право. Конспект лекций. МИЭМП. 2006.
44. Кокотов А. Н. Кукушкин М. И. Конституционное право России:Учебник. М.: Юрист, 2003.
45. Крашенинников И. В. Жилищное право. М.: Статут, 2008. 
Самигуллин В. К. Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е
издание, дополненное и переработанное. - Уфа: РИО БашГУ. 2004.
Седугин П. И. Жилищное право: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М НОРМА. 2007.
Суслова С. И. Жилищные права: понятие и система. 2011.
Лихачев Г. Д. Гражданское право. Общая часть: Учебник. М., 2007. Филиппова Е. С. Жилищное право. Учебник. 2007.
3. Научные статьи:
Пчелинцева Л. М. Проблемы исследования природы и содержания
конституционного права граждан на жилище // Конституционное и муниципальное право. 2004. №2.
Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. М. 2005.
Шешко Г. Ф. Жилищные отношения: проблемы регулирования //Жилищное право. 2004. № 4.
Щенникова Л. В. Недвижимость: законодательные формулировки и
концептуальные подходы // Российская юстиция. 2003. № 11.
Желдак Н. Б. Правовые особенности конституционного права на жилище // Развитие российского права и права стран АТР в условиях конституционного реформирования: Материалы региональной научно-практической конференции, 29 ноября 2003. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2004.
Торгашин И. М. Право на жилище и понятие «Достойный жизненный
уровень» // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24.
Олейник Н. Н., Алексеева Л. В. К вопросу о реализации
конституционного права на достойный уровень жизни в Российской
федерации // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. №14.
Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова.24-е изд., испр. - М., 2005. 
59. Литовкин В. Н. Жилищное законодательство: кризис доктрины, смена
принципов, от прошлого к настоящему // Проблемы современного гражданского права. М., 2000.
60. Лазарев Л. В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. ООО Новая правовая культура, 2007
61. Литовкин В. Н. Концепция развития жилищного законодательства //Журнал российского права. 2000. № 5/6.
62. Гришаев В. П. Ипотека жилых помещений: практика и трудности //Закон. 2005. № 6.
63. Иванов А. А. Вопросы недвижимости в новом Жилищном кодексе
Российской Федерации // Хозяйство и право. 2005.
64. Герасимов Р. А. Конституционное право на жилище и механизм его
реализации: Дис. к. ю. н. СПб.: Издательство юридического института,2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ