Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
1.1. Психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста: сущность, структура и уровни сформированности 13
1.2. Подходы к нравственному воспитанию детей старшего дошкольного
возраста 24
1.3. Психолого-педагогическое обеспечение формирования психолого
педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 32
Выводы по главе 1 60
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В
ВОПРОСАХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 62
2.1. Организация и методики исследования 62
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно
экспериментальной работы 99
2.3. Реализация программы «Психология нравственности» как средство формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста 114
2.4. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа опытноэкспериментальной работы 126
Выводы по главе 2 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 146
ПРИЛОЖЕНИЯ 158
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием роли семьи как основного социального института в формировании личности будущего гражданина страны. Не вызывает сомнения положение о том, что воспитание детей, а точнее - процесс их социализации, начинается не в школе и даже не в дошкольном учреждении, а в семье с первым месяцем жизни ребенка. Ошибки и просчеты воспитания в самом раннем возрасте могут оказаться невосполнимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении ребенка, в различных отклонениях развитии личности. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в ее функции первоначальной социализации детей .
Изменения в социально-экономической сфере, вызванные ростом производственных мощностей и наукоемких технологий, привели к трансформации семьи как социального института, включая ее духовный потенциал. Актуализируется проблема выявления особенностей родительской компетентности в вопросах развития, обучения и воспитания детей, с опорой на которые требуется проектирование и реализация программ психологопедагогического сопровождения современной семьи.
Согласно статье 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественно право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В Национальном проекте «Образование» прописана одна из целей: «Повышение компетентности родителей в вопросах образования и воспитания, в том числе раннего развития детей в возрасте до 3-х лет», а также результаты реализации проекта трактуются как «внедрена целевая модель 3
информационно-просветительской поддержки родителей, включающая создание, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, консультационных центров, обеспечивающих получение родителями детей дошкольного возраста методической, психологопедагогической, в том числе диагностической и консультативной, помощи на безвозмездной основе» .
Данное направление отражается и в положениях ФГОС ДО, где заявлено «сотрудничество организации с семьей в части оказания психологопедагогической поддержки семьи, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей» .
На основе вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что проблема формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста есть, но решается частично, а именно: в образовании недостаточно разработаны психолого-педагогические условия, обеспечивающие информационно-просветительскую поддержку родителям. А также, недостаточно уделяется внимание нравственному воспитанию, в частности это реализуется только на педагогическом уровне, без включения родителей в психолого-педагогический процесс.
В настоящее время, как в науке, так и в общественной практике уделяется особое внимание вопросам родительства, внутрисемейных отношений, сотрудничества семьи и образовательных организаций, о чем свидетельствуют работы Н.Я. Соловьева, В.В. Селиной, И.А. Зимней и др.
...
В настоящее время актуальным становится направление повышения психолого-педагогической компетентности (далее - ППК) родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема - повышение ППК родителей раскрывается частично, в связи с этим возникает необходимость разработки программы «Психология нравственности» как средства по формированию ПИК родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Работа ориентирована на разработку, обоснование и реализацию психолого-педагогического обеспечения, представленного в виде программы «Психология нравственности», нацеленной на формирование психологопедагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачами исследования выступили: анализ теоретических источников по основным понятиям работы, выделение компонентов ППК и характеристика уровней сформированности в контексте предмета исследования, выделение актуальных подходов к нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, обоснование психологопедагогического обеспечения формирования ППК родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, разработка оценочно-диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности компонентов ППК родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, проектирование программы «Психология нравственности», направленной на формирование компонентов ППК родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, проверка результативности программы «Психология нравственности» в формировании психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе исследования проанализировано актуальное состояние проблемы в трудах различных исследователей. В основу работы положена трехкомпонентная структура ППК: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный. Обобщение теоретических данных позволило выявить основные подходы к исследованию ППК родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава направлена на характеристику разработанного диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности компонентов ППК родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в виде: опросника, теста-опросника и практико-ориентированных заданий (кейсов).
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у 33,33% (10 человек) родителей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста выявлен низкий уровень сформированности мотивационноценностного компонента ПИК, у 70,00% (21 человек) выявлен низкий уровень сформированности когнитивного компонента ПИК, а у 56,67% (17 человек) выявлен низкий уровень сформированности деятельностного компонента ППК. Проведенный анализ результатов исследования позволил выявить дефициты ППК родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для устранения выявленных дефицитов разработана программа «Психология нравственности» по формированию ППК родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Программа «Психология нравственности» выстраивается с учетом компетентностного подхода и предполагает вариативные формы психологопедагогического взаимодействия. Многообразие применяемых форм и методов обучения позволяет родителям повысить свой уровень сформированности знаний и умений, осознать значимость психологопедагогической компетентности и как следствие - повысить уровень сформированности психолого-педагогической компетентности.
Для выполнения поставленной цели исследования, а именно разработки и апробации программы «Психология нравственности», нацеленной на формирование ППК родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, в ходе работы выполнено:
- разработаны критерии и охарактеризованы уровни развития ПИК родителей в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
...
1. Абраменкова В.В. Программа «Духовно-нравственное развитие
современного ребенка в России и стратегия воспитания» // Мир психологии. 2015. №1. С. 224-234. URL: https://elibrary.ru/tynrnd (дата обращения:
04.05.2023).
2. Абрамова А.А. Формирование культуры родительства в современном российском обществе: автореферат дис. ... канд. культурологии. Наук. М., 2011. 29 с. URL: https://clck.ru/3BCz3e (дата обращения: 22.11.2022).
3. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов. М., 2018. 708 с.
4. Александрова Е.А. Взаимодействие детей и взрослых и создание открытого детско-взрослого сообщества // Культурные практики детства. Опыт организации. Специальный выпуск серии «Новые ценности образования». 2009. №4 (42). С. 28-32. URL: https://clck.ru/3BCz4o (дата обращения: 09.30.2023).
5. Андронникова О.О., Евдокимова М.А. Методические основы
организации и проведения программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. №2. С. 77-84. URL:
https://clck.ru/3BCz5p (дата обращения: 06.05.2023).
6. Арамачева Л.В., Барканова О.В., Груздева О.В. [и др.]. Современное детство и родительство: научный взгляд. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева, 2021. С. 76-98.
7. Арбатская Н.С., Дичина Н.Ю. Диагностика выявления проблем в
детско-родительских отношениях: методическое пособие. Иркутск: УМЦ РСО, 2017. 104 с. URL: https://angarsk-adm.ru/sotsialnaya-sfera/territoriya-
semi/resursnyy-tsentr/diagnost-1.pdf (дата обращения: 13.10.2023).
8. Аронов А.М. Становление профессиональной аналитической грамотности в педагогическом бакалавриате классического университета // Научные труды SWorld. 2011. №4 (18). С. 9-13.
9. Барило О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 1999. 197 с. URL: https://clck.ru/3BDjjo (дата обращения: 14.10.2023).
10. Бежевец Д.А. Системный подход к духовно-нравственному
образованию школьников // Современные научные исследования в инновации.
1. №4-3. С. 23-25. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_21576197_87228066.pdf (дата обращения:
18.12.1) .
11. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос. 2005. №10. С. 19-23. URL: https://goo.su/cJA3lbf (дата обращения: 10.11.2022).
12. Биктуганов Ю.И. Взаимодействие педагога с семьей и
общественностью: учебное пособие. Екатеринбург, 2016. 148 с. URL:
https://core.ac.uk/reader/132623399 (дата обращения: 12.12.2022).
13. Бичева И.Б., Нарядчикова А.А., Бочкарева Ю.Ю. Коммуникативные
умения и особенности их формирования у дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №3. С. 14-18. URL:
https://goo.su/QF4O (дата обращения: 08.04.2023).
14. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед. М., 1985. 275 с.
15. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С. 8-14. URL:
https://goo.su/VViaG5k (дата обращения: 03.05.2023).
... всего 89 источников