ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ В РФ 7
1.1. Сущность и современные тенденции в социальной политике по отношению к семьям с детьми 7
1.2. Особенности социального сопровождения семей с детьми раннего возраста 10
Глава 2. КРАСНОЯРСКАЯ МОДЕЛЬ РАННЕЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ 14
2.1. Сущность и условия реализации региональной модели ранней помощи 14
2.2. Анализ опыта реализации технологии ранней помощи в Красноярском крае 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Актуальность темы исследования обусловлена сохраняющимися в правовой науке противоречиями по поводу провозглашения Российской Федерации социальным государством с одной стороны, и необходимостью обеспечения высокого уровня социальной защищенности отдельных категорий граждан - с другой. Функционирование любого социального государства зависит от ценности материнства и детства, а именно ее социальной защиты и поддержки для достойного уровня жизни в современных социально-экономических условиях. В настоящее время в стране и в мире произошли социальные изменения, которые не обошли стороной и такой институт как «семья», что привело к трансформации ценностей и ориентиров в обществе. Необходимость изменения сложившегося положения требует от государства решительных мер по преодолению негативных тенденций и совершенствования социальной политики.
Появление в семье особого ребенка всегда связано с переживаниями родителей и близких родственников. Родители теряются, чувствуют себя беспомощными, испытывают на себе осуждение и неприятие со стороны своих родных и близких. Иногда в таких ситуациях родители принимают решение отказаться от своего малыша, которого зачастую просто не знают, как растить и воспитывать. Но даже в той ситуации, когда родители решают оставить ребёнка, часто не обладают необходимыми знаниями, как развивать, обучать и воспитывать малыша. В настоящее время во всём мире создаются службы или программы ранней помощи.
Программы ранней помощи объединяют междисциплинарные терапевтические, образовательные и социально-психологические службы, которые направлены не только на развитие детей, но и на организацию взаимодействия родителей со специалистами и общественными организациями, распространение информации о детях с особыми потребностями в обществе.
Актуальность создания подобных служб сопровождения семей с детьми раннего возраста очень велика. В системе государственных учреждений, как правило, доминирует медицинский подход, при котором осуществляются лишь лечебные мероприятия, исключающие психологический и социальный прогноз развития личности. В специализированные учреждения по работе с детьми- инвалидами, которые обладают необходимым штатом специалистов и опытом работы с семьей, дети-инвалиды попадают с 3 лет. Таким образом, должной психолого-педагогической и социальной работы с детьми- инвалидами раннего возраста и их семьями не проводится.
Важно, что в современной России проблемы семьи и демографии находятся в центре внимания социальной, государственной политики, общества и науки. Учёные А.И. Антонов, А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др. исследуют разноаспектные вопросы, связанные с тенденциями и перспективами развития института семьи и семейной политики в новых условиях универсального развития России и мира. Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. 89% россиян предпочитают семейный образ жизни. По данным Росстата, для 70 % россиян семья и регистрация брака входят в пятерку наиболее важных для них жизненных целей. В то же время этот важнейший социальный институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Причины кризиса разны и многоаспектны. Это и общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, процессы урбанизации и культурной трансформации, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». Эти и многие другие факторы обусловили ослабление семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях.
Ранняя помощь - комплекс услуг, предоставляемых детям от рождения до трёх лет (как признанным инвалидами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, так и не признанным инвалидами), имеющим ограничения жизнедеятельности, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а так же на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц....
В российском обществе происходят динамичные изменения в общественной, социальной, экономической жизни, что влечет за собой трансформацию и института семьи - уникальной подсистемы государства, способной успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Как социальный институт семья преобразуется вместе с обществом. Вот почему в период серьёзных изменений, происходящих в российском обществе, актуализируется важность изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных и содержательных основ государственной семейной политики в условиях полиэтнического, поликультурного пространства России. Во всех цивилизациях семья выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих международных нормативных актах.
Основополагающее значение в этих документах придаётся укреплению и защите института семьи со стороны общества, разработке государственной национальной семейной политики. Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека.
История развития общества - это история развития семьи как социального института, который эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации и консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия, толерантного взаимодействия в поликультурном социуме. Семья является мощным транслятором ценностей от поколения к поколению, институт семьи имеет консолидирующее значение для общества, противостоит социальной напряженности.
Ранняя помощь детям и их семьям - это комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.
В целевую группу входят дети от рождения до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, дети группы риска (из семей, находящихся в социально опасном положении).
Ранняя помощь детям и их семьям с 2016 года является приоритетным направлением политики государства. Она базируется на принципах раннего (своевременного) выявления детей с нарушениями развития, доступности и финансовой, и территориальной, и эффективности оказания помощи на основе биопсихосоциальной модели реабилитации. Современные подходы, как правило, ориентированы на активное участие родителя в процессе помощи ребенку.
Это происходит в связи с тем, что, во-первых, семья является тем окружением, которое оказывает решающее влияние на рост и развитие ребенка; во-вторых, семья считается наилучшей средой для развития ребенка; в-третьих, в семье наиболее полно могут реализовываться потребности ребенка в развитии за счет ежедневных возможностей обучения. Другими словами, родители являются первыми учителями для своих детей и могут обеспечить им множество возможностей для развития и обучения в естественных условиях в повседневных активностях ребенка. Таким образом, чтобы семья, родители в полной мере могли сделать все возможное для обучения и развития своих детей, им необходима помощь квалифицированных специалистов, входящих в междисциплинарную команду.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 №146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49. Ст. 4552.
3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16.
4. Федеральный закон от 19.05.1995 №81-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929.
5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.
6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (часть I). Ст. 19.
7. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.
8. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 42. Ст. 5009.
9. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 23. Ст. 3307.
10. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 35. Ст. 4811.
11. Приказ Минздрава России от 30.08.2012 № 107н (ред. от 01.02.2018) «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» // «Российская газета» от 11 апреля 2013 г. № 78/1.
12. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н (ред. от 24.09.2018) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей // «Российская газета» от 27 января 2010 г. № 15.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 16 (ред. от 26.12.2017) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» // «Российская газета» от 24 мая 2017 г. № 110.
14. Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2012 № 880-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ч.П. и Ч.Ю. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 4 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» // СПС «Консультант плюс», дата обращения 15.09.2019.
15. Определение Свердловского областного суда от 28 августа 2017 г. по делу № 33-5744/2017 // КонсультантПлюс, www.consultant.ru. - URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 17.04.2020)....(42)