ВВЕДЕНИЕ- 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Па?тять как психический процесс: понятие, виды 7
1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Изучение образной памяти детей старшего дошкольного возраста 20
1.4. Дидактические игры как средство развития старшего дошкольного
возраста 23
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Педагогическая работа по развитию образной памяти детей старшего
дошкольного возраста с использованием дидактических игр 40
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Жизнь человека протекает в состоянии постоянного обновления поступающей к нему информации, в состоянии постоянного накопления опыта. Развитие личности человека невозможно без осмысления накопленного опыта, и в этом контексте возникает проблема памяти. Так как память определяет всю сущность личности человека, самое ценное, что может быть у него - воспоминания, то можно с уверенностью говорить, что память является едва ли не основным в психике человека образованием.
Конечно, есть и другие психические процессы, но, так или иначе, они или поставляют информацию к хранению, или ее перерабатывают, или на ее основе происходит какая-то деятельность, но если вдруг память перестанет выполнять свои функции, то все остальные психические процессы станут бесполезны. Кроме того, без памяти о прошлом опыте невозможна жизнь человека как социального существа в дальнейшем. Память - это прошлое, настоящее и будущее конкретного человека или сообщества людей.
Особенно актуальна проблема развития памяти в старшем дошкольном возрасте - времени быстрого развития психических процессов, итогом чего является расширение возможностей освоения окружающего мира - предметного и социального. Дети усиливают свои способности воспринимать, думать, учиться и запоминать, оперировать предметным миром через развитие новых способов совладении с ним, овладевают своим поведением - которое становится произвольным, и могут уже намного лучше управлять собой, чем это было раньше. Такие изменения невозможны без развития всех видов памяти у детей, ведь именно память позволяет усваивать новый социальный опыт, который получают дети, позволяет расширять связи детей с окружающими, делать деятельность детей более насыщенной и целенаправленной.
Этот возраст отличается постепенным переходом памяти от непроизвольного запоминания к произвольному - к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.
Нужно отметить, что несмотря на то, что в науке уже накоплено множество сведений о природе памяти, ее особенностях, закономерностях, механизмах, все еще по-прежнему существует недостаток сведений по проблеме памяти. Это проявляется даже на уровне понятий, и понимания механизма работы памяти - что привело к развитию разных концепций памяти, часто различающихся в объяснении и понимании процессов в памяти.
Например, нет четкого понимания, как конкретно работает сложный механизм памяти, если рассматривать ее социальную сторону, поскольку социальная сторона памяти есть только у человека, и по словам П. Жане, «память с одной стороны, всеобщая функция организованной материи, с другой стороны, «память - человеческая, она существует только у людей, и даже не у всех, и это противоречие на почве эмпирической психологии неразрешимо». Это противоречие связано с разностью, и частой противоречивостью теоретических взглядов ученых на память, а также трудностью изучения в практическом плане, и как следствие, недостатком объективной информации о памяти.
Особенно сложен вопрос о том, что такое память, применительно к возрастному ее развитию, когда, например, ее социальный аспект как четко выделяемый феномен фиксируется в большинстве случаев в раннем детстве, после формирования сознания и самосознания, речи, то есть память очень сложно отделить от всех остальных психических процессов в возрастном плане. Следовательно, теоретическое объяснение памяти поэтому применительно к возрасту в разных концепциях противоречиво. Эта проблема явилась предметом специального исследования таких ученых и психологов как Д.Б. Эльконин; А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина, и др.
Проблемой изучения памяти является развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста, в частности, ее связи с развитием психических процессов, а также с развитием ее произвольности, так как в настоящее время известны лишь только некоторые механизмы ее развития. В части исследований эти механизмы изучались изолированно (по данным Н.М. Гнедовой, З.М. Истоминой). В итоге отсутствует единое теоретическое представление об общей структуре и специфике произвольной образной памяти детей дошкольного возраста.
...
В ходе проведенного исследования развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр, было установлено, что память - это форма психического отражения, для закрепления и сохранения, а также воспроизведения воспринятого для его повторного применения в деятельности или возвращения в сферу сознания. Память имеет свойство создания логических связей между образами прошлого и настоящего, и может создавать совместно с мышлением образы будущего, где мышление - это аппарат синтеза и экстраполяции, а память - хранилище образов прошлого. Это свойство памяти, всегда работает совместно с мышлением, и выступает значимой познавательной функцией, на которой построен механизм развития и обучения, и поэтому является наиболее значимым.
В рамках исследования мы рассматриваем образную память, поэтому мы обозначаем также и виды этой памяти: зрительная образная память, слуховая образная память, вкусовая, обонятельная, тактильная. Для развития образной памяти дошкольников достоверно эффективен ряд условий: опора на ведущую деятельность - игровую (также и в форме дидактической игры), применение специальных упражнений, построенных на действии некоторых механизмов восприятия (обогащение перцептивного опыта), внимания и речи, на основе приемов активизация межполушарного взаимодействия, с помощью включения мышления в процесс запоминания через обучение разным приемам обработки и последующего усвоения, закрепления нужной информации. Значимое условие для развития образной памяти - это обучение приемам запоминания, наглядность, эмоциональный настрой, развитие речевого опосредствования.
Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного запоминания к произвольному и опосредствованному речью запоминанию и припоминанию. В этом возрасте формируется мнемическая деятельность, у которой есть свои цели, приемы и способы. В старшем дошкольном возрасте образная память постепенно, после пика своего развития, начинает уступать место словеснологической памяти, переходя в разряд дополнительных видов памяти. Процессы преднамеренного запоминания и припоминания приобретают форму развернутой деятельности, подчиняющейся мнемической задаче припомнить или запомнить.
Нами было проведено исследование образной памяти детей старшего дошкольного возраста, на базе старшей группы дошкольного учреждения, в котором принимали участие 20 детей.
В ходе констатирующего исследования были выявлены дети, которые нуждались в развитии образной памяти - у них был выявлен недостаточно развитый ее уровень. Поэтому была разработана и реализована специальная педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие образной памяти с помощью дидактических игр, обучения приёмам запоминания и т.п. Также на основании выводов и итогов в проведенном исследовании мы дали рекомендации родителям по совершенствованию образной памяти детей.
После окончания педагогической работы была проведена повторная диагностика, в ходе которой была выявлена положительная динамика в развитии образной памяти - дети стали легче справляться с заданиями, исправлять свои ошибки. Стали преобладать высокий и средний уровни развития образной памяти. Дети стали использовать приемы запоминания такие как: ассоциативные методы, смысловую группировку, вербализацию. При выполнении заданий дети стали выполнять упражнения в положительном настроении. Скорость запоминания и воспроизведения материала увеличилась. Таким образом, специально организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в форме дидактических игр и упражнений, направленная на развитие образной памяти, способствовала повышению уровня её развития.
1. Белых В.А. Тренируем память перед школой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 32 с.
2. Белых В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 64 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. СПб - Питер, 2008. 400 с.
4. Бозиева С.К. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. № 44 С. 79-83.
5. Васильева Н.Н. Проблема диагностики образной памяти у дошкольников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Чебоксары. 2010 № 5. С. 153-155.
6. Возрастные и индивидуальные различия памяти: под ред.
А.А.Смирнова. М.: Педагогика 2004. 150 с.
7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни; под ред. Л.А.Парамоновой, О.С. Ушаковой. М.: Изд-во МПСИ, 2005. С. 45-49
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. Спб.: Питер. 2017. 431 с.
9. Выготский Л.С. Основы памяти. СПб. 2003. 368с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Память и ее развитие в детском возрасте. М.: Педагогика, 2006. 243 с.
11. Гаврина С. Развиваем память. Для детей 4-6 лет. М.: Олма Медиа Групп. 2014. 96 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. «Психология памяти». М.:
«ЧеРо» НОУ МПСИ Москва. 2008. 656 с.
13. Гнедова Н. М. Самоконтроль в мнемических процессах у
дошкольников: Развитие логической интеллектуальной памяти у детей. М.
1996, с. 187-247.
14. Ермаков В.П. Развитие памяти в дошкольном возрасте. М. 2010. 224 с.
15. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М. 2000. 158 с.
... всего 41 источников