Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №170615

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2015
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы обучения доказательству
1.1. Логические основы доказательства в школьном курсе математики 6
1.2. Проблемы обучения школьников доказательствам 8
1.3. Методы формирования умений доказывать 11
1.4. Сравнительный анализ особенностей обучения доказательству в 7-9
классах по различным учебным пособиям 12
1.5. Методическая концепция обучения доказательству 14
1.6. Отличительные особенности элективных курсов по математике 17
Глава II. Обучение математическим доказательствам учащихся 7-9 классов
2.1. Методологические рекомендации по обучению математическим доказательствам
2.1.1 Формирование потребности в логических рассуждениях и умений
выполнять дедуктивные выводы в 7-9 классах 22
2.1.2 Формирование умения доказывать на первых уроках геометрии в
7 классе 24
2.1.3. Развитие умения доказывать 27
2.1.4. Способы закрепления теоремы 30
2.2. Элективный курс «Геометрические задачи на доказательство»
2.2.1 Пояснительная записка 35
2.2.2. Содержание практических занятий 37
2.2.3. Учебно-тематическое планирование 38
2.2.4. Требования к уровню подготовки учащихся 38
2.2.5. Библиографический список 39
2.2.6. Практические задания 39
Заключение 50
Библиографический список 52

Логическое доказательство математических утверждений известно еще с Древней Греции. Греческие математики пифагорейской школы уже в VI--V веках до нашей эры делали попытки расположить цепь математических доказательств в определенную последовательность, чтобы переход от одного понятия к другому не вызывал ни у кого никаких сомнений. Этот «дедуктивный» метод получил дальнейшее развитие у Эвклида, Архимеда и Апполония.[ 24] Понятие доказательства у них уже ни в чем существенном не отличается от нашего. Математика и, в частности, геометрия, стала наукой лишь тогда, когда в ней начали систематически применять логические доказательства, когда ее положения стали выводить не только путем непосредственных измерений, но и при помощи умозаключений, когда те или иные ее положения начали устанавливать в общем виде [9].
Проблема обучения учащихся доказательству всегда являлась одной из центральных в методике преподавания математики. В настоящее время её актуальность возросла. Дело в том, что осуществляемый процесс гуманизации образования предполагает направленность обучения на развитие личности, на формирование её свойств, в частности нравственности, что возможно лишь в контексте обучения доказательству. Обучение доказательству должно быть одной из целей обучения математики и являться составляющей основы конструирования содержания обучения математике в средней школе.[10] Последнее заставляет взглянуть на проблемы обучения доказательству учащихся с более широких позиций. Это обусловлено и тем, что в дидактику проникает новый подход к формированию мышления, идущей от работ Миракова Т.Н. [20]. Суть его заключается в рассмотрении мышления как диалога образов культуры, диалога разных культур, формы общения людей. В свете этого подхода доказательство понимается не только как цепочка логических утверждений и их обоснований, но как борение логик, что упрощает в обучении доказательству такие составляющие, как обучение поиску способов доказательства, их сравнению, выбору из них наиболее простого.
Школьная практика показывает, что в работе учителей преобладает тенденция учить ученика конкретному доказательству тех или иных теорем, но слабо ведётся работа по умению учеников вообще доказывать.
А если ученика не научить доказывать самому, то ему будет сложно в дальнейшем доказывать свою точку зрения. С помощью доказательства можно развить логику и мышление, систематизировать и применять полученные знания. Во многих случаях самостоятельное доказательство теорем увеличивает интерес к изученному предмету, побуждает к более вдумчивому изучению предмета. Следует, помнит, что поиск различных способов доказательств является важным фактором развития математического мышления. Ведущая функция, обучения учащихся доказательству, должна быть развивающая, а не информационная.
Актуальность выбора темы исходит из того, что умение решать задачи на доказательство необходимы любому ученику, желающему не только быть успешным на уроках, на математических конкурсах и олимпиадах, но и подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение и успешно в них обучаться. Как показывает опыт, применение свойств геометрических преобразований к решению задач на доказательство часто вызывает затруднения, так как эти задачи требуют поиска пути и способа доказательства, проведения доказательственных рассуждений, выдвижения гипотез и их обоснования.
Новая форма итоговой аттестации предлагает наличие заданий на владение исследовательскими навыками, а также умение найти и применить нестандартные приёмы рассуждений. Эти навыки отрабатываются при решении задач на доказательство в задании В25 ОГЭ по математике в 9 классе. На основе этого, нами был разработан элективный курс «Геометрические задачи на доказательство». Данный электив может способствовать наиболее успешной сдачи экзамена по математике в 9 классе.
Цель: разработка методических рекомендаций по развитию навыков учащихся проводить математические доказательства и реализация их в рамках основного государственного экзамена .
Предмет исследования: методика обучения математическим доказательствам.
Объект исследования: процесс обучения математическим доказательствам.
На основе всего вышесказанного возникла следующая гипотеза : эффективность обучения учащихся геометрическим доказательствам находится в прямой зависимости от уровня сформированности у них приёмов учебных действий: сравнения, обобщения и подведения под понятие. Проблема, предмет и гипотеза обусловили выбор следующих задач.
Задачи:
^проанализировать учебную, методическую, справочную литературу по математике;
2) раскрыть сущность основных понятий по данной теме;
3) изучить методы доказательств, в основном курсе математики;
4) изучить и систематизировать особенности обучения математическим доказательствам;
5) разработка элективного курса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема моей курсовой работы: «Обучение математическим доказательствам в основной школе». В ходе всей курсовой работы я придерживалась поставленной цели: разработка методических рекомендаций по развитию навыков учащихся проводить математические доказательства и реализация их в рамках основного государственного экзамена.
В своей дипломной работе я рассмотрела, в чем заключаются основные проблемы обучения доказательству в основной школе. Проблема обучения учащихся доказательству всегда являлась одной из центральных в методике преподавания математики. В настоящее время её актуальность возросла. Особое внимание хотелось бы обратить на то, что основная проблема заключается в том, что учителя учат ученика уже готовым доказательствам, а не доказывают совместными усилиями. Обучение доказательству должно быть одной из целей обучения математики и являться составляющей основы конструирования содержания обучения математике в средней школе. Следует, помнит, что поиск различных способов доказательств является важным фактором развития математического мышления.
Рассмотрев понятие доказательство, мы узнали, что оно включает в себя три основных элемента: тезис, аргументация и демонстрация; предъявляются требования к осуществлению каждой части и выделяются основные ошибки в осуществлении доказательства. Узнали, что существуют приёмы косвенного и прямого доказательства.
Во второй главе мы выяснили, что потребность в доказательстве должна формироваться ещё в начальной школе и в 5-6 классах. Для этого могут использоваться задания, связанные с иллюзией зрения, на определение истинности высказывания, задания в которых их одного утверждения можно выводить другое.
Так же узнали, что важное значение в решении задач принадлежит умению читать чертёж, что различная наглядность облегчает учащимся поиск доказательства задач.
Изучив различные учебные пособия по геометрии, мы выявили, что понятие доказательство вводится везде разными способами.
В ходе изучения мы рассмотрели различные методики формирования умения доказывать: сообщающий, познавательный, диалогический и эвристический или частично поисковый методы.
В результате проведенной работы были выполнены поставленные задачи. По изучению научной, учебной и методической литературы, собран и систематизирован теоретический материал. Раскрыты основные понятия по данной теме. Рассмотрены различные методы формирования умения доказывать.
В заключении заметим, что успех в обучении учащихся доказательству теорем определяется не применением одного какого -нибудь приема или метода, а системой преподавания в целом. В значительной степени этот успех зависит от того, на каком уровне сформированы у учащихся такие интеллектуальные умения, как понимание предложенной задачи, умение сформулировать проблему, спланировать деятельность, выделить существенное в наблюдаемых явлениях, провести исследование, интерпретировать полученные данные, провести измерения в нестандартных ситуациях.



1. Айвазян Э. И. Методологические основы обучения
математическим доказательствам 1998
2. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9 класс// Учебное пособие.
3. Башмаков М.И., Резник Н.А. Развитие визуального мышления на уроках математики //Математика в школе. 1991 №1.
4. Высокий Б.Ф. Факультативный курс по изучению понятий логики // Математика в школе. 1977. №4
5. Глейзер Г. О теореме Пифагора и способах её доказательства // Математика.2001 №24.
6. Градштейн И.С. Прямая и обратная теоремы. - М.: Физматгиз, 1961.
7. Груденов Я.И. Методы усвоения математических предложений // Математика в школе. 1977. №6.
8. Гусев В.А. методика обучения геометрии. - М. Академия. 2004.
9. Далингер В.А. Методика работы над формулировкой.
10. Далингер В.А. Теорема, её методы доказательства. Омск. ОмИПКРО. 1993.
11. Дорофеев В.Г. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике.-М:Дрофа,2000.
12. Драбкина М.Е. Обучение доказательным рассуждениям в 7-9 классах: методика рекомендации для учителей математики. - М.: Издательство НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, 1990.
13. Клейман Я.М. Решение задач различными способами // Математика в школе. 1987.№6.
14. Колоскова М. Применяем принцип математической индукции // Математика. 2007 №4 с. 31-45.
15. Крутецкиц В.А. Психология математических способностей - м. Просвещение, 1963.
16. Крыговская А.С. Развитие математической деятельности учащихся и роль задач в этом развитии // Математика в школе. 1966. №6
17. Куваев М.Р. Ещё раз теореме // Математика в школе.1966 №1.
18. Лакатош И. Доказательства и опровержения : Как доказываются теоремы.
- М.: наука, 1967.
19. Лысенко Ф.Ф. (УМК «Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014» .
20. Миракова Т.Н. Школьная математика и логическое развитие учащихся: проблемы и решения. Школа 2000. Концепции. Программы. Технологии. Вып . 2. с. 70.
21. Мостовой А.И. Различные способы доказательств в курсе геометрии восьмилетней школы.- М.Просвещение, 1965.
22. Нагибин Ф.Ф. Достаточные и необходимые условия. // Математика в школе.1927 № 3.
23. Никольская В.А. Семёнов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать.- М. Просвещение, 1989.
24. Никольская И.Л. Изучение логического следования и равносильности в 7 классе // Математика в школе. 1977. №1
25. Погорелов А.Ф. Геометрия 6-9 класс. //Учебное пособие.
26. Рощина Н.Л. Решение задач различными способами - первый шаг к эстетическому восприятию геометрии // Математика в школе. 1996 №3.
27. Саранцев Г.И Обучения математическим доказательствам и
опровержениям в школе. - /Гуманизм. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
28. Сефибеков С.Р Из опыта начального обучения решению геометрических задач на доказательство. // Математика в школе. 2007.№6. с. 41-44.
29. Слепкань З.И., Дубинчук Е.С. - Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 класса. [2003,].
30. Столяра.А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. . - М.: Просвещение, 1988.
31. Тимофеева И.Л. О косвенных доказательствах в обучении математике// Математика в школе.2007.№1. с. 15-20.
32. Финкельштейн В. Первые теоремы. Математика. 2007. №36. с. 11-15.
33. Фрейтаг К.И. Математические доказательства и обоснования Математика в школе 1984.
34 . Шарыгин И.Ф.Геометрия 7-9 класс,// Учебное пособие.
35. Шенье А. Математическая индукция// Математика. 2007. №5. с. 38-46.
36. Ярошевский .М.Г.история психологии от античности до середины ХХв. М.,1996


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ