ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Мыслительные операции в структуре познавательной деятельности
детей 5
1.2. Возрастные особенности развития мышления детей старшего
дошкольного возраста 19
1.3. Средства развития мыслительных операций детей старшего дошкольного
возраста 26
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Результаты эмпирического изучения мыслительных операций детей
старшего дошкольного возраста 35
2.3 Организация и обеспечение развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования 38
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Приложение А 56
Приложение Б 58
Приложение В 60
Приложение Г 65
В современном образовании дошкольников не мало времени уделяется развитию логического мышления, поскольку большинство видов учебной деятельности основываются на этом компоненте психического развития.
Развитие логического мышления — это сложный процесс, который требует значительных усилий от педагогов и различий подхода к каждому ребенку. Современные ученые предполагают, что результатом дошкольного образования должно стать появление любознательности, активности, умения логически мыслить у детей. От того, насколько будет развито логическое мышление, будет зависеть, уровень готовности к школе, а, следовательно, и то, насколько успешен будет ребенок при обучении в школе. Проблеме развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Г. И. Минская, и др.
Развитие мыслительной деятельности, овладение мыслительными операциями является одной из актуальных задач познавательного развития детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические исследования показывают, что основные мыслительные операции начинают формироваться в дошкольном возрасте, начиная с 5-6 лет.
Детский сад - первая ступень в образовании человека, она готовит детей к поступлению в школу. Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему - первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
Однако, в настоящее время в большинстве своем, дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции. Возникло противоречие между возросшими требованиями школы к развитию мыслительных операций у дошкольников и отсутствием конкретной стратегии деятельности педагогов в данном вопросе.
Гипотеза исследования: предполагается, что способствовать развитию мыслительных операций, а именно, анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации, детей старшего дошкольного возраста будет комплекс игр и упражнений посредством конструирования, составленный с учетом:
- использования различных материалов для конструирования;
- возможности регулярного проведения;
- доступности для самостоятельной и совместной деятельности детей.
Объект исследования: мышление детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать комплекс игр и упражнений посредством конструирования, направленный на развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста, проверить его результативность.
Задачи исследования.
1. Проанализировать теоретическую психолого-педагогическую литературу по вопросу развития мыслительных операций детей.
2. Выявить и описать возрастные особенности и возможности развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностические методики для выявления особенностей развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
...
В процессе изучения научной литературы выделено, что проблема развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста является частым явлением при поступлении в школу, в связи с чем ребенок сталкивается с множеством трудностей в учебной деятельности. Развитию логического мышления необходимо уделять достаточное количество времени в дошкольном возрасте, это будет основой для успешного обучения в школе и в целом положительно повлияет на развитие личности ребенка. Логическое мышление является завершающим этапом становления мыслительной деятельности, появляется в конце старшего дошкольного возраста. Логическое мышление старших дошкольников заключается в воспроизводстве таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Среди средств развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста авторы выделяют дидактические игры, игры- головоломки, рисование, сказочные лабиринты Воскобовича и тд, из ведущих средств Л.В. Куцакова выделяет конструирование, в процессе которого ребенок решает конструктивные задачи: приводит разные части и элементы в нужное взаимоположение. В конструировании задействованы все мыслительные операции ребенка, эта деятельность эмоционально привлекательна для детей, связана с получением продукта.
Для изучения мыслительных операций таких как, анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация было организовано исследование, в котором приняли участие 23 ребенка, в качестве методики исследования использована методика «Изучение развития логического мышления»
Э.Ф. Замбацявичене.
После диагностики установлено, что выявленные дефициты в первичных и вторичных мыслительных операциях, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация определили необходимость 51 составления и реализации комплекса игр и упражнений с целью развития мыслительных операций, посредством конструирования. Обосновывается это тем, что у детей присутствует познавательный интерес, также им важна наглядность, а данные пособия им знакомы, они вызывают у детей больший интерес и эмоциональное принятие. Чтобы процесс развития логического мышления был более продуктивным, использовалось несколько видов материалов для конструирования, а именно, Лего-конструктор, логические блоки Дьенеша, бросовый материал.
Для выявления результативности предложенного комплекса игр и упражнений, проведен контрольный этап исследования. Анализ данных показывает, что после проведения формирующего этапа эксперимента увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень развития мыслительной операции «анализ» на 13%, количество детей со средним и низким уровнем сократилось на 4% и 9%. Количество детей с высоким уровнем развития мыслительной операции «классификация» увеличилось на 13%, со средним уровнем сократилось на 13%. Количество детей с низким уровнем развития мыслительной операции «обобщение» сократилось на 9% за счет увеличения на 9% количества детей, имеющих средний уровень. Количество детей, имеющих высокий уровень развития мыслительной операции «сравнение» увеличилось на 22%, а количество детей со средним уровнем сократилось на 18%. Высокий уровень развития мыслительной операции «синтез» увеличилось на 9% за счет снижения количества детей, имеющих средний и низкий уровень. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 13%, а с низким уровнем сократилось на 22%.
По всем показателям развития мыслительных операций выявлены изменения в сторону повышения. По полученным данным можно сделать вывод, что конструирование является важным средством развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи исследования реализованы в полном объеме, поставленная цель исследования достигнута, гипотеза исследования о том, что 52
способствовать развитию мыслительных операций, а именно, анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации, будет комплекс игр и упражнений посредством конструирования, составленный с учетом:
- использования различных материалов для конструирования;
- возможности регулярного проведения;
- доступности для самостоятельной и совместной деятельности детей подтвердилась.
1. Агаева Е.В Формирование элементов логического мышления //Дошкольное воспитание. № 1. 2009. С. 15-18.
2. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. 296.
3. Блонский П.П. Память и мышление. Избр. пед. и псих, соч.: в 2 т. Т.1. / под ред. А.В. Петровского. М.: Психология и педагогика, 2009. С. 9-85.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2014. 328 с.
5. Болотова А.К., Макарова И.В., Угарова Г.М. Прикладная психология. М.: Аспект-Пресс, 2013. 383 с.
6. ВеклероваХ.М. Формирование логических структур у стар ших дошкольников. Обнинск: Светоч. 2012 - 87 с.
7. Венгер Л. А. Умственное развитие дошкольников. М.: 2015. 275 с.
8. Вилюнас В.К. Развитие мышления и воображения у детей. Ярославль: «Академия развития», 2014. 239 с.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии //Собр. Соч. Т. 4. М.: Педагогика, 2016. С. 243-426.
10. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М.: 2016. 540 с.
11. Гурвиц Н.В. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста: педагогический аспект // Педагогические исследования. 2012. С. 121-124.
12. Григорьева И.А., Грузинцева Т.А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Молодой ученый. 2016. №12.6. С. 28-31.
13. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2014. 56 с.
14. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. 2016. № 65.С. 236-278.
15. Гуданова Н.Ф. Игоровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозайка-Синтез, 2015. 28 с.
... всего 46 источников