Введение 3
Глава 1. Топос «огород» в творчестве В.П. Астафьева: бытовое и бытийное 6
1.1. Природный мир в жизни и творчестве В.П. Астафьева 6
1.2. Топос «огород» в произведениях В.П. Астафьева («Осенние грусти ирадости», «Ода русскому огороду», «Чудо», «Худого слова и растение боится») 23
Глава 2. Организация освоения топоса «огород» в образовательном пространстве 41
2.1. Теория и практика изучения произведений В.П. Астафьева школьниками- читателями 41
2.2. Постижение учащимися топоса «огород» в произведениях В.П. Астафьева (системный подход) 53
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение 76-85
В.П. Астафьев - знаток сибирской природы, тонко чувствующий ее. Проза В.П. Астафьева, содержащая богатый нравственный потенциал, востребована в наши дни. Творчество В.П. Астафьева является предметом научного изучения. Природный мир в произведениях писателя исследуют ведущие литературоведы - П.А. Гончаров, П.П. Гончаров, В.В. Дегтярева, а также исследователи И.Н. Корнилова, Р.Г. Кузьменко, С.А. Липин, Е.В. Петушкова и другие.
В.П. Астафьев любил и чувствовал природу, но особое отношение проявлял к огородному миру. В.П. Астафьев имел свой огородный участок, где с радостью садил не только овощи, но и лесные деревья и таежные цветы. Мир огорода в понимании В.П. Астафьева является и земным раем, благодатным местом, способным доставлять удовольствие трудящимся своими дарами, и "клочком родной земли", испытывающим на себе злую силу страшного военного времени. В произведениях В.П. Астафьева огород олицетворяет не только бытовой план, но и бытийный, что позволяет дать оценку миру и человеку с позиции вечных ценностей. В книге «Последний поклон», в цикле «Затеси», в произведении «Ода русскому огороду» В.П. Астафьев с особой частотой представляет пространство огорода, наполненное овощами, цветами и даже деревьями.
Писатель достаточно критически относился к собственному творчеству. Однако произведение «Ода русскому огороду» считал своим «радостным детищем, похожим на новогоднюю елку, которую чем больше наряжаешь, тем она краше выглядит», а также рассказ «Осенние грусти и радости» из первой книги «Последний поклон» считал «мажорной главой». Однако литературоведы не уделяют внимание такому важному топосу в творчестве писателя как «огород». Мы можем сослаться лишь на несколько статей, посвященных данному важному топосу. Особенно методологически значимой нам кажется статья В.А. Доманского «Ода русскому огороду» В.П. Астафьева и национальные модели мира». В.А. Доманский рассматривает пространство огорода, вписанного в сложившуюся модель национального космоса, как «многоуровневую экосистему».
Школьная программа также обходит вниманием изучение произведений В.П. Астафьева, посвященных огородному миру. Обращение к базовым методическим рекомендациям РФ В.Я. Коровиной, В.Г. Маранцмана и Г.С. Меркина показало, что в школе к творчеству и личности В.П. Астафьева сохраняется устойчивый интерес. Школьного учителя ориентируют на отдельные произведения В.П. Астафьева, которые вобрали в себя традиционную для русской классической литературы гуманистическую концепцию мира. Учителя, литературоведы и критики из разных областей страны публикуют свой методический опыт в журналах. В научных статьях, докладах исследователи затрагивают характерные для писателя темы, отдельные жанры, поэтические особенности произведений, философское наполнение творчества, однако обходят вниманием столь яркий и интересный топос «огород». Все вышеизложенное определяет актуальность данного исследования.
Цель работы: разработать систему и организовать современный подход к освоению учащимися топоса «огород» в произведениях В.П. Астафьева.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) выявить формирование топоса «огород» в творчестве В.П. Астафьева;
2) определить способы художественного воплощения топоса «огород» в знаковых произведениях В.П. Астафьева: «Осенние грусти и радости», «Ода русскому огороду», «Чудо» и «Худого слова и растение боится»;
3) представить обзор освоения топоса «огород» в образовательном пространстве;
4) разработать систему педагогических действий для постижения учащимися топоса «огород» в произведениях В.П. Астафьева.
Объект исследования - рассказ «Осенние грусти и радости» из первой книги «Последний поклон», произведение «Ода русскому огороду», миниатюра «Чудо» и «Худого слова и растение боится» из цикла «Затеси».
Предмет исследования - педагогические действия системного подхода учителя к постижению вышеуказанных произведений.
Поставленные задачи обусловливают выбор основных методов: историко-культурный, биографический, аксиологический методы; педагогический эксперимент: констатирующий этап и элементы поискового....
Трудный путь в литературу совершил В.П. Астафьев. В 1960-е годы начинается творческий рост писателя, в 1970-е годы В.П. Астафьев становится мастером художественного слова. Неоднократно писатель обращается к воспоминанию далекой поры детства, рисует в произведениях возвышенные картины деревенского быта и природного мира. Величественная красота сибирской природы и привычный для деревенского жителя пространство огорода гармонично сочетаются в произведениях. Любовь к земледельческому труду проявлялась на протяжении жизни писателя. Можно утверждать, что для писателя огород является особенным миром, который возможно объединить с пространством Сибири. В книге «Последний поклон», в произведении «Ода русскому огороду», в цикле «Затеси» В.П. Астафьев с особой частотой представляет огородное пространство, которое олицетворяет не только бытовой план, но и бытийный, что позволяет дать оценку миру и человеку с позиции вечных ценностей. Мы определили, что В.П. Астафьев наделяет огород различными свойствами: щедрость, красота, гармония, отражение печали и трагедии. В произведениях В.П. Астафьева образ огорода несет космологический смысл, который раскрывается в таком понятии как первозданная гармония божественного и человеческого мира. Мы согласны с позицией В.А. Доманского, что астафьевский огород наделен чертами «эдема», «земного рая». Неслучайно территория огорода отделяется от внешнего мира забором, что приводит к отождествлению данного пространства с неземным миром.
Мы выявили, что пространство огорода встречается во множестве произведений писателя, но ярче всего топос «огород» представлен в четырех произведениях В.П. Астафьва: «Осенние грусти и радости», в произведении «Ода русскому огороду», в миниатюрах «Чудо» и «Худого слова и растение боится».
Нами представлен обзор освоения топоса «огород» в образовательном пространстве. Авторы школьных программ В.Я. Коровина, В.Г. Маранцман, Г.С. Меркин с разной частотой обращаются к произведениям писателя. Однако мы выявили, что не уделяется внимание одному из самых лучших произведений вологодского периода В.П. Астафьева «Ода русскому огороду», посвященному огородному миру, также не предлагается методика освоения других знаковых произведений, в которых ярко представлено пространство огорода, отражающее бытовое и бытийное.
Для этого был проведен педагогический эксперимент в группах разного возраста: 1) ученики 8 класса городской школы; 2) смешанный состав (5-8 кл.) сельской школы; 3) студенты 1 курса филологического факультета (КГПУ им. В.П. Астафьева). Мы разработали систему педагогических действий. Системный подход заключается в постепенном изучении топоса «огород» в произведениях В.П. Астафьева, соответствующих возрасту учащихся: «Чудо» (5-8 кл.) - «Худого слова и растение боится» (6 кл...) - «Осенние грусти и радости» (7-8 кл.) - «Ода русскому огороду» В.П. Астафьева (10-11 кл.).
Эксперимент показал, что все учащиеся разного возраста открыли «бытовой план» содержания произведений. На «бытийное» осмысление того, что «клочок родной земли» является чудом, святыней в понимании писателя, выходят лишь единицы.
Второй поисковый этап был проведен со студентами 1 курса. Большинство учащихся открыли возвышенное и райское пространство огорода в произведениях В.П. Астафьева.
Таким образом, учащиеся осознают две ступени познания природы в понимании В.П. Астафьева: первая ступень - встреча с обыденным и восприятие его как чудо, вторая ступень - мир в его космическом охвате.
Цели и задачи работы достигнуты. В результате исследования мы пришли к выводу, что системный подход к освоению учащимися топоса «огород» позволяет увидеть не только бытовое, но и открыть бытийное пространство знаковых произведений и философию огородного мира писателя.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении топоса «огород» в других произведений В.П. Астафьева на специальных элективных курсах в школьном пространстве.
1. Астафьев В.П. Собрание сочинений: т. 4. - Красноярск, 1997. - 464 с.
2. Астафьев В.П. Собрание сочинений: т. 5. - Красноярск, 1997. - 384 с.
3. Астафьев В.П. Собрание сочинений: т. 8. - Красноярск, 1997. - 352 с.
4. Астафьев В.П. Затеси. - Красноярск, 2003. - 687 с.
5. Астафьев В.П. Всему свой час. - М., 1985. - 254 с.
6. Астафьев В.П., Макаров А.Н. Твердь и посох. Переписка 1962 - 1967 гг. - Иркутск, 2005. - 204 с.
7. Астафьев В.П. Моя земная деревушка // Комсомольская правда. - 1988. - 12 мая. - С. 4.
8. Астафьев В.П. Нет мне ответа...: эпистолярный дневник. - М., 2012. - 896 с.
9. Астафьев В.П. О повести «Последний поклон» / Беседу вел Н. Кавин. - Красноярск, 1998. - 7 февр. // День и ночь. - 2002. - №7. - С. 10.
10. Астафьев В. Посох памяти. - М., 1980. - 367 с.
11. Астафьев В. Тому и тем, кто последует за мною. // Красноярский комсомолец. - 1989. - 1мая. - С. 2.
12. Бодрова Н.А. Заветная книга // Литература в школе. - 2000. - №3. - С. 98¬101.
13. Бораненкова Л.В. Урок-мастерская ценностных ориентаций по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» // Литература в школе. - 2011. - №9. - С. 38-41.
14. Влащенко В.И. Детские рассказы В. Астафьева и Н. Попова. Сравнительно типологическое изучение произведений русской и родной литературы в современной национальной школе // Литература в школе. - 2010. - №1. - С. 20-22.
15. Волокитин Н. Соприкосновение // И открой в себе память.: воспоминания о В.П. Астафьеве. - Красноярск, 2008. - С. 34-90....(65)