ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ 8
1.1. Профессиональный интерес в структуре профориентации личности 8
1.2. Профориентационная игра как средство диагностики профессионального интереса 14
1.3. Киберсоциализация как условие становления профессионального интереса молодежи 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МОЛОДЕЖИ 40
2.1. Эмпирическое исследование профессионального интереса молодежи на предварительном этапе 40
2.2. Разработка диагностического инструментария онлайн-игры как средство выявления профессионального интереса 49
2.3. Оценка эффективности онлайн-игры как средство диагностики профессионального интереса молодежи 55
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность исследования. В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Возросшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Но на современном этапе развития в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания этой области, отсутствуют в штате специалисты, которые отвечали бы за этот фронт социально-педагоги-ческой работы, недостаточно широкий выбор методов профориентации. И в связи с этим сегодня назрела необходимость поставить остро вопрос о приме-нении новых интерактивных методов профориентации и примером может вы-ступать профориентационная онлайн-игра.
Анализ научной литературы показывает, что созданы научные предпосылки для решения данной задачи. На уровне междисциплинарных исследований не только описаны отдельные характеристики профориентационной игры, но и ее виды, которые рассматриваются такими исследователями как Т.А. Буяновой, А.А. Вербицким, Н.Э. Касаткиной, Е.А. Климов, Я.А. Коменским, Д.П. Леонтьева, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, Д.О. Маштакова, Т.В. Перовой, Н.С. Пряжниковой, Г.К. Селевко, Ю.В. Укке, К.Д. Ушинский, Н.Н. Чистякова, С.Х. Шацкий и другими.
Различные теоретические и практические аспекты самой профориента-ционной работы с целью формирования профессионального интереса рассмат-риваются в работах И.В. Афанасьева, В.Г. Блауберг А.Н. Бритвихина, Е.М. Бо-рисова, А.Е. Голомштока, Е.А. Гнатышина, К.М. Гуревич, Э.Ф. Зеера, Н.И. Ка-лугина, С.П. Крягжде, Е.А. Климов, Н.Д. Левитова, О.Г. Максимовой, А.П. Меньшикова, Г.С. Никифорова, Е.М. Павлютенков, К.К. Платонова, Н.А. Рыб-никова, А.Д. Сазонова, А.П. Сейтешева, Н.К. Степаненкова, С.А. Сидоренко, Г.И. Скворцова, И.В. Тимониной, И.Д. Чечель, В.В. Ярошенко и другими.
Многие ученые представляют возможным использование киберпространства как площадку для профориентации (В.П. Беспалько, А.Б. Курицкий, Е.С. Полат, C.B. Бондаренко, И.Н. Розин, Е.Д. Патаракин и другие).
Необходимость решения данной проблемы определила выбор темы «Онлайн-игра как средство диагностики профессионального интереса молодежи в условиях киберсоциализации».
Объект исследования: профессиональный интерес молодежи.
Предмет исследования: онлайн-игра как средство диагностики профессионального интереса молодежи в условиях киберсоциализации.
Цель исследования: выявить степень результативности применения онлайн-игры как средства диагностики профессионального интереса молодежи в условиях киберсоциализации.
Гипотеза исследования: Онлайн-игра будет эффективным средством диагностики профессионального интереса если модифицировать опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой с учетом потребностей молодежи, представив ее в виде визуальной и виртуальной оболочки, при этом разместив ее в социальной сети.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы в вопросе профессионального интереса;
2. Описать особенности профориентационной игры как средство ди-агностики профессионального интереса;
3. Рассмотреть особенности киберсоциализации как условия станов-ления профессионального интереса;
4. Эмпирически изучить профессиональный интерес молодежи на предварительном этапе исследования;
5. Разработать такой диагностический инструментарий как онлайн- игры для выявления профессионального интереса;
6. Изучить эффективность онлайн-игры как средство диагностики профессионального интереса молодежи.....
В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Воз-росшие требования к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Первое место, где молодежь сталкивается с профориентацией-это школа. На сегодняшний момент профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специалисты, которые отвечали бы за этот фронт социально-педагогической работы, так же используемые специалистами методы профориентации практически не интересны молодежи.
Если мы будем говорить об эффективной профориентации, то деятельность специалистов в первую очередь должна начинаться с формирования профессионального интереса у молодежи. Поскольку именно профессиональный интерес побуждает к определенному виду профессиональной деятельности с целью сформировать свою профессиональную идентичность, чтобы быть профессионально готовым и обеспечивать успешность в жизни. В следствии чего, наши действия, осуществляемые в рамках данного исследования, и были направленны на решения данной задачи, т.е. формированию профессионального интереса.
Как уже ранее было отмечено, специалисты зачастую используют традиционные методы для решения данной задачи и чаще всего они представлены в виде классного часа, но молодежи они не интересны. Сейчас очень важно, чтобы подобные процессы проходили в условиях киберсоциализации (замена площадки проведения профориентации: с классных часов в киберпространство), поскольку больший процент молодежи не представляет свою жизнь без интернета.
Так же важно, чтобы методы профориентации были различны и актуальны и примером такого метода выступает игра. Во-первых, этот метод актуален для молодежи. Доказательством могу выступать исследования В.Л. Силаевой, которые показали, что 76% российской молодежи играют в онлайн-игры [48]. Во- вторых, игра является эффективным диагностическим средством, что доказывают прописанные ранее характеристики игр, к примеру первый тип игр «заигрывание» может диагностировать профессиональный интерес, так как присутствует в процессе игры аспект знакомства с миром профессий, который показывает, что знали, а с чем не сталкивались участники игры в вопросе спектра профессий.
Тем самым была поставлена цель - предложить молодежи современную, альтернативную, основанную на современных мультимедийных технологиях средство выявления профессионального интереса. В связи с чем наилучшим вариантом нам представляется профориентационная онлайн-игра, так как она отвечает всем перечисленным характеристикам: во-первых, это актуальный метод профориентации, во-вторых, она будет представлена в условиях кибер-социализации, а именно в социальных сетях, чем так часто пользуется молодежь.
Для достижения данной цели мы должны были доказать эффективность такого метода профориентации как онлайн-игра. В следствии этого мы про-вели исследование на базе МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» в г. Красноярске, в котором приняли участие 50 обучающихся молодежи. Исследование проходило как при помощи традиционных средств (методике изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова и опросника для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой), так и с учетом современных требований, модернизировав опросник Л.Н. Кабардовой, которая приобрела виртуальную и визуальную оболочку, предложив новые условия игры....
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Вла- дос, 2007. 336 с.
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Между-народная педагогическая академия, 2014. 102 с.
3. Авдулова Т.П. Психологические основы менеджмента: учеб.-ме-тод. пособие. М.:Профессия, 2009. 264 с.
4. Аудитория онлайн-игр [Электронный ресурс]: сайт статистики в регионах России URL: http://http://security.mosmetod.ru/intemet-zavisimosti/statistika (дата обращения: 12.05.2017).
5. Афанасьев В.И. Системность и общество. М.: Политиздат, 2003. 161 с.
6. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.Е. Интернет: воз-действие на личность// «Гуманитарные исследования в интернете». М.: «Можайск-Терра», 2000. 432 с.
7. Белинская Е.П. Временные Аспекты «Я» концепции и идентичности // Мир психологии: сетевой журнал. 2014. № 3 URL: http://ak- mepsy.sgu.ru/sites/akmepsy. sgu.ru/files/journal_full/1-2015_akmeologiya_1.pdf (дата обращения: 13.08.2017).
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Проспект, 2005.204 с.
9. Бондаренко М.Ф. Системное программирование в современных операционных системах: учебное пособие для студентов вузов. Харьков: Компания СМИТ, 2005. 432 с.
10. Бондаренко С.В. Авторское право. Калининград.: Интеренейше- нал, 2004. 58 с.
11. Бритвихин А.Н. Профессиональная ориентация школьников на педагогическую профессию: учеб. пособие к спецкурсу. СПб.: Издательство «Питер», 2009. 180 с.
12. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Урбанова А.М. Исследование практики применения методов маркетинговых коммуникаций вуза при привлечении абитуриентов // Вестник Мининского университета. 2015. №4. URL:. http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/09d/bulganina.pdf(дата обращения: 10.10.2016).
13. Валеев Т.И. Формирование структуры профессиональной мотивации студентов ПФФК УдГУ. Ижевск, 2012. 54 с.
14. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. 2004. № 1. С. 9-10.
15. Волкова О.А. Основы профессиональной ориентации молодежи: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2002. 68 с....(66)