Глава I. Теория и практика формирования исследовательских способностей, обучающихся в условиях уголка живой природы
1.1. Документы, регламентирующие деятельность уголка живой природы 6
1.2. Исследовательская деятельность школьников, виды и условия ее проведения 11
1.3. Условия формирования универсальных учебных действий 21
Глава II. Возможности уголка живой природы школьного кабинета биологии в организации исследовательской деятельности школьников
2.1 Образовательные возможности уголка живой природы при обучении биологии 26
2.2. Морфолого - биологические особенности комнатных растений 36
2.3. Экспериментальная методика проведения уроков биологии по формированию исследовательских способностей обучающихся 42
Выводы 59
Список литературы 61
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ООО) для основного общего образования обращено внимание на требования к реализации основной образовательной программы (ООП). В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность, направленную на формирование школьников универсальных учебных действий (УУД) [12].
Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе по биологии возможна при рациональном и более полном использовании учебно-материальной базы школы (кабинет биологии, уголок живой природы, учебно-опытный участок). В биологическом кабинете проводятся урочные и внеурочные занятия, а также размещается учебное оборудование, используемое в процессе обучения. Важным компонентом материальной базы обучения биологии является уголок живой природы. Без современного кабинета биологии и наличия живого уголка учителю невозможно выполнить задачу реализации требований ФГОС ООО.
В первую очередь в уголок живой природы подбирают объекты, необходимые для использования в учебном процессе. Самые доступные натуральные объекты — комнатные растения, которые можно использовать для иллюстрации ботанических, общебиологических и экологических понятий. К сожалению, в современных условиях обучения биологии в учебном процессе преобладают средства информационных технологий. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, на которую направлен ФГОС, возможна лишь при широком использовании натуральной наглядности. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках биологии и во внеурочное время способствуют формированию УУД.
Анализ публикаций по организации и комплектованию кабинетов биологии н уголков живой природы показал, что большая часть методической литературы по этим вопросам издана до 2010 г. и не всегда соответствует требованиям ФГОС [5,10,19,20,21,22,24,28]. Имеется ряд публикаций, посвященных вопросам разнообразия комнатных растений, их происхождения и ухода, организации внеклассной работы по комнатным растениям. В некоторых работах представлены различные подходы к комплектованию растений для уголка живой природы и использованию их в учебном процессе.
Все вышесказанное побудило нас к выявлению особенностей современного состояния уголка живой природы в школе и методического подхода к комплектованию видового состава комнатных растений с учетом их оздоровительных свойств и методики их применения в школе [3, 9, 25].
В ходе анкетирования учителей биологии было выяснено, что в 97% школ региона имеется кабинет биологии с уголком живой природы в котором содержатся в основном только комнатные растения. В 3% школ, в которых нет кабинета биологии, комнатные растения присутствуют в оформлении школьных помещений и используются на уроках [13].
Исследование уголков живой природы в школах г. Красноярска показало, что их использование не всегда отвечает методическим требованиям. Подчас они создаются без учета необходимых методических рекомендаций, укомплектовываются руками самих учащихся без определенной системы и почти не используются в учебном процессе.
Подбор объектов уголка живой природы должен осуществляться в соответствии с определёнными требованиями и определёнными параметрами:
• они могут быть использованы в учетном процессе;
• широко распространены и доступны для приобретения;
• неприхотливы к условиям выращивания;
• отвечают санитарно-гигиеническим нормам;
• не занимают много места и декоративны;
• легко размножаются в комнатных условиях.
Цель: разработать методику обучения биологии с применением натуральных объектов уголка живой природы как средства формирования исследовательских способностей обучающихся....
1. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе по биологии возможна при рациональном и более полном использовании учебно-материальной базы школы (кабинет биологии, уголок живой природы, учебно-опытный участок). В биологическом кабинете проводятся урочные и внеурочные занятия, а также размещается учебное оборудование, используемое в процессе обучения. Важным компонентом материальной базы обучения биологии является уголок живой природы. Без современного кабинета биологии и наличия живого уголка учителю невозможно выполнить задачу реализации требований ФГОС ООО.
Нами была изучена биологическая и методическая литература, с помощью которой определили перечень наиболее пригодных растений: Сем. Многоножковые (Polypodiaceae)Асплениум живородящий (Asplenium bilbeferum); Сем. Ароидные (Araceae)Монстера деликатесная (Monstera diliciosa)и Филодендрон лазящий (Philodendron scandens);Сем. Агавовые (Agavaceae) Драцена деремская (Dracaena deremensis);Сем. Лилейные (Liliaceae)Алоэ древовидное пестрое (Aloe arbonescens variegata)и Хлорофитум хохлатый (Chlorophytum vittatum);Сем. Аралиевые (Araliaceae)Плющ Обыкновенный (Hedera helix)и Шеффлера древовидная (Schefflera actinophylla);Сем. Бальзаминовые (Balsaminaceae) Бальзамин султанский (Impatiens sultani); Сем. Бегониевые (Begoniaceae) Бегония королевская (Begonia rex); Сем. Гераниевые (Geraniaceae)Пеларгония душистая (Pelargonium roseum).
2. Выявлены возможности уголка живой природы школьного кабинета биологии: приготовление микропрепаратов и просмотр их под микроскопом; распознание органов растений, их частей; определение принадлежности растений к различным систематическим группам; выполнение простейших экспериментов, выясняющих физиологические процессы растительных организмов и необходимые для них условия; выявление взаимосвязи растений с внешней средой.
3. В ходе педагогического эксперимента нами определены организационно-педагогические условия формирования исследовательских способностей обучающихся при работе с натуральными объектами, усиливающими эмоциональное восприятие учебного материала; активизирующих познавательную деятельность школьников; способствующих успешному усвоению знаний обучающихся, а именно: положительная мотивация к выполнению, применению умения; понимание состава элементов действий (операций), из которых складывается умение, и целесообразной последовательности формирования отдельных элементов; регулярная, распределённая по времени включенность учащегося в различные специально организованные ситуации; участие в специально организованных ситуациях взаимодействия с другими людьми по овладению данным умением (деятельностный и коллективный характер освоения умения); рефлексия
обучающимся хода освоения им того или иного умения.
1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 352 с.
2. Баранчикова Л.А. Из глубины веков: любопытные истории о лекарственных растениях // Биология в школе - 2013. - №2.
3. Баранчикова Л.А. Откуда к нам пришли комнатные растения // Биология в школе. - 2012. - №8; №9.
4. Богин В.Г. Обретение способности понимать: Введение в герменевтику. Монография. -2001. -731 с.
5. Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955.
6. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий /Подг. к печати М.А. Степановой. // Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 1998. - №2. - С.3-8.
7. Герд В.А., Петров С.А. Уголки живой природы. Сборник статей. - Ленинград: Издательство Брокгауз - Ефрон, 1926. - 148 с.
8. Горленко Н.М., Галкина Е.А., Голикова Т.В. Учебные занятия в условиях реализации ФГОС (естественнонаучные предметы): учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 190 с.
9. Ивашкин А.Н., Кутузова Н.Б., Персева Е.М. Комнатные растения в кабинете биологии // Биология в школе. 2001 - №1.
10. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение,1986
11. Краевский В.В., Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем.дидактики: Учеб.пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982
12. Малыгина А.С., Насырова И.Е., Решетникова Т.Б. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках биологии в рамках ФГОС // Известия Саратовского университета. Новая серия. - Т.15. -Сер. Химия. Биология. Экология. Вып. 2. - 2015.
13. Малыгина А.С., Решетникова Т.Б., Евдокимова Р.М. Развитие кабинетной системы в современном школьном биологическом образовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Химия. Биология. Экология. Вып.1. - Саратов, 2005. Т. 5.
14. Малыгина А.С., Решетникова Т.Б. Современные подходы применения комнатных растений в школьной практике обучения биологии // Известия Саратовского университета. - Новая серия. Том 10. Серия Химия. Биология. Экология. Вып.1. - Саратов, 2010.
15. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2006, № 1....(32)