Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения программированию в школе 5
1.1 Обучение программированию в основной школе 5
1.2. Изучение графических возможностей языка программирования Паскаль в школе 16
Глава 2. Дидактические материалы для обучения программированию с использованием средств визуализации 23
2.1. Система учебных задач по программированию на Паскале 23
Задания к разделу. 26
2.2. Рекомендации по использованию средств визуализации в обучении
школьников программированию 38
Заключение 40
Список литературы 41
Согласно исследованиям Росстата, самой востребованной профессией в ближайшие годы будет профессия программиста. Подготовка программистов начинается со школьного курса информатики, где учащиеся впервые знакомятся с различными языками программирования.
Среди множества языков программирования большую популярность у учителей информатики имеет Паскаль. Так как тема «Программирование» является одной из самых трудных для изучения в курсе «Информатика и ИКТ» в школе, для начинающего программиста увидеть результат своего труда в виде напечатанного на консоли числа представляется не очень наглядным и интересным. Решение только вычислительных задач формирует у обучающих мнение о программировании как о скучном и неинтересном предмете.
Использование графических возможностей языков программирования помогает при изучении данного материала, т.к. позволяет:
1) сделать изучение программирования эмоционально
привлекательным;
2) наглядно продемонстрировать результат выполнения алгоритма;
3) расширить спектр решаемых задач.
Все выше сказанное обуславливает актуальность данной работы.
В различных учебниках тема «Алгоритмизация и программирование» не рассмотрена достаточно полно, глубоко и доступно, и предполагается разное количество часов на ее изучение данной темы. Поэтому задача учителя в школе состоит в разработке такой методики, которая максимально упростит развитие способности программировать, что очень важно для большинства людей в современном техническом мире. Учителю приходится пользоваться личными разработками уроков, использовать ранее наработанный опыт и учебники, которые прямо или косвенно содержат материал для изучения выбранного языка программирования.
Найти необходимый материал для обучения можно и в сети Интернет, однако какой-либо методической системы обучения программированию основанной на использовании средств визуализации нет, что определяет проблему исследования.
Объект исследования: процесс обучения программированию на уроках информатики в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения программированию с использованием графических возможностей Паскаля.
Цель: Разработка дидактических материалов для обучения программированию на Паскале с использованием средств визуализации.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты обучения программированию в
основной школе.
2. Изучить возможности обучения программированию с использованием средств визуализации.
3. Разработать систему задач по программированию на Паскале с
использованием графических возможностей.
4. Составить рекомендации по использованию средств визуализации в
обучении школьников программированию
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Общеобразовательная сила идей и методов, заимствованных из области программирования, несет в себе огромный потенциал для развития компонентов содержания общего школьного образования.
Процесс изучения программирования связан с мыслительной деятельностью учащихся. При изучении алгоритмов и программирования, у учащихся развивается логическое и рациональное мышления, которые, в свою очередь, оказывают положительное влияние на развития индивида. Программирование позволяет научить учащихся систематизировать свои знания, применять их в решении конкретных задач, оценивать и анализировать получившиеся результаты, учитывая стоящие перед ним задачи и прослеживая возможные последствия принятия решения.
Данная работа была нацелена на разработку дидактических материалов для обучения программированию на Паскале с использованием средств визуализации. Здесь представлен теоретический материал, подлежащий усвоению, разработана система задач по программированию на Паскале с использованием графических возможностей.
Введение в тему «Программирование» изучения графических примитивов, стимулирует творческую активность школьника, позволяет использовать интересные примеры, это приводит к лучшему усвоению материала. Рекомендуется включать данную тему в учебную программу по информатике.
1. Абрамян М.Э., Михалкович С.С. Основы программирования на языке Паскаль: Скалярные типы данных, управляющие операторы, процедуры и функции. — Ростов-на-Дону: ООО «ЦВВР», 2004. — 198 с.
2. Абрамян М.Э., Белякова Ю.В., Михалкович С.С. Использование веб-среды PascalABC.NETдля дистанционного обучения программированию // Журнал «Дистанционное и виртуальное обучение». — 2012. — Т 3. — С. 14—24.
3. В.В. Махно, С.С. Михалкович, М.В. Пучкин. Основы программирования графики. Часть 1. Базовые возможности. Ростов-на-Дону, 2007.
4. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. - Минск: Вышэйшая школа, 2012. - 431 с.
5. Бурцева, Г. А. Графика в обучении программированию / Г. А. Бурцева // Информатика и образование. - 2002. - № 6. - С. 25-42.
6. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика, 10-11: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001. - 207 с.
7. Дуванов А.А. «Незаметки» Сидорова (Цикл статей) [Текст] // Информатика, №№ 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 2001 г
8. Епанешников A.M., Епанешников В.А. Программирование в среде TURBO-PASCAL 7.O: учебное пособие. - M.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2012. - 282 с.
9. Журбина Н.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании / Н.А. Журбина // Информационное общество. - 2001. - № 2. - С. 5-6.
10. Информатика(Базовый курс) С. В. Симонович, СПб: Питер, 2001г.
11. Каймин В.А. и др. Основы информатики и вычислительной
техники: Пробное учебное пособие для 10-11 кл. сред. шк. М.:
Просвещение, 2014. - 272 с.
12. Кудинова, В.И. О пользе программирования для школьников / В.И. Кудинова // Информатика и образование. - 2002. - № 11. - С. 17-28.
13. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учебник. - М.: Академия, 2003. - 624 с.
14. Марченко А.И. Марченко Л.А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0: учебное пособие. - Киев: Век+, 2009. - 460 с.
15. Методические проблемы обучения программированию в основной и средней школе [электронный ресурс] URL: https://refdb.ru/look/1617587.html(15.06.2017)
16. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. - М.: Изд-во УРАО, 2004. - 204 с.
17. Основы языка Turbo Pascal(учебный курс), П.И. Рудаков, М.А. Федотов, Москва: Радио и Связь, 2013г.
18. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике / А.А. Кузнецов, Л.Е. Самовольнова, Н.Д. Угринович. - М.: Дрофа, 2001. - 64 с.
19. Основы программирования: С. Окулов -- Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
20. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: учебное пособие / В.Б. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 234 с.
21. Практика программирования, Ю. Кетков, А. Кетков, СПб: БХБ/ Петербург, 2002г.
22. Программирование. С. Симонович, Г. Евсеев, Москва: АСТ - ПРЕСС книга 2000г.
23. Семакин И. Г., Шестаков А. П. Основы программирования: учебное пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003. - 312 с.
24. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. - М.: Высшая школа, 2004. - 223 с.
25. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 511 с.
26. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в
основной и старшей школе: методическое пособие. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2004. - 139 с.
27. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным
методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
28. Цветкова М.С. Информатика в начальной, основной и
профильной школе // Информатика и образование. - 2002. - № 1. - С. 9.
29. Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Развивающая информатика.
Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 208 с.
30. Turbo Pascal: учебное пособие / под ред. С.А. Немнюгин, - Спб.: Питер, - 2000. - 496 с.