ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЁМАМ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
1.1 Современные представления о волейболе 5
1.2. Анатомо-физиологические особенности развития организма
школьников 12-13 лет 5
1.3. Особенности организации внеучебных занятий по волейболу 11
1.4. Технические приёмы в волейболе 26
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация проведения
2.2. Методы исследования
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЁМАМ В ВОЛЕЙБОЛЕ ШКОЛЬНИКОВ 12¬13 ЛЕТ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР 42
3.1. Реализация комплекса подвижных игр для обучения техническим
приёмам в волейболе школьников 12-13 лет во внеучебной деятельности 49
3.2. Результаты исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Средний школьный возраст обоснованно считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организма ребенка. В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества.
Волейбол - это игровая деятельность, которая носит соревновательный характер противоборства. Регламентируемый специальными правилами. Основополагающую роль в построении процесса обучения навыкам игры в волейбол играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность в волейболе. Для волейбола свойственная эмоциональность. В связи с чем особенностью волейбола являются такие черты как: сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях, быстрое принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно и эффективно его выполнять. От чего зависит быстрота действий игроков. При правильно организованном учебном процессе происходит успешное физическое развитие обучающихся: укрепляется здоровье школьников, формируются и совершенствуются двигательные умения и навыки, воспитываются основные физические качества (сила, быстрота, выносливость, ловкость).
Но все же сам процесс освоения техники и тактики игры волейбола является трудоемкий. Он должен основывается на приобретенных в начальных классах простейших двигательных навыков и умений.
Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы использования комплексов подвижных игр в учебно¬тренировочном процессе обучения техники и тактике игры волейбол определяют актуальность данной работы.
Начальный период обучения учащихся начинается с 9-12 лет, основной же период обучения учащихся осуществляется в возрасте от 13 до 17 лет. Наиболее оптимальным возрастом обучения техническим и тактическим приемам волейбола осуществляется в возрасте - 13-14 лет. Это связано с тем что в данный возрастной период интенсивное и разностороннее развитие двигательной функции.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как для достижения выполнения программных требований необходимо применение специализированных средств обучения игре в волейбол. Подготовка школьников является систематизированным процессом руководителем которого является педагог по физической культуре. Волейбол является распространенным на международном уровне, что влечет за собой его массовое развитие среди подростков.
Объект исследования: процесс физического воспитания школьников 12-13 лет во внеучебной деятельности
Предмет исследования: комплекс подвижных игр в обучение техническим приёмам в волейболе школьников 12-13 лет
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса подвижных игр для обучения техническим приёма в волейболе школьников 12-13 лет во внеучебной деятельности, применение и проверка его результативности в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ накопленного в теории и практике опыта по теме исследования;
2. Разработать комплекс подвижных игр для овладения техническими приемами в подготовке школьников 12-13 лет во внеучебной деятельности;
3. Экспериментально проверить эффективность применения комплекса в образовательном процессе.
Гипотеза исследования: процесс овладения техническими приемами в волейболе школьников 12-13 лет во внеучебной деятельности будет эффективным, если:
- будут изучены теоретические положения и практический опыт по проблеме исследования;
- будут изучены и учтены возрастные особенности школьников 12-13 лет и уровни их подготовленности;
- будет разработан и применен комплекс подвижных игр для овладения техническими приемами в волейболе школьниками 12-13 лет в процессе внеучебной деятельности.
Методы исследования:
- Анализ и обобщение научно-методической литературы;
- Педагогические наблюдения;
- Контрольные тесты;
- Педагогический эксперимент.
1. При анализе накопленного в теории и практике опыта по проблеме исследования было выявлено, что в среднем школьном возрасте характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Подвижные игры дают особенные возможности для комплексного развития и закрепления двигательных навыков и важных физических качеств, синхронное проявление которых проистекает в разных соединениях. Значимые качества еще приобретают при условии меняющихся игровых ситуаций и сравнительной инициативе игроков.
2. В ходе исследования разработан комплекс подвижных игр для обучения техническим приёмам школьников 12-13 лет. Он включает в себя различные подвижные игры, для каждого технического приёма. В результате примененного комплекса уровень технических приёмов у экспериментальной группы вырос, по сравнению с контрольной.
3. Эффективность использования разработанного комплекса для обучения техническим приёмам в волейболе показывает, что его можно применять со школьниками 12-13 лет во внеучебной деятельности.
По результатам эксперимента видно, что процент показателей у экспериментальной группы вырос по всем тестам. В частности результат в тестированиях: «Верхняя передача на точность у стены с расстояния до стены в 1 метр» увеличилась на 37%; «Попадание подачей в площадку» увеличилось на 60%; «Нападающий удар по диагонали с 4 в 5 зону и со 2 зоны в 1» увеличился на 37%; «На отработку защитных действий» увеличилось на 33%. Сравнив данные контрольной и экспериментальной группы T критерий при P=0,05 выше табличного значения, что говорит о том, что различия достоверны. Из этого следует, что гипотеза исследования подтвердилась.