Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №170520

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИК ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития 8
1.2. Проблема овладения навыком чтения детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития 15
1.3. Проблема мотивационной готовности к овладению чтением младших школьников 19
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 31
2.1. Организация и методика проведения исследования 31
2.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 33
ГЛАВА 3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 40
3.1. Методика проведения формирующего эксперимента 40
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Современное законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для всех граждан государства. В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 п. 27 закреплено понятие «инклюзивного образования», которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) являются одной из наиболее распространенных категорий детей с ОВЗ в образовательных учреждениях. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально -экологических и психологических факторов. ЗПР - это обратимые нарушения, поддающиеся коррекции при помощи обучения, а также воспитания.
В психолого-педагогических исследованиях последнего времени уделяется пристальное внимание вопросам изучения, обучения и развития учащихся с ЗПР. Разрабатываются программы для учащихся с задержками психического развития. Однако, вопросы содержания деятельности педагога, во многих аспектах учебной деятельности, в том числе и в области формирования читательского интереса у детей и мотивации к чтению остаются недостаточно разработанными.
На наш взгляд, данная проблема требует особого внимания, т.к. чтение это важный компонент успешной учебной деятельности ребенка. Проблема нарушения чтения является одной из наиболее актуальных среди обучающихся начальной школы. Овладение всеми сторонами чтения, тем, что сейчас принято называть читательской грамотностью - важнейшая задача начальной школы. Являясь целью начального образования, чтение постепенно становиться главным средством обучения ребёнка. Именно поэтому чтению уделяется пристальное внимание, как со стороны учителей, так и со стороны органов управления образованием. Несмотря на понимание важности целенаправленного формирования всех компонентов навыка чтения, нарушения чтения встречаются у существенной части обучающихся начальной школы и многих обучающихся среднего и старшего звена основного общего образования. Особенно ярко эти нарушения проявляются у детей с задержкой психического развития, что связано с нарушением психофизиологического развития.
Трудности овладения различными учебными предметами детьми с ЗПР были раскрыты в работах Т.А. Власовой, А.О. Дробинской, В.И. Лубовским, C.B. Зориной.
Специфика психической деятельности детей этой категории отчетливо проявляется в процессе обучения чтению. Различные исследователи (М. С. Певзнер, Т. В. Егорова, С.Г. Шевченко и др.) связывают это с замедленным темпом приема и обработки зрительно воспринимаемой информации. У детей с задержкой психического развития затруднено установление взаимосвязи между зрительным, слуховым и речедвигательными центрами, обеспечивающих акт чтения, слабостью самоконтроля [55]. Дети с задержкой психического развития дольше овладевают технической стороной чтения и недостаточно понимают смысл прочитанного. Эти трудности обусловлены особенностями развития их познавательных процессов, формирования эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Мотивация - неотъемлемый компонент любой деятельности человека. В этой связи особое значение приобретает целенаправленное формирование мотивационной-готовности детей к овладению той или иной деятельностью при наличии у них отклонений в развитии...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование мотивационной готовности овладения навыком чтения детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития является актуальной задачей современного отечественного образование, так как она является важным аспектом требований Федерального государственного образовательного стандарта как начального общего образования так адаптированных программ.
В своём исследовании мы изучили процесс формирования мотивационной готовности к овладению навыком чтения у обучающихся с ЗПР. Процесс её формирования мы рассматривали как один из частных случаев формирования учебной мотивации в целом. В ходе решения задач исследования нами были выделены условия формирования мотивационной готовности.
1. Работа специалистов коррекционной работы должна начинаться с диагностики сформированности мотивации, развития навыка чтения и определения характера нарушений ВПФ и эмоционально-волевой сферы, т.е. определение типа задержки психического развития.
2. Уровень развития мотивации, её направленность, уровень развития навыка чтения и характер нарушения ВПФ и эмоционально -волевой сферы - должны стать основой для индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, отражаемой в адаптированной образовательной программе (АОП).
3. Ведущая работа в формировании мотивационной готовности к чтению принадлежит логопеду. Успешность и эффективность работы возможна только при взаимодействии с другими специалистами коррекции. Работа специалистов строится по двум направлениям:
• формирование внутренней учебно-познавательной направленности
мотивации деятельности чтения с постепенным отказом от внешней мотивации
• равномерное развитие компонентов чтения (темпа, правильности,
осознанности и выразительности) в соответствии с диагностируемым этапом формирования навыка чтения по Т.Г. Егорову.
Критериями сформированности мотивационной готовности являются:
- Положительное отношение к чтению и потребность в чтении;
- Восприятие чтения как способа получения новых знаний;
Первые два пункта свидетельствуют о наличии внутренней мотивации.
- Понимание прочитанного текста, выраженное в способности отвечать на вопросы по содержанию текста, а так же способности обсуждать содержания текста, сопоставляя свое мнение с мнение автора (согласен/не согласен);
- Возможность осуществлять пересказ близко к содержанию текста.
Мотивационная готовность овладения навыком чтения детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития формируется постепенно и имеет уровни становления:
- низкий - характеризуется отрицательным отношением к чтению, исключительно внешней мотивацией к чтению и неумением работать с текстом;
- начальный - ребенок заинтересован в чтении, но не в систематическом, а в чтении эпизодическом, ребенок читает если его заинтересует материал, сохраняется преимущественно внешняя мотивация;
- высокий уровень характеризуется заинтересованностью в чтении, внутренней мотивацией к деятельности, ребенок воспринимает чтения как способа получения новых знаний о мире, на этом этапе формирования мотивационной готовности ребенок может высказывать своё мнение о содержании текста.
Опираясь на описанные условия формирования и структуру мотивационной готовности нами была разработана и реализована система работы по формированию мотивационной готовности к овладению навыком чтения у обучающихся первого класса с ЗПР.
На этапе контрольного исследования нами была проведена диагностика сформированности уровня мотивационной готовности и её направленности у двух групп обучающихся первых классов - экспериментальной ( первоклассники 2019-2020 учебного года) и контрольной (2018-2019 учебного года) - Лицея №9 «Лидер» г. Красноярск. Результаты диагностики позволяли сделать вывод о том, среди учащихся экспериментального и контрольного класса распределение детей по уровням сформированности уровня мотивационной готовности и её направленности в процентном соотношении можно считать относительно одинаковым....


1. Алтухова, Т.А. Организация обследования смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 1 (18). - С.32-43.
2. Антипина, А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими» ЗПР /А.Н.Антипина // Начальная школа. 1993. - № 2. - С. 60-64.
3. Аристова, Т.А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление. Текст. / Т.А.Аристова // Вопросы психологии. 2000. - № 5. - С. 142-146.
4. Асонова, Е.А., Романичева, Е.С., Сененко, О.В., Киктева, К.С. Инфраструктура чтения: опыт описания с позиции субъекта / Е.А. Асонова, Е.С. Романичева, О.В. Сененко, К.С. Киктева // Вопросы образования. 2018. №2. - С. 26-42.
5. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В.Бабкина. 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 144с.
6. Балабова, Ю.В. Формирование типа правильной читательской деятельности у детей с ЗПР на уроках внеклассного чтения/ Ю.В. Балабова // Педагогическое образование на Алтае. - 2016. - №2. - С. 5-10.
7. Бедерханова, В.П., Смахтина, А.В. Анализ психолого-педагогических ресурсов развития потребности в чтении младших школьников / В.П. Бедерханова, А.В. Смахтина // Известия тульского государственного университета. Педагогика. 2018. №3. - С. 20-27
8. Березовин, H.A. Воспитание у школьников интереса к чтению: Кн. для учителя / Н.А.Березовин, А.П.Смонцер. - М.: Просвещение, 1987. - 145 с.
9. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. Учебное пособие / А.П. Бизюк. - СПб.: Речь, 2005. - 293 с.
10. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая рос. энцикл., 2002. - 527 с.
11. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы // Изучение мотивации детей и подростков / под ред. Л.В.Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. - 245 с.
12. Брайтфельд, В.Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития: дисс.канд психол. наук / В.Н. Брайтфельд. М., 2001. - 148с.
13. Брайтфельд, В.Н. Формирование мотивации учебной деятельности детей с ЗПР. / В.Н.Брайтфельд // Дефектология. 2000. - №3. - С. 23-31.
14. Вилыпанская, А.Д. Содержание и методы работы учителя - дефектолога в общеобразовательной школе / А.Д:Вильшанская. М.: Школьная Пресса, 2008. - 112с.
15. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С.Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с....(65)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ