Культура самообразования как фундаментальное основание
профессиональной состоятельности выпускника педагогического
университета в инновационном обществе
Введение 3
Глава 1. Концептуальные вопросы самообразования человека для развития инновационного общества 7
1.1 Теоретические аспекты культуры самообразования личности в инновационном контексте 7
1.1. Концептуальные аспекты самообразования в научно -историческом контексте. 11
1.2. Вопросы структурных компонентов и процессуальных проявлений
самообразования 14
1.3. Культура самообразования как особая смысловая дефиниция и аспекты ее
качественных характеристик 18
Глава 2. Вопросы разработки и применения практических инструментовмониторинга культуры самообразования студентов 20
2.1. Теоретические и практические аспекты модельной разработки мониторингового
набора компонентов культуры самообразования 20
2.2. Разработка исследовательских инструментов, проведение исследования и
анализ, и интерпретация его результатов 29
2.3. Педагогические рекомендации по использованию мониторинга «культуры
самообразования» студентов педагогических специальностей 48
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
В современном мире институциональное образование (общее и профессиональное) является важной составляющей организации жизни человека, но из-за непрерывного научно-технологического и социально-экономического развития и частого появления новых социокультурных общественных тенденций современным людям, чтобы быть успешными в жизни, общественной и профессиональной деятельности, оказывается недостаточно получить только единожды какое-то формальное образование и не думать потом о своем дальнейшем личностном развитии.
Разные вызовы инновационного общества заставляют современного человека, стремящегося реализовать себя в определенной профессиональной сфере, постоянно повышать свои профессиональные компетенции, приобретать новые знания и умения, непрерывно развиваться как личность. Это вовсе не означает необходимости постоянно переходить из одного образовательного учреждения в другое, получать дипломы один за одним. На передний план сегодня выходит непрерывное самообразование, которое для работников разных деятельностных сфер и профессий становится профессионально-личностной необходимостью. Повышению ценности и возможностей самообразования в значительной степени способствует инновационно - технологическое развитие. С появлением современных технологий людям открылись новые возможности организации традиционных и инновационных видов деятельности и новые возможности подготовки к ним, ведь никогда прежде человечество не имело столько информации и технологических ресурсов для образования и самообразования.
Несмотря на актуализируемый сегодня инновационный контекст, проблемы саморазвития, самообразования, самоорганизации не являются новыми для человечества. К эти проблемам были обращены еще научные работы ученых древнего мира, таких как Аристотель и Сократ, идеи которых говорили, что самообразование является основной развития личности и ключом к абсолютному счастью. И в более поздние времена, на протяжении разных исторических периодов, многие ученые исследовали вопросы самообразования в теоретических и практических аспектах, определяли важность и необходимость самообразования для достижения разных жизненных и профессиональных целей людей, разрабатывали практические методы: и технологии для самообразования человека.
Проблемами научно -теоретических и прикладных исследований вопросов самообразования в XIX и XX веке занимались многие известные отечественные и зарубежных исследователи, среди которых К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, С.Л. Рубинштейн, R.G. Brockett, S. Brookfield, PC. Candy, M. Knowles, N. Sargant, A.M. Tough.
Отражение актуальности проблематики самообразования есть и в работах многих современных исследователей, таких как В.А. Сластенин, А.А. Бодалев, А.П. Владиславлев, А.В. Даринский, Л.Н. Куликова, И.Ф. Харламов, В.И. Андреев и других. Вопросам самообразования сегодня уделяется значимое место в концептуальных стратегических и в нормативных государственных документах, определяющих современную образовательную политику России.
Идеи и стратегии инновационного развития обуславливают понимание, что развитие человеческого потенциала инновационного общества невозможно без развития культуры самообразования личности. Высокую значимость вопросы самообразования приобретают в профессиональном контексте организации жизнедеятельности инновационного общества. Особой профессионально - деятельностной сферой, где развитость культуры самообразования личности оказывается, фактически, профессиональной необходимостью и фактором профессиональной состоятельности, является сфера педагогической деятельности. Поэтому представляется важным целенаправленно рассматривать вопросы развития культуры самообразования у людей, получающих высшее педагогическое образование.
В настоящем исследовании проблематика культуры самообразования личности в профессиональной и других сферах, ставится и рассматривается с позиции поиска значимых факторов влияния на культуру самообразования человека в период получения им высшего образования, с особой фокусировкой вопроса на студентах и выпускниках педагогических вузов.
...
Образование является особой ценностью для инновационного общества. Оно формирует базовую основу прогресса человечества. Для решения множества проблем образования создаются различные формальные социальные институты образования - общего и профессионального. Однако сегодня не всегда и не во всём институты формального образования могут в необходимой полноте обеспечивать потребности развития современного мира. Именно по этой причине сегодня на передний план выходят вопросы самообразования личности человека, которому предстоит жить в инновационном обществе, характеризующемся высокой интенсивностью и изменчивостью многих жизнедеятельностных условий и процессов.
Проблемы самообразования человека не являются исключительной характеристикой инновационного общества. Проведенный в рамках настоящего исследования анализ научных источников показал, что вопросы самообразования, саморазвития, самосовершенствования человека занимали умы разных исследователей на протяжении многих веков.
Теоретическое исследование вопросов самообразования позволило увидеть и выделить разные психологические, деятельностные, результативные и иные контекстные составляющие самообразования, важные для развития инновационного общества, которые должны пониматься и учитываться при организации современной эффективной педагогической деятельности.
Целевым ядром настоящего исследования стало рассмотрение научно - педагогической категории самообразования как особого культурного измерения личностного развития человека. В этой связи в работе было рассмотрено и использовано в качестве функциональной исследовательской дефиниции словосочетание «культура самообразования», содержание и смысл которого был раскрыт в разных контекстных проявлениях.
В проблемный фокус исследования была помещена проблематика развития культуры самообразования у студентов педагогических университетов. Актуализация этой проблематики обусловлена особой, уникальной миссией педагогической деятельности в человеческом мире - миссией формирования человеческих умов и душ. Для инновационного, высокомобильного общества особую актуальность приобретают способности и стремления человека самообразовываться на протяжении всей жизни, так как деятельность формальных образовательных институтов в таком обществе будет всегда несколько отставать по отношению ко многим вызовам развития. И именно фактор развитой культуры самообразования человека позволит стать ему более мобильным и продуктивным в жизни и профессиональной деятельности. Для педагогических специалистов инновационного общества развитая культура самообразования полагается и рассматривается как непременное условие и фундаментальное основание их профессиональной состоятельности.
В практической части исследования ставились и решались задачи создания модельного мониторингового набора аналитических факторов, на основе которых можно оценивать условный уровень и отслеживать развитие культуры самообразования студентов. Разработан набор качественных оценочных характеристик, с помощью которых можно отслеживать и условно оценивать наличие и развитость тех или иных компонентов культуры самообразования. Для тестовой проверки практической работоспособности качественного оценочно -аналитического инструментария разработано и проведено статистическое исследование по первичному оцениванию развитости разных составляющих культуры самообразования у студентов педагогических вуз ов и людей, уже имеющих педагогическое образование. Получены показательные аналитические результаты и осуществлена их интерпретация.
Аналитич еские результаты исследования позволили подтвердить работоспособность разработанного инструментария для осуществления наблюдения за развитием культуры самообразования студентов. Такое наблюдение может вести как сам студент (самонаблюдение), так и его научно -педагогический наставник (сопровождение).
...
1. Абакумов В.А. Педагогическая поддержка процесса формирования компетенции саморазвития у студентов ССУЗ: дис. канд. пед. наук. / Науч. рук. д.п.н, проф. Валеев А.А. Казань, 2012.
2. Аббасова К.Я. Проблемы личностного саморазвития в современном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т.2. № 6 (28). С. 71-74
3. Айзенберг А.Я. Самообразование: История, теория и современные
проблемы. // Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2006. С. 34.
4. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов // Советская педагогика. 1981. № 7.
5. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург 2000. 937 с.
6. Гайсина ГИ. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. ... д -ра пед.наук. - М., 2002.
7. Дёмкина Е.В. Шарова Е.И. Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в виртуальной обучающей среде // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. Майкоп, 2014. Вып. 4 (146). С. 117-127.
8. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Материалы XIII Всерос. сов. Кн. 2. М.: 2003. С.10.
9. Калугин, Ю. Е. Виды профессионального самообразования / Ю. Е. Калугин, Т. В. Киселева // Альманах современной науки и образования. 2014. № 1(80). С. 51-53.
10. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / под ред. Ю.М. Забродина. М.: Просвещение, 1994. 344 с.
11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.:
Академия, 2003. 176 с.
12. Колбаско, И.И. Учащимся о самообразовании. Минск, Народная света. 157с.
13. Концевая ГМ., Концевой М.П. Высокое искусство самообразования: к 250- летию со дня рождения Иоганна Вольфганта Гете // Образование: исследовано в мире: Интернетжурнал. 2004.
14. Кривенко, В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно -методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2007. №1.
15. Кряхтунов М.И. Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития учителя: Москва. 2002. 466 c
... всего 43 источников