ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 13
1.1. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен в
условиях современного образования 13
1.2. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с
умственной отсталостью в современной образовательной практике 36
1.3. Содержание и формы организационно-методического обеспечения
процесса тьюторского сопровождение обучающихся с умственной отсталостью 58
Выводы по главе 1 76
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО -МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 77
2.1. Организация и разработка опытно-экспериментальной работы 77
2.2. Реализация организационно-методического обеспечения
тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.. 85
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации
организационно-методического процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью 96
Выводы по главе 2 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
Список литературы 103
Приложения 113
Сегодня одной из приоритетных целей социальной политики России выступает модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Это, в свою очередь, определяет изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня образование ребенка с ОВЗ направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, в рамках которой реализуется ключевая идея по созданию специальных образовательных условий. Согласно ст. 79., п.3
Закона «Об образовании в Российской Федерации», среди специальных условий - предоставление услуг тьютора или ассистента (помощника).
2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании - профессии тьютор. Благодаря группе учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалёвой, в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации. Однако, сегодняшняя ситуация в образовании детей с ОВЗ свидетельствует о двух ключевых направлениях развития теории и практики тьюторского сопровождения данной категории обучающихся. Данные рекомендации объективно представляют подходы к пониманию тьюторского сопровождения в контексте классических идеи научной школы Т.М. Ковалевой и идей теории и практики инклюзивного образования С.В. Алехиной.
Тьюторское сопровождение особого ребенка, обучающегося по разным образовательным программам, требует знания функциональных обязанностей тьютора и содержания его деятельности в рамках междисциплинарной команды сопровождения; понимания сущности тьюторства как технологии и практической деятельности, организационно-нормативных и психолого-педагогических оснований для его проектирования и реализации; владения разными формами тьюторского сопровождения особого ребенка, приемами работы тьютора в разных образовательных ситуациях.
Подтверждается это тем, что по объективно сложившимся причинам с каждым годом увеличивается количество детей, которым необходимо дополнительно созданные, специальные условия для получения ими качественного и доступного образования. В Российской Федерации право каждого человека на образование закреплено не только законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5 ФЗ, № 273 -ФЗ от 29.12.2012), но и федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24 ноября 1995 г. № 181), в которых указано, что закон не просто гарантирует получение данными категориями детей образования, но обеспечивает им необходимые условия для его получения. К таким категориям детей относят обучающихся с ментальными нарушениями (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложными дефектами и РАС). Среди специальных условий для ребенка с ОВЗ в ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 79) указана деятельность ассистента, помощника. Согласно единого квалификационного справочника для сопровождения ребенка с ОВЗ в школах должны появиться тьюторы.
По статическим данным отдела специального образования Министерства образования Красноярского края в настоящее время из 817024 детей от 0-18 лет проживающих в Красноярском крае, 2,3%, т.е. 19512, относятся к категории детей с ограниченными возможностями. При этом, только 10475 детей с ОВЗ включены в процесс общего образования, что составляет 56% от общего числа школьников с ОВЗ. В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ОВЗ на территории нашего края обсуждается создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ.
В концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае отмечается о необходимости принятия лиц с ОВЗ социальным окружением [32].
В настоящее время школа столкнулась с проблемой создания условий эффективного процесса образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья [52].
Нами была изучена литература по данной тематике. В литературе имеются лишь единичные источники, в которых рассматриваются вопросы тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ. Категория обучающихся с умственной отсталостью и организационно методическое обеспечение таких обучающихся на данный момент не представлено и не разработано. Данная тема востребована и имеет запрос со стороны родительской общественности имеющих обучающихся с умственной отсталостью, и продиктовано требованиями Специального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью, и Законом об Образовании РФ.
Актуальность данного исследования обусловлена:
• требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующими право каждому человеку на образование;
• требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), где указана необходимость обеспечивать равные возможности получения качественного образования обучающимися не зависимо от ограничений здоровья, психофизиологических и других;
• требованиями повышения доступности качественного образования, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции модернизации Российского образования до 2020 года. Постановление правительства Российской федерации, распоряжение от 17 ноября 2008г. № 1662-р.
Анализ литературы показывает, что существуют отдельные исследования, посвященные тьюторскому сопровождению детей с ОВЗ. (Крапенкова И.В., совместная разработка Самсоновой Е.В., Кузьминой Е.В. Карпенковой И.В.)[59]. Имеются некоторые разработки в рамках инклюзивного образования Семаго Н.Я. о технологиях определения индивидуального образовательного маршрута и в книге Ержаковой Е.А., Резниковой Е.В. «Основы интегрированного обучения».
При этом отличительной особенностью обучающихся с умственной отсталостью является, как правило, наличие сложности дефекта, сочетанности нескольких особенностей. «Сложный дефект - сочетание двух или более числа нарушений в системах организма, что обуславливает существенное своеобразие их психофизического развития» (Г.П. Бертынь) [8]. Дети со сложной структурой дефекта - это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием - интеллектуальная недостаточность, опорно-двигательные нарушения, слепота, глухота - имеют одно или несколько системных нарушений. Большинство из обучающихся безречевые, что существенно затрудняет процесс обучения и сопровождения, и является особенностями их психофизиологического развития в силу специфики имеющихся дефектов и нарушений. У каждого из обучающихся своя специфика свой комплекс дефектов, при которых затруднено освоение образовательной программы без помощи ассистента (помощника), тьютора.
При этом, следует отметить, что в отношении обучающихся с умственной отсталостью в современных исследованиях не представлено содержания и форм организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения этой категории обучающихся. Тьюторское сопровождение обучающихся с умственной отсталостью, как педагогический феномен, не достаточно изучен, а значит требует разработки, теоретического обоснования и экспериментальной проверки. Данный вид сопровождения всегда имеет адресный характер, продиктован запросом родителей.
Проведенный анализ теории и образовательной практики позволил обнаружить ряд противоречий между:
• складывающейся практикой тьюторского сопровождения ребенка с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной организации, реализующей совместное образование обучающихся, и практикой тьюторского сопровождения данной категории обучающихся в условиях специализированной, отдельной образовательной организации;
• необходимостью реализовывать тьютору сопровождение обучающихся с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью его организационно-методического обеспечения в специализированных, отдельных образовательных организациях;
• потребностью тьютора в успешной профессиональной деятельности и недостаточным уровнем сформированности его профессиональной компетентности по разработке и реализации организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.
Обозначенные противоречия определяют проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности организационно методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью. Потребность решения проблемы, ее возрастающая значимость обусловили тему исследования: «Организационно-методическое обеспечение процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание организационно-методического обеспечения деятельности тьютора по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью в образовательном процессе в школе. И опытно-экспериментальным путем проверить его результативность.
Объект исследования: деятельность тьютора по организации сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: поддержка организационно-методического обеспечения деятельности тьютора по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: процесс сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью будет более успешным , если будет разработано и реализовано организационно-методическое обеспечение в виде:
- специальной индивидуальной программы развития умственно отсталого ребенка;
- анкеты «запроса» родителей на образование обучающихся с умственной отсталостью, возможностей и дефицитов обучающегося;
- регламента мониторинга индивидуального развития обучающегося с умственной отсталостью, представленного блоками: навыки социально бытовых навыков, коммуникативных знаний, академические компетенции;
- дневника наблюдений тьютора за обучающимся с умственной отсталостью;
- журнала тьюториалов со специалистами и педагогами школы, реализующих специальную индивидуальную программу развития обучающегося с умственной отсталостью.
В соответствии с целью и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать тьюторское сопровождение как педагогический феномен.
2. Выявить особенности тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в современной образовательной практике.
3. Охарактеризовать содержание и формы организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.
4. Проверить в ОЭР результативность разработанного организационно - методического обеспечения процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью.
Методологическую основу исследовании составили работы Алёхиной С.В. по инклюзивному образованию, разработка тьюторского сопровождения детей с ОВЗ Карпенковой И.Г. В своей работе мы опирались на концепцию личностно-ориентированного обучения (В.В. Сериков, И.С. Якиманская, О.С. Газман), концепцию непрерывного образования (В.С. Мухина).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент); организационные (сравнительный, комплексный); биографические (изучение и анализ анамнестических данных и медико-педагогической документации); Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой документации, изучение и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; сравнение основных понятий, эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование ,экспертная оценка, констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №5», которая, на основании приказа министерства образования и науки Красноярского края № 61-11-05 от 10 марта 2015 года, признана и является Краевой инновационной площадкой Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева «Кафедры педагогики особого детства». В исследовании приняли участие обучающиеся 1 «Б», 3 «В» ,4 «В»,6 «В» классов «Особый ребёнок» с лёгкой, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью и сложным дефектом развития, в количестве 7 человек. Эксперты 15 человек - педагогов различного уровня школы.
Теоретическая значимость исследования, заключается в том, что расширены теоретические представления об организации тьюторского сопровождения ребенка с умственной отсталостью в условиях специализированной, отдельной образовательной организации; разработаны и раскрыты содержание и формы организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью; описаны положения, вносящие вклад в понимание организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.
Практическая значимость заключается:
1. В разработке организационно методического обеспечения процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью будет иметь практическую значимость в работе тьюторов, которые столкнутся с данной проблемой на местах.
2. Предложенное организационно методическое обеспечение позволит более эффективно осуществлять образовательный процесс обучающихся с умственной отсталостью
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе участия и выступлений на краевом семинаре «Тьютор и его роль в образовании особого ребенка: практики работы, опыт, теоретические основы», организованного в рамках III Международного научно¬образовательного Форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (2014г.); в работе круглого стола в рамках III Международного научно-образовательного Форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (2014г.); в рамках проектировочных групп Краевой инновационной площадки КГПУ им. В.П. Астафьева (2013-2015гг.); на секции научно-практической конференции «Современная дидактика и качество образования в каких институциональных формах достигаются индивидуальные образовательные результаты» (2015г.); на дискуссионной площадке II Краевого педагогического форума «Образование обучающихся с ментальными нарушениями в современных условиях» (2015 г.); на интерактивной площадке VIII Международной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра» (2015г.); на вебинаре в рамках программы повышения квалификации по теме «Актуальные вопросы введения ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Структура диссертации состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками. Основное содержание исследования отражено в трех публикациях автора по темам: к вопросу о деятельности тьютора в работе с детьми с ОВЗ [53]; практика организации тьюторского сопровождения детей со сложными дефектами в развитии [67]; тьютор как специалист междисциплинарной школьной команды [54].
дисциплинарной школьной команды [65].
На защиту выносятся следующие положения:
1. Тьюторское сопровождение обучающихся с умственной отсталостью имеет ряд особенностей.
2. Организационно-методическое обеспечение процесса тьюторского сопровождения является необходимым инструментарием для реализации индивидуальной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью.
3. Организационно-методическое обеспечение обучающихся с умственной отсталостью состоит из следующих компонентов, повышающих результативность реализации индивидуальной образовательной программы:
- специальной индивидуальной программы развития умственно отсталого ребенка;
- анкета «запроса» родителей на образование обучающихся с умственной отсталостью, возможностей и дефицитов обучающегося;
- мониторинг индивидуального развития обучающегося с умственной отсталостью, представленного блоками: навыки социально бытовых навыков, коммуникативных знаний, академические компетенции;
- дневник наблюдений тьютора за обучающимся с умственной отсталостью;
- журнал тьюториалов со специалистами и педагогами школы, реализующих специальную индивидуальную программу развития обучающегося с умственной отсталостью.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что государственная политика в сфере образования гарантирует обучающимся с умственной отсталостью права на доступное и качественное обучение данной категории детей. Одним из путей реализации этой задачи являются инклюзивные практики, в рамках которых важно обеспечить тьюторское сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен в условиях современного образования предполагает деятельность тьютора в условиях команды специалистов. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью определяется разнообразием и неоднородностью категории умственно отсталых обучающихся, что определяет вариативность специальных образовательных условий: материально-технических, кадровых, информационных и т.д.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями - разнородная по своему составу группа. В настоящее время существует большое количество различных систематик. Умственная отсталость классифицируется по различным основаниям, отражающим этиологию и патогенез этого состояния.
При организации образования данной категории обучающихся всегда важна адаптация содержания и технологий работы с ними. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий.
В рамках нашего исследования понятие организационно- методического обеспечения деятельности тьютора по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью связано с его поддержкой в образовательных отношениях, активизацией его личностного потенциала.
Нами был разработан, апробирован мониторинг формирования социальных навыков для обучающихся с умственной отсталостью. Данные показатели на конец учебного года являются стойкой положительной динамикой в развитии обучающихся с умственной отсталостью. На наш взгляд данное организационно методическое обеспечение представленное в данной форме показало свою эффективность в пошаговой разработке критериев мониторинга социальных навыков.
В ходе ОЭР была мы получили высокую экспертную оценку разработанного нами организационно-методического обеспечения по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью состоящего из: СИПР (специальная индивидуальная программа развития); анкеты «запроса» родителей на образование обучающихся с умственной отсталостью, возможностей и дефицитов обучающегося; регламента мониторинга индивидуального развития обучающегося; дневника наблюдений; журнала тьюториалов.
1. Адольф, В.А., Пилипчевская, Н.В. Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС.
2. Адольф, В.А., Пилипчевская, Н.В. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития //монография. Краснояр.гос.пед.ун - т им. В.П.Астафьева.- Красноярск,2011. 14.0 п.л.
3. Адольф, В.А., Пилипчевская, Н.В. Тьюторское сопровождение как необходимое условие реализации ФГОС ВПО// Инновации в образовании. - №3. -2013.-С. 5-13.
4. Адольф, В.А., Пилипчевская, Н.В. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт //Высшее образование в России. 2011. №4.
5. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение
старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий .13.00.01 - общая педагогика, история
педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Тюмень - 2006.
6. Бадалян, Л.О. Невропатология: учебник / Л.О. Бадалян. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
7. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный ребенок / Р.Т. Байярд, Дж. Байярд. - М.: Мир; Академический проект, 2003. - 206 с.
8. Бертынь, Г.П., Розанова, Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом //Дефектология 1993, №4. -с.3-7.
9. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: НПО МО России, 1995.
10. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе Издательство: М.: Совершенство; Издание 2-е, испр. 298 страниц; 1998 г.
11. Борисова, Н.В., Перфильева, М.Ю. Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования: сб. материалов / сост. Н.В. Борисова, М.Ю. Перфильева; пер. Н.В. Борисова, И.С. Аникеев. М.: РООИ Перспектива, 2012. 122 с.
12. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика 1989. с. 221
13. Вопросы психологии № 4 1993 Ю.Б. Гиппенрейтер , Т.Д.Карягина, Е.Н. Козлова (Rogers C .Freedom to learn for the 80 S: Со1ишбиз, Ohio, 1983. 312р.
14. Выготский, Л.С. Основы дефектологии /Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.
15. Гонеев, А., Лифинцева, Н., Ялпаева, Н. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - 6-е изд.,стер. - ("Высшее профессиональное образование-Педагогические специальности") (ГРИФ) /Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.Серия: Высшее профессиональное образование (2010)Объём: 272 стр.
16. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и
инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. — М.: ООО «Аспект», 2005.
17. Дольто, Ф. На стороне подростка / Ф. Дольто. - Екатеринбург: У - Фактория. 2006. - 246 с.
18. Дубовицкая, Т.Д. Гуманистическая теория и практика образования (взаимосвязь теории и практики образования, раздел 3)
19. Джексон, Р. О социально-педагогическом подходе в образовании / Р. Джексон // Специальное образование. - 2008. - №12. - С. 4-8.
20. Колосова, Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. Москва
Чистые пруды 2008. 30 с. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия
"Управление школой"; вып. 24)
21. Единый квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). [Точка доступа]: http://profstandart.rosmintrud.ru/eksd
22. Забрамная, С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. - М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. - 64 с., 32 ил.
23. Зеленцова, А.В. Педагогическая теория содержания образования в контексте современности: поиск механизмов влияния на практику.( взаимосвязь и теории и практики образования , раздел 3)
24. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М: Логос, 2002. - 384 с.
25. Змеев С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 272 с.
26. Ильина, Н.Ф. Организация методической деятельности в образовательном учреждении: методические рекомендации [Текст] / Н.Ф. Ильина. - Красноярск: ККИПКРО, 2006. - 36 с.
27. Казакова Е. И. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение ребенка: проблема развития диагностических исследований // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. и семинара «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании». 25-27 ноября 1998 г. - М., 1998
28. Караковский, В.А. / Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно - воспитательного процесса. - М.: Новая школа , 1993. - с.78
29. Карпенкова, И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010. 88 с.
30. Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании: сб. ст. М., 2008.
31. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». М.; Тверь: СФК-офис. 246 с.
32. Концепция развития специального образования детей с
ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае//Дефектология .-№4.-2010.-с.67-82.
33. Концепция модернизации Российского образования до 2020 года . Постановление правительства Российской федерации , распоряжение от 17 ноября 2008 г.№ 1662-р
34. Коровкина, Т.Е. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления буду-щего учителя на начальном этапе обучения в вузе [Текст]: дисс. канд. пед. наук / Т. Е. Коровкина. - Кострома, 2004. - 211 с.
35. Краевский, В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов - исследователей/ В.В. Краевский. - Чебоксары: Чуваш, 2001. - 244 с.
36. Кузьмина, Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику: методические рекомендации. М., 2013.
(Инклюзивное образование).
37. Липский, И. А. Воспитание как социальный институт // Теоретико- методологические проблемы современного воспитания. Сборник научных трудов. - Волгоград: Перемена, 2004.
38. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2003. - 144 с.
39. Леонтьев, Д.А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // IV Всероссийская науч.-практ. конф. по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. - М.: Смысл, 2010. - 180 с.
40. Маслоу, А. Самоактуализированные люди: исследование
психологического здоровья (Мотивация и личность, гл.11, СПб., 1999; ссылки на источники опущены) Перевод А.М. Татлыбаевой
41. Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: учебно-метод. пособие. - М.: Сфера, 2008. 128 с.
42. Мастюкова, Е.М. Особенности понимания речи у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1983. № 3. С. 3-9.
43. Маллер, А. Р., Цикото, Г. В. М195 Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с
44. Малофеев, Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71-78.
45. Малофеев, Н.Н. Особый ребенок - обычное детство / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2011.№ 1. - С.3-7.
46. Мамаева, А.В. Составление рабочих программ по предметам для работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: методические рекомендации / Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 52 с.
47. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования: пер. с англ. И.С. Аникеева, Н.В. Борисова. - М.: Перспектива. 2011. - 88 с.
48. Московский городской психолого-педагогический университет. Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования. Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях. Информационный материал подготовлен Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В.Москва 2011
49. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов/Пазухина, С.В. Идеи В.В. Давыдова в контексте формирования ценности развития личности ребенка и ценностного отношения к учащимся у педагогов новой школы / С.В. Пазухина // Электронный журнал «психологическая наука и образование». - 2010. - №4. [Точка доступа]: www.psyedu.ru
50. Муниципальное общеобразовательное открытая (сменная) общеобразовательная школа Рыбинского муниципального района учреждение Ресурсный центр. Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках. Сборник методических материалов 2011 год
51. Н.В. Рыбалкина. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства. [Точка доступа]: www.thetutor.ru- Тьюторская ассоциация.
52. Назарова, Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции / Н.М. Назарова // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы междунар. науч.-практ. конфе. (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол. - пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011. - С. 7-10.
53. «Образование обучающихся с ментальными нарушениями в современных условиях: Материалы I Краевого педагогического форума» /отв.ред. И.П. Цвелюх, С.В. Шандыбо, Е.А. Клочкова, М.О. Игошина и др. Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск,2014.- 236 с. Ярыгина Н.Л. К вопросу о деятельности тьютора в работе с детьми с ОВЗ.
54. «Образование обучающихся с ментальными нарушениями в современных условиях:материалы II Краевого педагогического форума» / отв. ред. И.П. Цвелюх, С.В. Шандыбо, Е.А. Клочкова и др.: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.-Красноярск,2015.-316 с.
55. О специфике деятельности специальных (коррекционных)
образовательных учреждений I-VIII вида // Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997 № 48. [Точка доступа]: www.bestpravo.ru/rossijskoje/jm-
zakonyZa2v.htm
56. Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект // Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6. URL: www.bestpravo.ruZrossijskojeZvg-aktyZb8v.htm
57. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. д-ра филол. наук, профессора Н.Ю. Шведовой. - 9 изд., испр. и доп. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 846 с.
58. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. М.: МГППУ, 2013. 324с.
59. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях. Московский городской психолого-педагогический университет, Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования, Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. Информационный материал подготовлен Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В.Москва 2011.
60. Основы тьюторской деятельности в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. 2-е изд., испр. М.: Дрофа, 2006. 591 с.
61. Пазухина, С.В. Идеи В.В. Давыдова в контексте формирования ценности развития личности ребенка и ценностного отношения к учащимся у педагогов новой школы / С.В. Пазухина // Электронный журнал «психологическая наука и образование». - 2010. - №4. [Точка доступа]: www.psyedu.ru
62. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров и
др. М.: Советская энциклопедия, 1968. (Эн-циклопедии. Словари.
Справочники). Т. 4: Сн-Я. 912 с.
63. Приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638.
64. Приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. №216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №11 731 и №11725.
65. Протасова, И. В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии [Текст] : дис. канд. пед. наук / И. В. Протасова. - Кострома, 2001. - 235 с.
66. Сайт межрегиональной тьюторской ассоциации. [Точка доступа]: www.thetutor.ru
67. Сборник материалов Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный-2015». http ://conf. sfu-kras.ru/mn2015.
68. Сериков, Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография / Г.Н. Сериков. - Челябинск: ЧГПУ Факел. 1998. - 664 с.
69. Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
70. Степанова, И.Ю, Адольф, В.А.. Проектирование практико-ориентированной подготовки педагога в вузе// монография. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск. -2013.- 368с.
71. Технология педагогического сопровождения формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках. Сборник методических материалов 2011 год
72. Тимонин, А. И. Концептуальные основы социально - педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза [Текст] / А. И. Тимонин. - Кострома, 2007. - 216 с.
73. Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребёнка: методические рекомендации для начинающих тьюторов / А.В. Мамаева, О.Л. Беляева, С.В. Шандыбо и др.; отв. ред. И.П. Цвелюх, С.В. Шандыбо, Е.А. Черенёва; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 214 с.
74. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ: методические
рекомендации для тьюторов,педагогов, специалистов образовательных учреждений / сост. С.В. Алещенко. Томск, 2013. 43 с.
75. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.
76. Университетское образование в Великобритании. М., 1979. 78 с.
77. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) //[Точка доступа]: fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=540
78. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897
79. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (гл.1 ст. 2)
80. Чернова, М. И. Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики [Текст] / М. И. Чернова // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 677-679.
81. Шандыбо, С. В. Формирование профессиональной позиции принятия ребенка у будущего педагога в вузе. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Точка доступа]:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-professionalnoy-pozitsii-prinyatiya-rebenka-u-buduschego-
pedagoga-v-vuze#ixzz3tS4WJ5PL
82. Щенников, С.А Открытое дистанционное образование. /С.А.
Щенников.- М.: Наука, 2002. - 527