Организационно-методическое обеспечение процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 13
1.1. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен в
условиях современного образования 13
1.2. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с
умственной отсталостью в современной образовательной практике 36
1.3. Содержание и формы организационно-методического обеспечения
процесса тьюторского сопровождение обучающихся с умственной отсталостью 58
Выводы по главе 1 76
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО -МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 77
2.1. Организация и разработка опытно-экспериментальной работы 77
2.2. Реализация организационно-методического обеспечения
тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.. 85
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации
организационно-методического процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью 96
Выводы по главе 2 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
Список литературы 103
Приложения 113
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 13
1.1. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен в
условиях современного образования 13
1.2. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с
умственной отсталостью в современной образовательной практике 36
1.3. Содержание и формы организационно-методического обеспечения
процесса тьюторского сопровождение обучающихся с умственной отсталостью 58
Выводы по главе 1 76
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО -МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 77
2.1. Организация и разработка опытно-экспериментальной работы 77
2.2. Реализация организационно-методического обеспечения
тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.. 85
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации
организационно-методического процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью 96
Выводы по главе 2 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
Список литературы 103
Приложения 113
Сегодня одной из приоритетных целей социальной политики России выступает модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Это, в свою очередь, определяет изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня образование ребенка с ОВЗ направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, в рамках которой реализуется ключевая идея по созданию специальных образовательных условий. Согласно ст. 79., п.3
Закона «Об образовании в Российской Федерации», среди специальных условий - предоставление услуг тьютора или ассистента (помощника).
2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании - профессии тьютор. Благодаря группе учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалёвой, в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации. Однако, сегодняшняя ситуация в образовании детей с ОВЗ свидетельствует о двух ключевых направлениях развития теории и практики тьюторского сопровождения данной категории обучающихся. Данные рекомендации объективно представляют подходы к пониманию тьюторского сопровождения в контексте классических идеи научной школы Т.М. Ковалевой и идей теории и практики инклюзивного образования С.В. Алехиной.
Тьюторское сопровождение особого ребенка, обучающегося по разным образовательным программам, требует знания функциональных обязанностей тьютора и содержания его деятельности в рамках междисциплинарной команды сопровождения; понимания сущности тьюторства как технологии и практической деятельности, организационно-нормативных и психолого-педагогических оснований для его проектирования и реализации; владения разными формами тьюторского сопровождения особого ребенка, приемами работы тьютора в разных образовательных ситуациях.
Подтверждается это тем, что по объективно сложившимся причинам с каждым годом увеличивается количество детей, которым необходимо дополнительно созданные, специальные условия для получения ими качественного и доступного образования. В Российской Федерации право каждого человека на образование закреплено не только законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5 ФЗ, № 273 -ФЗ от 29.12.2012), но и федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24 ноября 1995 г. № 181), в которых указано, что закон не просто гарантирует получение данными категориями детей образования, но обеспечивает им необходимые условия для его получения. К таким категориям детей относят обучающихся с ментальными нарушениями (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложными дефектами и РАС). Среди специальных условий для ребенка с ОВЗ в ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 79) указана деятельность ассистента, помощника. Согласно единого квалификационного справочника для сопровождения ребенка с ОВЗ в школах должны появиться тьюторы.
По статическим данным отдела специального образования Министерства образования Красноярского края в настоящее время из 817024 детей от 0-18 лет проживающих в Красноярском крае, 2,3%, т.е. 19512, относятся к категории детей с ограниченными возможностями. При этом, только 10475 детей с ОВЗ включены в процесс общего образования, что составляет 56% от общего числа школьников с ОВЗ. В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ОВЗ на территории нашего края обсуждается создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ.
В концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае отмечается о необходимости принятия лиц с ОВЗ социальным окружением [32].
В настоящее время школа столкнулась с проблемой создания условий эффективного процесса образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья [52].
Нами была изучена литература по данной тематике. В литературе имеются лишь единичные источники, в которых рассматриваются вопросы тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ. Категория обучающихся с умственной отсталостью и организационно методическое обеспечение таких обучающихся на данный момент не представлено и не разработано. Данная тема востребована и имеет запрос со стороны родительской общественности имеющих обучающихся с умственной отсталостью, и продиктовано требованиями Специального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью, и Законом об Образовании РФ.
Актуальность данного исследования обусловлена:
• требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующими право каждому человеку на образование;
• требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), где указана необходимость обеспечивать равные возможности получения качественного образования обучающимися не зависимо от ограничений здоровья, психофизиологических и других;
• требованиями повышения доступности качественного образования, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции модернизации Российского образования до 2020 года. Постановление правительства Российской федерации, распоряжение от 17 ноября 2008г. № 1662-р.
Анализ литературы показывает, что существуют отдельные исследования, посвященные тьюторскому сопровождению детей с ОВЗ. (Крапенкова И.В., совместная разработка Самсоновой Е.В., Кузьминой Е.В. Карпенковой И.В.)[59]. Имеются некоторые разработки в рамках инклюзивного образования Семаго Н.Я. о технологиях определения индивидуального образовательного маршрута и в книге Ержаковой Е.А., Резниковой Е.В. «Основы интегрированного обучения».
При этом отличительной особенностью обучающихся с умственной отсталостью является, как правило, наличие сложности дефекта, сочетанности нескольких особенностей. «Сложный дефект - сочетание двух или более числа нарушений в системах организма, что обуславливает существенное своеобразие их психофизического развития» (Г.П. Бертынь) [8]. Дети со сложной структурой дефекта - это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием - интеллектуальная недостаточность, опорно-двигательные нарушения, слепота, глухота - имеют одно или несколько системных нарушений. Большинство из обучающихся безречевые, что существенно затрудняет процесс обучения и сопровождения, и является особенностями их психофизиологического развития в силу специфики имеющихся дефектов и нарушений. У каждого из обучающихся своя специфика свой комплекс дефектов, при которых затруднено освоение образовательной программы без помощи ассистента (помощника), тьютора.
При этом, следует отметить, что в отношении обучающихся с умственной отсталостью в современных исследованиях не представлено содержания и форм организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения этой категории обучающихся. Тьюторское сопровождение обучающихся с умственной отсталостью, как педагогический феномен, не достаточно изучен, а значит требует разработки, теоретического обоснования и экспериментальной проверки. Данный вид сопровождения всегда имеет адресный характер, продиктован запросом родителей.
Проведенный анализ теории и образовательной практики позволил обнаружить ряд противоречий между:
• складывающейся практикой тьюторского сопровождения ребенка с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной организации, реализующей совместное образование обучающихся, и практикой тьюторского сопровождения данной категории обучающихся в условиях специализированной, отдельной образовательной организации;
• необходимостью реализовывать тьютору сопровождение обучающихся с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью его организационно-методического обеспечения в специализированных, отдельных образовательных организациях;
• потребностью тьютора в успешной профессиональной деятельности и недостаточным уровнем сформированности его профессиональной компетентности по разработке и реализации организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.
Обозначенные противоречия определяют проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности организационно методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью. Потребность решения проблемы, ее возрастающая значимость обусловили тему исследования: «Организационно-методическое обеспечение процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание организационно-методического обеспечения деятельности тьютора по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью в образовательном процессе в школе. И опытно-экспериментальным путем проверить его результативность.
Объект исследования: деятельность тьютора по организации сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: поддержка организационно-методического обеспечения деятельности тьютора по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: процесс сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью будет более успешным , если будет разработано и реализовано организационно-методическое обеспечение в виде:
- специальной индивидуальной программы развития умственно отсталого ребенка;
- анкеты «запроса» родителей на образование обучающихся с умственной отсталостью, возможностей и дефицитов обучающегося;
- регламента мониторинга индивидуального развития обучающегося с умственной отсталостью, представленного блоками: навыки социально бытовых навыков, коммуникативных знаний, академические компетенции;
- дневника наблюдений тьютора за обучающимся с умственной отсталостью;
- журнала тьюториалов со специалистами и педагогами школы, реализующих специальную индивидуальную программу развития обучающегося с умственной отсталостью.
В соответствии с целью и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать тьюторское сопровождение как педагогический феномен.
2. Выявить особенности тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в современной образовательной практике.
3. Охарактеризовать содержание и формы организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.
4. Проверить в ОЭР результативность разработанного организационно - методического обеспечения процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью.
Методологическую основу исследовании составили работы Алёхиной С.В. по инклюзивному образованию, разработка тьюторского сопровождения детей с ОВЗ Карпенковой И.Г. В своей работе мы опирались на концепцию личностно-ориентированного обучения (В.В. Сериков, И.С. Якиманская, О.С. Газман), концепцию непрерывного образования (В.С. Мухина).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент); организационные (сравнительный, комплексный); биографические (изучение и анализ анамнестических данных и медико-педагогической документации); Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой документации, изучение и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; сравнение основных понятий, эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование ,экспертная оценка, констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №5», которая, на основании приказа министерства образования и науки Красноярского края № 61-11-05 от 10 марта 2015 года, признана и является Краевой инновационной площадкой Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева «Кафедры педагогики особого детства». В исследовании приняли участие обучающиеся 1 «Б», 3 «В» ,4 «В»,6 «В» классов «Особый ребёнок» с лёгкой, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью и сложным дефектом развития, в количестве 7 человек. Эксперты 15 человек - педагогов различного уровня школы.
Теоретическая значимость исследования, заключается в том, что расширены теоретические представления об организации тьюторского сопровождения ребенка с умственной отсталостью в условиях специализированной, отдельной образовательной организации; разработаны и раскрыты содержание и формы организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью; описаны положения, вносящие вклад в понимание организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.
Практическая значимость заключается:
1. В разработке организационно методического обеспечения процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью будет иметь практическую значимость в работе тьюторов, которые столкнутся с данной проблемой на местах.
2. Предложенное организационно методическое обеспечение позволит более эффективно осуществлять образовательный процесс обучающихся с умственной отсталостью
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе участия и выступлений на краевом семинаре «Тьютор и его роль в образовании особого ребенка: практики работы, опыт, теоретические основы», организованного в рамках III Международного научно¬образовательного Форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (2014г.); в работе круглого стола в рамках III Международного научно-образовательного Форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (2014г.); в рамках проектировочных групп Краевой инновационной площадки КГПУ им. В.П. Астафьева (2013-2015гг.); на секции научно-практической конференции «Современная дидактика и качество образования в каких институциональных формах достигаются индивидуальные образовательные результаты» (2015г.); на дискуссионной площадке II Краевого педагогического форума «Образование обучающихся с ментальными нарушениями в современных условиях» (2015 г.); на интерактивной площадке VIII Международной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра» (2015г.); на вебинаре в рамках программы повышения квалификации по теме «Актуальные вопросы введения ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Структура диссертации состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками. Основное содержание исследования отражено в трех публикациях автора по темам: к вопросу о деятельности тьютора в работе с детьми с ОВЗ [53]; практика организации тьюторского сопровождения детей со сложными дефектами в развитии [67]; тьютор как специалист междисциплинарной школьной команды [54].
дисциплинарной школьной команды [65].
На защиту выносятся следующие положения:
1. Тьюторское сопровождение обучающихся с умственной отсталостью имеет ряд особенностей.
2. Организационно-методическое обеспечение процесса тьюторского сопровождения является необходимым инструментарием для реализации индивидуальной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью.
3. Организационно-методическое обеспечение обучающихся с умственной отсталостью состоит из следующих компонентов, повышающих результативность реализации индивидуальной образовательной программы:
- специальной индивидуальной программы развития умственно отсталого ребенка;
- анкета «запроса» родителей на образование обучающихся с умственной отсталостью, возможностей и дефицитов обучающегося;
- мониторинг индивидуального развития обучающегося с умственной отсталостью, представленного блоками: навыки социально бытовых навыков, коммуникативных знаний, академические компетенции;
- дневник наблюдений тьютора за обучающимся с умственной отсталостью;
- журнал тьюториалов со специалистами и педагогами школы, реализующих специальную индивидуальную программу развития обучающегося с умственной отсталостью.
Закона «Об образовании в Российской Федерации», среди специальных условий - предоставление услуг тьютора или ассистента (помощника).
2008 год в системе образования ознаменован документальным закреплением новой профессии в образовании - профессии тьютор. Благодаря группе учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.М. Ковалёвой, в образовательных учреждениях общего, дополнительного и высшего образования появился специалист, готовый работать с новым типом образовательных результатов, создавать дополнительные пространства для эффективных социальных проб, осуществлять деятельность на основе принципа индивидуализации. Однако, сегодняшняя ситуация в образовании детей с ОВЗ свидетельствует о двух ключевых направлениях развития теории и практики тьюторского сопровождения данной категории обучающихся. Данные рекомендации объективно представляют подходы к пониманию тьюторского сопровождения в контексте классических идеи научной школы Т.М. Ковалевой и идей теории и практики инклюзивного образования С.В. Алехиной.
Тьюторское сопровождение особого ребенка, обучающегося по разным образовательным программам, требует знания функциональных обязанностей тьютора и содержания его деятельности в рамках междисциплинарной команды сопровождения; понимания сущности тьюторства как технологии и практической деятельности, организационно-нормативных и психолого-педагогических оснований для его проектирования и реализации; владения разными формами тьюторского сопровождения особого ребенка, приемами работы тьютора в разных образовательных ситуациях.
Подтверждается это тем, что по объективно сложившимся причинам с каждым годом увеличивается количество детей, которым необходимо дополнительно созданные, специальные условия для получения ими качественного и доступного образования. В Российской Федерации право каждого человека на образование закреплено не только законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5 ФЗ, № 273 -ФЗ от 29.12.2012), но и федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24 ноября 1995 г. № 181), в которых указано, что закон не просто гарантирует получение данными категориями детей образования, но обеспечивает им необходимые условия для его получения. К таким категориям детей относят обучающихся с ментальными нарушениями (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложными дефектами и РАС). Среди специальных условий для ребенка с ОВЗ в ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 79) указана деятельность ассистента, помощника. Согласно единого квалификационного справочника для сопровождения ребенка с ОВЗ в школах должны появиться тьюторы.
По статическим данным отдела специального образования Министерства образования Красноярского края в настоящее время из 817024 детей от 0-18 лет проживающих в Красноярском крае, 2,3%, т.е. 19512, относятся к категории детей с ограниченными возможностями. При этом, только 10475 детей с ОВЗ включены в процесс общего образования, что составляет 56% от общего числа школьников с ОВЗ. В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ОВЗ на территории нашего края обсуждается создание условий для получения образования всеми детьми с ОВЗ.
В концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае отмечается о необходимости принятия лиц с ОВЗ социальным окружением [32].
В настоящее время школа столкнулась с проблемой создания условий эффективного процесса образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья [52].
Нами была изучена литература по данной тематике. В литературе имеются лишь единичные источники, в которых рассматриваются вопросы тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ. Категория обучающихся с умственной отсталостью и организационно методическое обеспечение таких обучающихся на данный момент не представлено и не разработано. Данная тема востребована и имеет запрос со стороны родительской общественности имеющих обучающихся с умственной отсталостью, и продиктовано требованиями Специального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью, и Законом об Образовании РФ.
Актуальность данного исследования обусловлена:
• требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующими право каждому человеку на образование;
• требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), где указана необходимость обеспечивать равные возможности получения качественного образования обучающимися не зависимо от ограничений здоровья, психофизиологических и других;
• требованиями повышения доступности качественного образования, сформулированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции модернизации Российского образования до 2020 года. Постановление правительства Российской федерации, распоряжение от 17 ноября 2008г. № 1662-р.
Анализ литературы показывает, что существуют отдельные исследования, посвященные тьюторскому сопровождению детей с ОВЗ. (Крапенкова И.В., совместная разработка Самсоновой Е.В., Кузьминой Е.В. Карпенковой И.В.)[59]. Имеются некоторые разработки в рамках инклюзивного образования Семаго Н.Я. о технологиях определения индивидуального образовательного маршрута и в книге Ержаковой Е.А., Резниковой Е.В. «Основы интегрированного обучения».
При этом отличительной особенностью обучающихся с умственной отсталостью является, как правило, наличие сложности дефекта, сочетанности нескольких особенностей. «Сложный дефект - сочетание двух или более числа нарушений в системах организма, что обуславливает существенное своеобразие их психофизического развития» (Г.П. Бертынь) [8]. Дети со сложной структурой дефекта - это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием - интеллектуальная недостаточность, опорно-двигательные нарушения, слепота, глухота - имеют одно или несколько системных нарушений. Большинство из обучающихся безречевые, что существенно затрудняет процесс обучения и сопровождения, и является особенностями их психофизиологического развития в силу специфики имеющихся дефектов и нарушений. У каждого из обучающихся своя специфика свой комплекс дефектов, при которых затруднено освоение образовательной программы без помощи ассистента (помощника), тьютора.
При этом, следует отметить, что в отношении обучающихся с умственной отсталостью в современных исследованиях не представлено содержания и форм организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения этой категории обучающихся. Тьюторское сопровождение обучающихся с умственной отсталостью, как педагогический феномен, не достаточно изучен, а значит требует разработки, теоретического обоснования и экспериментальной проверки. Данный вид сопровождения всегда имеет адресный характер, продиктован запросом родителей.
Проведенный анализ теории и образовательной практики позволил обнаружить ряд противоречий между:
• складывающейся практикой тьюторского сопровождения ребенка с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной организации, реализующей совместное образование обучающихся, и практикой тьюторского сопровождения данной категории обучающихся в условиях специализированной, отдельной образовательной организации;
• необходимостью реализовывать тьютору сопровождение обучающихся с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью его организационно-методического обеспечения в специализированных, отдельных образовательных организациях;
• потребностью тьютора в успешной профессиональной деятельности и недостаточным уровнем сформированности его профессиональной компетентности по разработке и реализации организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.
Обозначенные противоречия определяют проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности организационно методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью. Потребность решения проблемы, ее возрастающая значимость обусловили тему исследования: «Организационно-методическое обеспечение процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание организационно-методического обеспечения деятельности тьютора по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью в образовательном процессе в школе. И опытно-экспериментальным путем проверить его результативность.
Объект исследования: деятельность тьютора по организации сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования: поддержка организационно-методического обеспечения деятельности тьютора по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: процесс сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью будет более успешным , если будет разработано и реализовано организационно-методическое обеспечение в виде:
- специальной индивидуальной программы развития умственно отсталого ребенка;
- анкеты «запроса» родителей на образование обучающихся с умственной отсталостью, возможностей и дефицитов обучающегося;
- регламента мониторинга индивидуального развития обучающегося с умственной отсталостью, представленного блоками: навыки социально бытовых навыков, коммуникативных знаний, академические компетенции;
- дневника наблюдений тьютора за обучающимся с умственной отсталостью;
- журнала тьюториалов со специалистами и педагогами школы, реализующих специальную индивидуальную программу развития обучающегося с умственной отсталостью.
В соответствии с целью и предметом исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. Охарактеризовать тьюторское сопровождение как педагогический феномен.
2. Выявить особенности тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в современной образовательной практике.
3. Охарактеризовать содержание и формы организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.
4. Проверить в ОЭР результативность разработанного организационно - методического обеспечения процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью.
Методологическую основу исследовании составили работы Алёхиной С.В. по инклюзивному образованию, разработка тьюторского сопровождения детей с ОВЗ Карпенковой И.Г. В своей работе мы опирались на концепцию личностно-ориентированного обучения (В.В. Сериков, И.С. Якиманская, О.С. Газман), концепцию непрерывного образования (В.С. Мухина).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент); организационные (сравнительный, комплексный); биографические (изучение и анализ анамнестических данных и медико-педагогической документации); Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, нормативно-правовой документации, изучение и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования; сравнение основных понятий, эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование ,экспертная оценка, констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа №5», которая, на основании приказа министерства образования и науки Красноярского края № 61-11-05 от 10 марта 2015 года, признана и является Краевой инновационной площадкой Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева «Кафедры педагогики особого детства». В исследовании приняли участие обучающиеся 1 «Б», 3 «В» ,4 «В»,6 «В» классов «Особый ребёнок» с лёгкой, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью и сложным дефектом развития, в количестве 7 человек. Эксперты 15 человек - педагогов различного уровня школы.
Теоретическая значимость исследования, заключается в том, что расширены теоретические представления об организации тьюторского сопровождения ребенка с умственной отсталостью в условиях специализированной, отдельной образовательной организации; разработаны и раскрыты содержание и формы организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью; описаны положения, вносящие вклад в понимание организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.
Практическая значимость заключается:
1. В разработке организационно методического обеспечения процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью будет иметь практическую значимость в работе тьюторов, которые столкнутся с данной проблемой на местах.
2. Предложенное организационно методическое обеспечение позволит более эффективно осуществлять образовательный процесс обучающихся с умственной отсталостью
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе участия и выступлений на краевом семинаре «Тьютор и его роль в образовании особого ребенка: практики работы, опыт, теоретические основы», организованного в рамках III Международного научно¬образовательного Форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (2014г.); в работе круглого стола в рамках III Международного научно-образовательного Форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (2014г.); в рамках проектировочных групп Краевой инновационной площадки КГПУ им. В.П. Астафьева (2013-2015гг.); на секции научно-практической конференции «Современная дидактика и качество образования в каких институциональных формах достигаются индивидуальные образовательные результаты» (2015г.); на дискуссионной площадке II Краевого педагогического форума «Образование обучающихся с ментальными нарушениями в современных условиях» (2015 г.); на интерактивной площадке VIII Международной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра» (2015г.); на вебинаре в рамках программы повышения квалификации по теме «Актуальные вопросы введения ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Структура диссертации состоит из Введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками. Основное содержание исследования отражено в трех публикациях автора по темам: к вопросу о деятельности тьютора в работе с детьми с ОВЗ [53]; практика организации тьюторского сопровождения детей со сложными дефектами в развитии [67]; тьютор как специалист междисциплинарной школьной команды [54].
дисциплинарной школьной команды [65].
На защиту выносятся следующие положения:
1. Тьюторское сопровождение обучающихся с умственной отсталостью имеет ряд особенностей.
2. Организационно-методическое обеспечение процесса тьюторского сопровождения является необходимым инструментарием для реализации индивидуальной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью.
3. Организационно-методическое обеспечение обучающихся с умственной отсталостью состоит из следующих компонентов, повышающих результативность реализации индивидуальной образовательной программы:
- специальной индивидуальной программы развития умственно отсталого ребенка;
- анкета «запроса» родителей на образование обучающихся с умственной отсталостью, возможностей и дефицитов обучающегося;
- мониторинг индивидуального развития обучающегося с умственной отсталостью, представленного блоками: навыки социально бытовых навыков, коммуникативных знаний, академические компетенции;
- дневник наблюдений тьютора за обучающимся с умственной отсталостью;
- журнал тьюториалов со специалистами и педагогами школы, реализующих специальную индивидуальную программу развития обучающегося с умственной отсталостью.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что государственная политика в сфере образования гарантирует обучающимся с умственной отсталостью права на доступное и качественное обучение данной категории детей. Одним из путей реализации этой задачи являются инклюзивные практики, в рамках которых важно обеспечить тьюторское сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Тьюторское сопровождение как педагогический феномен в условиях современного образования предполагает деятельность тьютора в условиях команды специалистов. Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью определяется разнообразием и неоднородностью категории умственно отсталых обучающихся, что определяет вариативность специальных образовательных условий: материально-технических, кадровых, информационных и т.д.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями - разнородная по своему составу группа. В настоящее время существует большое количество различных систематик. Умственная отсталость классифицируется по различным основаниям, отражающим этиологию и патогенез этого состояния.
При организации образования данной категории обучающихся всегда важна адаптация содержания и технологий работы с ними. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий.
В рамках нашего исследования понятие организационно- методического обеспечения деятельности тьютора по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью связано с его поддержкой в образовательных отношениях, активизацией его личностного потенциала.
Нами был разработан, апробирован мониторинг формирования социальных навыков для обучающихся с умственной отсталостью. Данные показатели на конец учебного года являются стойкой положительной динамикой в развитии обучающихся с умственной отсталостью. На наш взгляд данное организационно методическое обеспечение представленное в данной форме показало свою эффективность в пошаговой разработке критериев мониторинга социальных навыков.
В ходе ОЭР была мы получили высокую экспертную оценку разработанного нами организационно-методического обеспечения по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью состоящего из: СИПР (специальная индивидуальная программа развития); анкеты «запроса» родителей на образование обучающихся с умственной отсталостью, возможностей и дефицитов обучающегося; регламента мониторинга индивидуального развития обучающегося; дневника наблюдений; журнала тьюториалов.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями - разнородная по своему составу группа. В настоящее время существует большое количество различных систематик. Умственная отсталость классифицируется по различным основаниям, отражающим этиологию и патогенез этого состояния.
При организации образования данной категории обучающихся всегда важна адаптация содержания и технологий работы с ними. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий.
В рамках нашего исследования понятие организационно- методического обеспечения деятельности тьютора по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью связано с его поддержкой в образовательных отношениях, активизацией его личностного потенциала.
Нами был разработан, апробирован мониторинг формирования социальных навыков для обучающихся с умственной отсталостью. Данные показатели на конец учебного года являются стойкой положительной динамикой в развитии обучающихся с умственной отсталостью. На наш взгляд данное организационно методическое обеспечение представленное в данной форме показало свою эффективность в пошаговой разработке критериев мониторинга социальных навыков.
В ходе ОЭР была мы получили высокую экспертную оценку разработанного нами организационно-методического обеспечения по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью состоящего из: СИПР (специальная индивидуальная программа развития); анкеты «запроса» родителей на образование обучающихся с умственной отсталостью, возможностей и дефицитов обучающегося; регламента мониторинга индивидуального развития обучающегося; дневника наблюдений; журнала тьюториалов.
Подобные работы
- ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Обучение математике детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в условиях инклюзивного
образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2024 - Организация инклюзивного образования младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Образовательная инклюзия детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогические условия включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2024



