Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы мотивационных факторов организационной лояльности 6
1.1 Понятие организационной лояльности 6
1.1.1 Дифференциация организационной лояльности и смежных конструктов 13
1.1.2 Влияние лояльности организации на организационное поведение 20
1.1.3 Психологические механизмы организационной лояльности 22
1.2 Проблема факторов организационной лояльности 30
1.3 Проблема мотивации в психологии 35
1.4 Психологические особенности труда банковских служащих 40
Выводы по первой главе 42
Глава 2 Эмпирическое исследование мотивационных факторов организационной лояльности служащих «АТБ» (ПАО) 44
2.1 База и метод исследования 44
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 48
2.2.1 Первичные данные по использованным методикам 48
2.2.2. Результаты корреляционного анализа данных 52
Выводы по второй главе 56
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение А (обязательное) Иллюстративная часть 67
Приложение Б (справочное) «Шкала организационной лояльности» Д. Мейера и Н. Аллен 76
Приложение В (справочное) «Опросник профессиональной мотивации» (ОПМ) Е.Н. Осина, Т.О. Гордеевой 78
Приложение Г (справочное) «Методика оценки уровня доверия в организации» Р.Б. Шоу 81
Приложение Д (справочное) «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана 85
Организационная лояльность является формой психологической связи, образуемой между сотрудником и организацией, членом которой он является и намерен оставаться. Данный конструкт в англоязычной литературе обозначается как commitment- «приверженность», в русскоязычной литературе как синонимы употребляются понятия, как лояльности, преданности, благонадежности [9, 11, 17].
Актуальность темы может быть обоснована несколькими путями. Во- первых, ее практической значимостью, где с одной стороны мы имеем заинтересованность организаций в повышении собственной эффективности, с другой - быть может, еще более значимой - заботу о благополучии сотрудников организаций. Лояльные сотрудники демонстрируют готовность прилагать больше усилий к выполнению своих прямых, а также выходящих за их рамки обязанностей, внося тем самым весомый вклад в экономическую эффективность и конкурентоспособность организации. Лояльность организации является фактором, снижающим прямые и косвенные издержки, в частности, связанные с текучестью кадров и включающих финансовые потери,
снижение продуктивности, ухудшение психологического климата организации [9]. Высокий уровень лояльности компенсирует невозможность или избавляет от необходимости в постоянном контроле и руководстве [1] - более эффективны менеджериальные практики ориентированные на лояльность, нежели контроль [4]. В целом лояльность служит показателем успешной трудовой адаптации и социализации работников [8]. Наконец, как показывают некоторые исследования, уровень субъективного благополучия выше у лояльных сотрудников [39]. В свою очередь, благополучие работников выгодно для организации [33].
Вместе с тем, существуют значительные лакуны в наших знаниях о мотивационных факторах организационной лояльности [46]. При этом важно учитывать сложность самого мотивационного процесса, включающего минимум два типа факторов - личностный (собственно мотив) и ситуационный [28]. Мы полагаем, что среди личностных мотивационных факторов большое внутренних и внешних мотивов задающих степень автономности ее факторов - воспринимаемый уровень доверия в организации. Необходимость справедливости подчеркивается в ряде процессуальных теорий трудовой мотивации [21, 25]. В свою очередь доверие, понимаемое как ожидание добросовестного поведения со стороны других, во- первых, тесно связано со справедливостью и лояльностью (как принятие обязательства оправдать возложенное доверие). Во-вторых, доверие может быть представлено как концептуальный стержень ряда теорий трудовой мотивации (подкрепления, диспозиционных и когнитивных теорий) [13].
Исходя из этих соображений, был сформулирован ряд гипотез.
Гипотезы исследования:
а) аффективная организационная лояльность позитивно связана с высоким уровнем автономной профессиональной мотивации;
б) организационная лояльность позитивно связана с высокими оценками справедливости в организации;
в) организационная лояльность позитивно связана с высоким уровнем доверия в организации;
г) организационная лояльность связана с выраженностью личностных мотивов актуализации своих способностей в деятельности;
Объект исследования - факторы организационной лояльности.
Предмет исследования - мотивационные факторы организационной лояльности.
Цель исследования - определить специфику связи мотивации и организационной лояльности банковских служащих. Цель предполагает следующие задачи:
а) проделать теоретический анализ проблемы мотивационных факторов организационной лояльности;
б) спланировать и провести эмпирическое исследование мотивационных факторов организационной лояльности;
в) провести обработку, анализ и интерпретацию результатов проведенного исследования;
г) разработать рекомендации по формированию лояльности организации.
Методы исследования, примененные для решения поставленных задач включали анализ психологической литературы, опросный метод (письменный), статистический анализ данных.
Эмпирическое исследование было проведено на базе «Азиатско- Тихоокеанского Банка». В нем приняло участие 38 служащих женского (N=16) и мужского (N=22) пола, в возрастном диапазоне от 23 до 44 лет. Респонденты на момент исследования находились в должностях специалистов (N=28) и старших специалистов (N=10), с высшим образованием и стажем работы в организации от 1 месяца до 6 лет.
Методический инструментарий включал: «Шкалу организационной лояльности» Д. Мейера и Н. Аллен, «Опросник профессиональной мотивации» (ОПМ) Е.Н. Осина, Т.О. Гордеевой и др., «Методику оценки уровня доверия в организации» Р.Б. Шоу, методику «диагностики мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана. Статистическая обработка полученных данных включала вычисление коэффициента корреляции Спирмена и производилась в компьютерной программе SPSS Statistics 19....
Организация - это, в конечном счете, люди, объединенные одними целями и ценностями. Качество функционирования организации в определенной степени зависит от качеств людей, ее составляющих. Лояльный сотрудник организации это сотрудник, разделяющий общие ценности и готовый прилагать усилия к достижению общих целей. Лояльный сотрудник - это мотивированный сотрудник.
Целью нашей работы было выяснение тех мотивационных сил, которые тем или иным образом связаны с лояльностью сотрудника организации. В качестве общей гипотезы было выдвинуто предположение о связи лояльности с выраженностью определенных личностных и оценкой определенных ситуационных факторов. А именно, с автономной профессиональной мотивацией и стремлением к самоактуализации - с одной стороны и оценками справедливости вознаграждения и уровня доверия в организации - с другой.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез был решен ряд задач.
Теоретический анализ проблемы организационной лояльности показал, что в настоящее время не существует сколь-либо единого взгляда на данную проблему. Организационная лояльность, исследуемая с 60-хх годов XX века, подлежит различной концептуализации и операционализации, отчасти в силу междисциплинарных границ. Существует ряд подходов к изучению лояльности, рассматривающих ее как психологический продукт отношений обмена («транзакционные» теории) или принятых ранее решений (поведенческий подход), как социальную установку («установочный» подход) или психологическое состояние. Концепция лояльности как психологического состояния задает наиболее широкие рамки понимания лояльности. Исходя из последнего, мы определили лояльность следующим образом:
Лояльность организации - психологическая связь работника с организацией, характеризующая то внеситуативное значение, каким обладает для работника организация и членство в ней. Развернем это определение.
Лояльность - это комплекс смысловых установок, отражающих разные формы эмоционального переживания и осмысления работником его, по тем или иным причинам сложившейся, связи с организацией. Лояльность включает три компонента. Аффективную лояльность - переживание эмоциональной сопричастности организации. Нормативную лояльность - связь с организацией, основанную на принятии работником этических обязательствах перед ней. Продолженная лояльность - связь, основанная либо на оценках потерь и выгод, ожидаемых в случае ухода из организации, либо на воспринимаемом отсутствии альтернатив ей. Соотношение данных компонентов индивидуально специфично, придает деятельности работника устойчивость и направленность, релевантную интересам организации и определяет ее форму, интенсивность и продолжительность.
Теоретический анализ также показал, что лояльность организации взаимодействует со множеством факторов, в частности образуя тесную и вместе с тем мало изученную связь с мотивационными процессами.
С целью прояснения этой связи было проведено эмпирическое исследование на базе «Азиатско-Тихоокеанского Банка». В нем приняло участие 38 служащих данной организации.
По результатам эмпирического исследования было обнаружено, что для служащих банка характерно доминирование автономной мотивации профессиональной деятельности (интегрированной и идентифицированной), а в структуре мотивации выражены стремления к самоутверждению, признанию, повышению уровня притязаний. Уровень доверия в организации умеренный.
Результаты корреляционного анализа позволяют утверждать, что общая гипотеза о связи организационной лояльности с личностными и ситуационными мотивационными факторами подтвердилась. Аффективная лояльность положительно связана с автономной профессиональной мотивацией - интегрированной и идентифицированной ее формами. Дистрибутивная справедливость оказалась высокозначимо связана с аффективным и продолженным компонентами организационной лояльности. Общий уровень доверия в организации высокозначимо и сильно коррелирует со всеми тремя компонентами лояльности организации. Наконец, в структуре мотивации существенные положительные связи обнаружены между лояльностью организации и умеренным стремлением к материальному достатку, в меньшей степени - к статусу и вместе с тем - со стремлением к реализации своих способностей в деятельности и творчестве.
При всех ограничениях, накладываемых на содержательные интерпретации полученных результатов, мы позволили себе сделать некоторые теоретически правдоподобные выводы. Мы допускаем, что восприятие организации как справедливой и заслуживающей доверия является ситуационным мотивационным фактором, создающим условие, благоприятствующее формированию лояльности организации, взаимодействуя с личностными мотивами ее служащих - их стремлением к автономии, чувству собственной компетентности, принадлежности и самоактуализации.
Полученные результаты могут послужить основой для некоторых практических рекомендаций, могущих быть использованными в организациях различного профиля, с целью повышения лояльности ее сотрудников. Они основаны на обнаруженной нами тесной связи между мотивацией и лояльностью организации и представляют собой определенного рода меры, воздействующие на мотивационные процессы сотрудников и учитывающие их основополагающие потребности.
Первое: материальное стимулирование труда имеет значение, но требует прозрачности (ясности критериев и принципов распределения) и своевременности. Иными словами, вознаграждение должно образовывать с результатами деятельности содержательную и близкую во времени обратную связь....
1 Антология организационной психологии [Текст] / Под ред. Б. М. Croy - Москва : ООО «Bеpшина», 2005. - 712 с.
2 Арбекова, О. А. О соотношении понятий операциональной, целевой и смысловой установки с современными англоязычными терминами [Текст] / О.А. Арбекова, А. Н. Гусев // Российский журнал когнитивной науки. Том 4. - 2017. - № 1. - С. 5-25
3 Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы [Текст] / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт - пер. с англ. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 560 с.
4 Белл, Э. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес [Текст] / Э. Белл, А. Браймен - Харьков : Гуманитарный центр, 2012. - 776 с.
5 Боулз, С. Микроэкономика. Поведение, институты и эволюция [Текст] / С. Боулз - Москва : Дело АНХ, 2012. - 576 с.
6 ван Дик, Р. Преданность и идентификация с организацией [Текст] / Р. ван Дик - Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, 2006. - 142 с.
7 Верещагина, Л .А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности [Текст] / Л. А. Верещагина - Харьков : Гуманитарный центр, 2017. - 232 с.
8 Геберт, Д. Организационная психология. Человек и организация [Текст] / Д. Геберт, Л. фон Розенштиль - Харьков : Гуманитарный центр, 2006. - 624 с.
9 Германов, И. А. Измерение организационной лояльности персонала [Текст] / И. А. Германов, Е. Б. Плотникова // Вестник Пермского университета. Вып. 7. - 2011. - № 3. - С. 106-111
10 Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т.О. Гордеева - Москва : Смысл; «Академия», 2006. - 336 с.
11 Доминяк, В. И. Организационная лояльность: основные подходы [Текст] / В. И. Доминяк // Менеджер по персоналу. - 2006. - № 4. - С. 34-40
12 Доминяк, В. И. Организационная лояльность: модель реализации ожиданий работника от своей организации: дис. канд. психол. наук: 19.00.05. СПб., 2006. - 281 с.
13 Каз, Е. М. Фактор «Доверие» в концепциях мотивации трудовой деятельности [Текст] / Е. М. Каз // Вестник Томского государственного университета. Экономика. Том 35. - 2016. - № 3. - С. 206-218
14 Климова, С. Г. Формирование солидарного сознания в рабочей среде [Текст] / С. Г. Климова, В. Ядов - Москва : ИНИОН РАН, 1998. - 67 с.
15 Лидерство и власть. Процессы идентичности в группах и организациях [Текст] / Под ред. Д. А. ван Книппенберга, М. А. Хогга - Харьков : Изд-во Гуманитарный Центр, 2012. - 408 с....(50)