ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки здоровьесберегающей деятельности современного учителя физической культуры 12
1.1. Здоровьесберегающая деятельность учителя как предмет педагогического анализа 12
1.2. Современные подходы к проблеме здоровьесбережения и культуры
здоровья учителя физической культуры 24
1.3. Диагностика здоровьесберегающей деятельности и культуры здоровья
современного педагога 40
Выводы по первой главе 49
ГЛАВА II. Реализация условий организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности современного учителя физической культуры 50
2.1. Разработка программы сопровождения здоровьесберегающей
деятельности учителя физической культуры 50
2.2. Реализация программы сопровождения здоровьесберегающей
деятельности учителя физической культуры 59
2.3. Проблемно-ориентированный анализ как важный инструмент
организации сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры 66
Выводы по второй главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Современная социокультурная среда характеризуется огромным объёмом научных знаний, которые продолжают расти, информатизацией и модернизацией системы образования, в которой повышено внимание к качеству профессиональной деятельности учителя. Это нашло отражение в нормативных документах - Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.), Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г. (2000г.), Концепции долгосрочного социально¬экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008г.). Однако современный педагог должен не только управлять процессами формирования и развития школьников, но и быть ответственным за качество их обучения и за условия, которые он для этого создал и которые гарантировали бы ещё сохранение и укрепление здоровья как обучающихся, так и своих собственных. В реальной действительности учитель не всегда может уделить внимание своей культуре здоровья как важной составляющей своей же профессиональной деятельности. Для выполнения здоровьесберегающих функций ему самому необходимо быть носителем культуры здоровья и постоянно совершенствоваться в данном направлении: повышать знания в области культуры здоровья; осваивать умения и навыки здоровьесберегающей деятельности; приобретать культурно¬оздоровительный опыт, изучать новые идеи и технологии; разрабатывать и реализовывать в процессе своей профессиональной деятельности здоровьесберегающие программы.
Проанализировав научные источники, мы пришли к выводу, что в науке созданы теоретические предпосылки подготовки учителя к здоровьесберегающей деятельности. Образ жизни человека как система самоуправления здоровьем рассматривается в работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, В.П. Казначеева, В.П. Петленко и других; с аксиологической позиции рассматривают здоровье Н.П. Абаскалова, Н.М. Полетаева, Л.Г. Татарникова и другие; вопросы формирования и становления культуры здоровья педагога как условия его успешной педагогической деятельности и профессионального долголетия отражены в работах С.Н. Горбушиной, С.Ю. Лебедченко, В.А. Магина, Н.Н. Малярчук и других; здоровьесберегающая деятельность как феномен образования и культуры - предмет исследования трудов Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, Н.Э. Касаткиной, В.В. Колбанова, Т.С. Паниной и других.
В исследованиях последних лет обращается внимание на необходимость сопровождения учителя в его профессиональном становлении (В.А. Адольф, О.М. Зайченко, Е.И. Казакова, Э.М. Казин, И.А. Липский, М.Н. Певзнер, Н.А. Савчук, Л.Г. Тарита и другие). Однако в них не освещается организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя конкретных специальностей.
Анализ научных исследований позволил выделить противоречия между:
- потребностью государства и общества в учителях, способных качественно выполнять здоровьесберегающие функции, и недостаточной разработанностью педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности данных специалистов;
- потребностью учителя в качественном сопровождении здоровьесберегающей деятельности и отсутствием теоретических и практико-ориентированных программ сопровождения его здоровьесберегающей деятельности в организационно-педагогическом контексте.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: как организовать педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности педагогов. В соответствии с поставленной проблемой сформулирована тема исследования: «Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры и опытно-экспериментальным путем проверить результативность программы его реализации.
Объект исследования: здоровьесберегающая деятельность учителя физической культуры.
Предмет исследования: организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.
Гипотеза исследования: организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры будет результативным, если будет направлено на грамотное планирование, поэтапное осуществление данной деятельности учителя за счет создания во взаимосвязи условий: разработка программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры; реализация программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры; включение учителя физической в проблемно-ориентированный анализ отношения к здоровьесберегающей деятельности.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Выявить педагогическую сущность здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.
2. Охарактеризовать учителя как субъекта здоровьесберегающей деятельности. Выделить и охарактеризовать критерии его культуры здоровья физической культуры.
3. Теоретически обосновать, разработать и в процессе опытно-экспериментальной работы проверить результативность программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.
4. Разработать с учителем физической культуры «индивидуальный паспорт здоровья».
Теоретико-методологическая основа: научные труды в области педагогики здоровья (Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, В.В. Колбанов, Т.С. Панина, Л.Г. Татарникова и другие); теории и концепции формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, П.И. Лукьяненко, В.И. Лях и другие); идеи культурно-профессионального становлении личности (В.А. Адольф, В.В. Игнатова, Э.Ф. Зеер, Е.И. Исаев, А.Н. Савчук, В.И. Слободчиков и другие); идеи о педагогическом сопровождении специалиста (Е.И. Казакова, И.А. Липский, М.Н. Певзнер, Л.Г. Тарита, Л.А. Шипилина и другие); научные исследования в области культуры здоровья и здоровьесберегающей деятельности учителя (М.М. Безруких, С.Н. Горбушина, С.Ю. Лебедченко, В.Д. Магин, Н.Н. Малярчук, О.Н. Московченко и другие); исследования профессиональной деятельности учителя физической культуры (Б.А. Ашмарин, Е.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, В.Ф. Пешков, Ф.И. Собянин и другие); личностно-деятельностный подход, позволяющий рассматривать учителя как субъекта здоровьесберегающей деятельности (Б. Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие); культурологический подход, раскрывающий природу понятий «культура» и «здоровье» и позволяющий рассматривать здоровьесберегающую деятельность во взаимосвязи с культурой здоровья (Г.А. Аванесова, В.Г. Бабаков, Э.В. Быкова, Е.А. Вавилин, Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, В.А. Сластенин и другие); аксиологический подход, ориентирующий учителя на понимание и принятие здоровьесберегающей деятельности как педагогической ценности (А.И. Арнольдов, В.П. Тугаринов, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, С.В. Кульневич, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов и другие); научные труды в области педагогики здоровья (Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, В.В. Колбанов, Т.С. Панина, Л.Г. Татарникова и другие); теории и концепции формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, П.И. Лукьяненко, В.И. Лях и другие); идеи культурно-профессионального становлении личности (В.В. Игнатова, Э.Ф. Зеер, Е.И. Исаев, B. И. Слободчиков и другие); идеи о педагогическом сопровождении специалиста (Е.И. Казакова, И.А. Липский, М.Н. Певзнер, Л.Г. Тарита, Л.А. Шипилина и другие); научные исследования в области культуры здоровья и здоровьесберегающей деятельности учителя (М.М. Безруких, C. Н. Горбушина, С.Ю. Лебедченко, В.Д. Магин, Н.Н. Малярчук, О.Н. Московченко и другие); исследования профессиональной деятельности учителя физической культуры (Б.А. Ашмарин, Е.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, В.Ф. Пешков, Ф.И. Собянин и другие).
Методы педагогического исследования: общетеоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей физической культуры, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос); антропометрические и функциональные измерения; статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования. Педагогический коллектив МБОУ СШ № 16 г. Ачинска, Юго-восточный район, стр. 10А.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена исходными методологическими положениями и междисциплинарной научно-теоретической базой; применением широкого арсенала методов исследования, адекватных задачам, логике, предмету, цели исследования при сочетании их количественного и качественного анализа; проверкой теоретических выводов на практике; положительными результатами экспериментальной работы и их корректной статистической обработкой.
Научная новизна:
- выявлена сущность здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры: основным компонентом данной деятельности является культура здоровья, которая отражает его осведомленность в области здоровья и здоровьесберегающей деятельности, ориентированность на активную деятельность по повышению резервов собственного здоровья и здоровья учащихся, умелость ведения оздоровительной деятельности и способность транслировать здоровьесберегающий опыт своим ученикам; определены профессиональные характеристики учителя физической культуры как субъекта здоровьесберегающей деятельности: направленность на постоянное пополнение, осмысление и интеграцию знаний и опыта в области культуры здоровья; ориентированность на сохранение и восстановление профессионального здоровья — функциональной, физической и технической подготовленности; настроенность на самоорганизацию здоровьесберегающей деятельности, поддержание профессионального статуса учителя — сторонника и пропагандиста здорового образа жизни; осознанную ответственность за сохранение и развитие здоровья участников педагогического взаимодействия; подготовленность к деятельности по формированию здорового образа жизни школьников. В качестве критериев культуры здоровья учителя физической культуры выделены: познавательный, рефлексивный, профессионально-креативный;
- разработана и реализована программа педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, включение его в проблемно-ориентированный анализ здоровьесберегающей деятельности;
- доказана результативность данной программы.
Теоретическая значимость: расширены знания о здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры за счет выявления сущностных характеристик культуры здоровья учителя, уточнения понятия «здоровьесберегающая деятельность учителя», выделения критериев его культуры здоровья и здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, способствующих результативности данного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, алгоритма проблемно-ориентированного анализа его отношения к здоровьесберегающей деятельности и индивидуального «паспорта профессионального здоровья» учителя физической культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры проявляется в культуре здоровья, которая отражает его осведомленность в области здоровья и здоровьесберегающей деятельности, ориентированность на активную деятельность по повышению резервов собственного здоровья и здоровья учащихся, умелость ведения оздоровительной деятельности и способность транслировать здоровьесберегающий опыт своим ученикам.
2. Понятие «организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры» предполагающей создание условий, направленных на грамотное планирование, поэтапное осуществление и своевременную регуляцию учителем здоровьесберегающей деятельности за счет выбора содержания, методов и средств данной деятельности адекватно её целям и задачам.
3. Учитель физической культуры является субъектом здоровьесберегающей деятельности, что проявляется: в постоянном пополнении, осмыслении и интеграции знаний и опыта в области культуры здоровья; ориентированности на сохранение и восстановление профессионального здоровья; самоорганизации здоровьесберегающей деятельности и поддержании профессионального статуса учителя - сторонника и пропагандиста здорового образа жизни; осознанной ответственности за сохранение и развитие здоровья участников педагогического взаимодействия; деятельности по формированию здорового образа жизни и культуры здоровья школьников.
4. Критериями культуры здоровья учителя физической культуры: познавательный - связан с наличием здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, отношением к здоровью как к личностно-профессиональной ценности, ориентацией на сохранение и развитие собственного здоровья и здоровья учащихся; рефлексивный - с осознанием учителем себя субъектом культуры здоровья, осмыслением и переосмыслением способов и результатов здоровьесберегающей деятельности, преобразованием ее с целью преодоления профессиональных затруднений и самосовершенствования; профессионально-креативный - с единством знаний и деятельности учителя по достижению наилучших профессиональных результатов за счет повышения резервов собственного здоровья, проявления активности в здоровьесберегающей деятельности.
5. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры представлено педагогическими условиями: разработка программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры (как условие осуществляется согласно идеям модульной технологии); реализация программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры (как условие осуществляется поэтапно); включение учителя в проблемно-ориентированный анализ отношения к здоровьесберегающей деятельности (осуществляется поступенчато, согласно разработанному алгоритму: первая ступень - изучение проявлений отдельных признаков и показателей культуры здоровья; вторая ступень - уяснение основных направлений повышения качества здоровьесберегающей деятельности; третья ступень - выделение задач здоровьесберегающей деятельности; четвертая ступень - выделение педагогических путей повышения качества здоровьесберегающей деятельности; пятая ступень - составление индивидуальной программы здоровьесберегающей деятельно сти).
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования опубликовались в сборниках двух конференций, в которых участвовал магистрант: на Международной научно-практической конференции «Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития» (г. Казань, 30 ноября 2016 года) и на Международной научно-практической конференции аспирантов, студентов и магистрантов «Наука, технология, техника: перспективные исследования и разработки» (г. Калининград, 30 ноября 2016 года). Статьи внесены в библиографический список.
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка, 5 приложений, 87 страниц.
Выявлена сущность здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, смыслообразующим компонентом которой является культура здоровья. Культура здоровья проявляется в осведомленности учителя в области здоровья и здоровьесберегающей деятельности, активной деятельности по повышению резервов собственного здоровья и здоровья учащихся, умелости ведения оздоровительно-физкультурной деятельности и способности транслировать здоровьесберегающий опыт средствами физической культуры и спорта своим ученикам.
Конкретизировано понятие «организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры» как особый вид институциональной деятельности, реализующейся в краткосрочных и пролонгированных формах и предполагающей создание условий, направленных на грамотное планирование, поэтапное осуществление и своевременную саморегуляцию здоровьесберегающей деятельности учителя за счет выбора содержания, методов и средств данной деятельности адекватно ее целям и задачам.
Охарактеризован учитель физической культуры как субъект здоровьесберегающей деятельности, что выражается: в направленности на постоянное пополнение, осмысление и интеграцию знаний и опыта в области культуры здоровья и физической культуры; ориентированности на сохранение и восстановление профессионального здоровья - функциональной, физической и технической подготовленности; настроенности на самоорганизацию здоровьесберегающей деятельности, поддержание профессионального статуса учителя - сторонника и пропагандиста здорового образа жизни; осознанной ответственности за сохранение и развитие здоровья участников педагогического взаимодействия; подготовленности к деятельности по формированию здорового образа жизни и физической культуры школьников. Выделены и охарактеризованы критерии, положенные в основу диагностики культуры здоровья учителя как сущностной характеристики его здоровьесберегающей деятельности: познавательный, рефлексивный и профессионально-креативный.
Теоретически обосновано и разработано организационно¬педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры в виде следующих условий: разработка программы сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, реализация программы здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, включение учителя физической культуры в проблемно-ориентированный анализ его отношения к здоровьесберегающей деятельности.
Доказана результативность организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры, направленного на грамотное планирование, поэтапное осуществление и своевременную саморегуляцию данной деятельности. С помощью многофункционального критерия Q* Фишера показано, что на окончание экспериментальной работы изменения уровней проявление культуры здоровья учителей экспериментальных групп на уровне значимости p=0,05 указывает на результативность создания педагогических условий в их взаимосвязи.
В целом проведенное исследование подтверждает его гипотезу, свидетельствует о решении задач и получении новых знаний об исследуемом процессе. Дальнейшее направление решения проблемы исследования связываем с конкретизацией основных направлений сопровождения здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры.
1. Адольф В.А., Савчук А.Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 256 с.
2. Айзман Р.И., Казин Э.М., Федоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе // Вестник НГПУ. - 2014. - № 1 (17). - С. 9-17.
3. Акимова Л.А. От здоровьесберегающей к здоровьеформирующей образовательной деятельности (в контексте обновленных стандартов) [Электронный ресурс] // sociosphera.com: научно-издательский центр «Социосфера» URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/184/ot_ zdorovesberegayuwej_k_ zdoroveformiruyuwej _obrazovatelnoj _deyatelnosti_v_ kontekste_ obnovlnnyh_standartov (дата обращения 26.09.2016)
4. Акимова Л.А. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в контексте ФГОС нового поколения: монография. - Оренбург: Экспресс-печать, 2012. - 216 с.
5. Багнетова Е.А., Сорокун И.В., Нифонтова О.Л. Профессиональная значимость культуры здоровья и образа жизни учителя // Открытое образование. - 2011. - № 2. - С. 308-312.
6. Безруких М.М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию // Человек и образование. - 2012. - № 2 (31). - С. 10-16.
7. Василевская Е.А. Профессиональное здоровье педагога как фактор совершенствования здоровьесберегающей образовательной среды // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 1. - С. 375-378.
8. Верхорубова О.В. Здоровье как педагогический феномен // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. - № 3. - Т. 19. - С. 123-127.
9. Верхорубова О.В. Историко-педагогический аспект развития культуры здоровья в отечественной и зарубежной педагогике // Вестник БГУ. - 2012. - № 1. - 53-57.
10. Верхорубова О.В. Развитие культуры здоровья будущего учителя в России // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. - № 2. - Т. 20. - С. 160-162.
11. Верхорубова О.В. Теоретические предпосылки развития культуры здоровья в отечественной педагогике // Вестник ТГПУ - 2012. - № 2 (117). - С. 23-28.
12. Верхорубова О.В., Лобанова Н.А. Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многоранности в педагогическом образовании // Вестник ТГПУ. - 2012. - Вып. 5 (120). - С. 161-165.
13. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2011. - 950 с.
14. Загвязинский В.И. Об уточнении ключевых понятий в теории и практике реформирования российского образования / Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (региональный аспект). Материалы Всерос. научно-практич. Конф. с международ. участием 1-2 марта 2011 года. - Тюмень: Изд-во «Печатник», 2011. - С. 16-19.
15. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева и др. - М.: Омега-Л, 2013. - 444 с.
16. Ирхин В.Н. Управление системой здоровьесберегающего образования в школе // Здоровьесберегающее образование в инновационных условиях: теория, методология, практика: коллективная монография / науч. ред. А.Г. Маджуга; отв. ред. С.Н. Сладков. - Обнинск: Изд-во МАН «Интеллект будущего», 2013. - С. 17-25.
17. Кисель О.В. Проблемы здоровьесбережения учителя и пути их решения в условиях общеобразовательной школы // Вестник ЮУрГУ. - 2011. - № 13. - С. 72-78.
18. Кливер О.Г. Здоровье как общечеловеческая ценность // Вестник Поморского университета. - 2007. - № 4. - С. 61-63.
19. Кокорина О.Р. Технологии здоровьесбережения в образовательном процессе педагогического вуза // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 163-165.
20. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.smolin.ru/odv/reference-source/2008-03.htm (дата обращения
22.06.2016)
21. Кучма В.Р., Храмцов П.И. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях. - М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2012. - 181 с.
22. Ле-ван Т.Н. Дополнительное профессиональное образование педагогов в области здоровьесбережения: проблемы и решения // Инновации в науке. - 2012. - № 11-2. - С. 42-52.
23. Ле-ван Т.Н. Управленческие функции педагога в области охраны и укрепления здоровья с позиций анализа современной нормативно-правовой базы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. URL: http:// www.science-education.ru/103-6398(дата обращения 26.09.2016)
24. Маджуга А.Г. Здоровьесозидающее образование: теория,
методология, практика: монография. - Уфа: РИО РУНМЦ, 2010. - 300 с.
25. Маджуга А.Г. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, опыт, перспективы развития: монография. - М.: Лого, 2014. - 508 с.
26. Маджуга А.Г. Научное обоснование процесса проектирования здоровьесозидающего потенциала личности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 129-134.
27. Малярчук Н.Н. Здоровьесозидающая деятельность педагога // Человек и образование. - 2011. - № 3 (28). - С. 28-31.
28. Малярчук Н.Н. Культура здоровья педагога: диссертация ... доктора педагогических наук. - Тюмень, 2009. - 388 с.
29. Малярчук Н.Н., Чимаров В.М. Факторы, влияющие на эффективность здоровьесозидающей деятельности педагогов в современном социокультурном пространстве образования // Вестник ТГУ - 2011. - № 9. - С. 72-79.
30. Метелкина Т.Н. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 1. - С. 50-54.
31. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. - М., 2008. - 192 с.
32. Надеева М.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 1. - С.14-18.
33. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html(дата обращения 22.06.2016)
34. Орешкина И.Р. Проблема формирования у детей опыта ведения здорового образа жизни // Вектор науки ТГУ - 2012. - №4. - С. 213-216.
35. Петрунина И.А. Современные модели здоровьесбережения в общеобразовательной школе // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 6. - С. 30-33.
36. Полищук Н.Н. Структура готовности учителя к формированию здоровьесберегающей компетентности учеников // Вектор науки ТГУ. - 2012. - С. 202-206.
37. Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе // Здоровьесберегающее образование: В рамках реализации подпрограммы «Здоровое поколение - здоровая Россия» федеральной целевой программы «Дети России». [Электронный ресурс]. - URL: http:www.zpzr.ru/healthcare_education(дата обращения 26.09.2016)
38. Россова Ю.И. Вопросы здоровьесбережения в «новой педагогике» В.П. Вахтерова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2013. - № 2. - С. 101¬108.
39. Слесарева Г.Д. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения // Психолого-педагогическое обеспечение как здоровьесберегающий ресурс субъектов образовательного процесса. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. - С. 10.
40. Сократов Н.В., Акимова Л.А. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в контексте ФГОС второго поколения // Внешкольник Оренбуржья. - 2012. - № 1. - С. 8-12.
41. Стафеев В.Ф., Васильева Г.В., Смирнова М.С. Менеджмент классного руководителя в процессе здоровьесбережения обучающихся // Здоровье и образование в XXI веке. - 2011. - № 4. - С. 416.
42. Тараканова В.В., Соловьева Н.Г. Здоровье современных подростков в условиях ухудшения экологической обстановки // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.25-29.
43. Третьякова Н.В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: современное состояние и проблемы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2014. - № 1. - С. 30-36.
44. Третьякова Н.В. Исследование состояния здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях Свердловской области // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С.155-158.
45. Третьякова Н.В., Федоров В.А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука. - 2013. - № 4. - С.112-132.
46. Третьякова Н.В. К вопросу о выявлении факторов риска для здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С.172-177.
47. Третьякова Н.В. Модель управления качеством здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2013. - № 1 [23]. - С. 115-119.
48. Третьякова Н.В. Управление здоровьесберегающей деятельностью в учебных заведениях // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 1 (38). - С. 108-114.
49. Уланова С.А. Здоровьесбережение школьников в условиях современной образовательной среды: проблемы и перспективы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2014. - № 164. - С. 211-218.
50. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 22.06.2016)
51. Федоров В.А., Третьякова Н.В. Профессиональное образование: основные проблемы и направления здоровьесберегающей деятельности // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ - 2014. - № 4. - С.39-42.
52. Шарафуллина Ж.В. Деятельностный подход к организации здоровьесберегающей среды школьников // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 263-266.
53. Шарафуллина Ж.В., Уланова С.А. Средовой подход к здоровьесбережению школьников: проблемы и перспективы // Интеграция образования. - 2013. - № 1 (70). - С. 79-83.
54. Школа здоровья и радости: опыт создания безопасной здоровьесберегающей среды / под ред. К.А. Колесникова. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. - С. 32.
55. Югова Е.А. К вопросу об истории развития здоровьесбережения в России // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 167-172.
56. Ячменникова Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в условиях личностно ориентированного обучения // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 1. - С.34-41.
57. Яшина Г.А., Сиденко А.С. От здоровьезатратных педагогических технологий - к здоровьесберегающим. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - № 6. - С. 21-25.