Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурные контакты СССР со странами Запада в середине 1950-х - середине 1980-х гг. Подходы к изучению в школьном курсе истории

Работа №170478

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы120
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. МЕСТО ТЕМЫ «КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ СССР СО СТРАНАМИ ЗАПАДА В СЕРЕДИНЕ 1950-Х - СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ 14
1.1. Место темы в школьном курсе истории в контексте ФГОС 14
1.2. Тема в рамках Концепции преподавания учебного курса «История
России» 17
1.3. Репрезентация темы в Историко-культурном стандарте (ИКС) 23
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА II. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМЫ «КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ СССР СО СТРАНАМИ ЗАПАДА В СЕРЕДИНЕ 1950-Х - СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.» В УМК ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ 30
2.1. Отражение темы в УМК по истории России издательства
«Просвещение» 30
2.2. Репрезентация темы в УМК по истории России издательства «ДРОФА -
Вентана» («Российский учебник») 42
2.3. Представленность темы в учебных пособиях по Всеобщей истории 51
Выводы по главе II 58
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ «КУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ СССР СО СТРАНАМИ ЗАПАДА В СЕРЕДИНЕ 1950-Х -
СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.» В ШКОЛЕ 62
3.1. Викторина «Своя игра» 63
3.2. Исторический киноклуб 73
3.3. Проектная деятельность 82
3.4. Элементы урока 85
Выводы по главе III 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 107


В современном мире, пребывающем на этапе развития информационной эры, стремительно проходит процесс глобализации - международной, надгосударственной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, ведущую роль в которой играют страны Запада и наиболее развитые страны Востока. Глобализация так или иначе затрагивает все или значительную часть сфер жизни человека в государствах различных уровней экономического развития, включая Россию и Постсоветское пространство. Особенно существенно данный процесс в нашей стране ускорился после исчезновения многополярного мира в результате окончания Холодной войны, распада Советского союза в 1991 году и Восточного блока на рубеже 1980-х - 1990-х годов.
Тем не менее, контакты Советского союза со странами Запада, предвещающие включение (либо ставшие началом такового включения) СССР (государств, которые образуются после его распада) в процесс всемирной интеграции, начались ещё в годы Холодной войны, несмотря на прохождение процесса в обстановке международной конфронтации, почти постоянного общего политического напряжения и при существенно менее развитых, нежели в настоящее время, систем коммуникации. В таковых условиях одной из сфер, контакты и сотрудничество в которых происходило наиболее продуктивно, стала культура. Хронологические рамки (середина 1950-х - середина 1980-х гг.) обусловлены следующими историческими фактами: уже после начала Холодной войны и до изменения общественно-политической обстановки в стране после смерти И.В. Сталина в 1953 году какие-либо связи СССР со странами Запада, включая область культуры, были минимальны; таковые связи несоизмеримо окрепли в сравнении с предыдущими годами в результате коренных перемен во всех сферах жизни страны в период Перестройки 1985-1991 годов.
Актуальность настоящей работы заключается в необходимости осознания обучающимися образовательных учреждений школьного уровня возможности и обязательности международного сотрудничества, включая культурное, как одной из наиболее мощных движущих сил глобализации и цивилизационного диалога, даже в период серьёзной конфронтации между государствами (на примере СССР, правопреемником которого является Россия, и стран Запада в обозначенных хронологических рамках), а также связанного с обозначенной необходимостью изучения данной темы.
Степень изученности темы. Тема культурных контактов СССР и стран Запада в вышеозначенный период разрабатывалась рядом советских учёных, главным образом на протяжении 1960-х - 1980-х гг., и российских учёных, в основном в течение 1990-х - 2000-х гг. В.И. Антюхиной- Московченко («СССР и Франция. Советско-французские отношения в 19171967 гг.») и Н.Н. Молчановым («СССР - Франция. Полувековой путь») высоко оценивалась роль личности Ш. де Голля в укреплении советско-французских отношений, ими же и Ю.В. Борисовым («СССР и Франция: 60 лет дипломатических отношений»), А.В. Ветровым («СССР и Франция: современный этап сотрудничества»), Ю.В. Дубининым («СССР - Франция. Опыт сотрудничества (60-70-е гг.)»), К.П. Зуевой («Советско-французские отношения и разрядка международной напряжённости (1958-1986)») изучалась история дипломатических отношений Франции и СССР, в том числе в контексте европейской безопасности, культурные контакты в контексте чего
в основном сводились к перечислению или имели общий, обзорный характер в рамках официального сотрудничества стран. А.Е. Иоффе и М.М. Наринским («Советско-французское сотрудничество, традиции и современность»), О.Б. Поляковой («Российско-французские культурные связи (вторая половина XX в.)») рассматривалось также научно-техническое сотрудничество с Францией. Аналогичная ситуация имеет место в вопросе изучения контактов СССР с ФРГ, чем занимались В.И. Милюкова («Отношения СССР - ФРГ и проблемы европейской безопасности: 1969-1982 гг.»), Ф.И. Новик («СССР - ФРГ: проблемы сосуществования и сотрудничества 1975-1986»). Н.В. Белошапка («Государство и культура в СССР: от Хрущёва до Горбачёва»), Н.И. Калининой («Культурные связи между СССР и Францией в середине 1950-х - 1970-е гг.»), Ю.Б. Кашлевым («Культурные связи СССР с
капиталистическими странами»), В.А. Рогожниковой («Культурные связи СССР со странами Запада в период 1960-1970-х годов»), Н.О. Ширалиевой («Культурные связи Франции и России в XX веке») были сделаны попытки целостного осмысления культурных контактов СССР со странами Запада, в особенности с Францией, ФРГ и США. В целом в формате комплексных исследований, с рассмотрением влияния и значения контактов культурного типа, без простого перечисления событий, связанных с таковыми, тема изучена слабо, наиболее разработанными в рамках темы в научной литературе остаются главным образом культурные контакты СССР с Францией, как политически наиболее близкой к СССР в период Холодной войны страной Запада, и США, как лидером Западного блока и основным соперником СССР, по отдельности.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведённого исследования были реализованы поставленные задачи и в итоге достигнута цель настоящей работы: предложены возможные формы организации познавательной деятельности в школе по теме «Культурные контакты стран Запада и СССР в середине 1950х - середине 1980-х». По итогам исследования возможно сделать ряд нижеследующих выводов.
1. Изучение (в том числе углубленное) темы культурных связей и контактов СССР и стран Запада в периоды «оттепели» и «застоя» обосновано методическими положениями главных нормативных документов, регламентирующих преподавание истории в школе, - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основанной на нём Концепции преподавания учебного курса «История России» - основную суть которых возможно свести к необходимости синхронизации и сопоставления курсов отечественной и всеобщей истории с акцентом на историческом развитии России как неотъемлемой части всемирного исторического процесса, раскрытии их неразрывной связи, что, в свою очередь, выступает важной мировоззренческой задачей курса истории в школе.
2. Изучение данной темы в школе также обосновано в определённой степени представленностью связанного с обозначенной темой материала в Историко-культурном стандарте как неотъемлемой части вышеназванной Концепции преподавания учебного курса «История России» и Проекте Концепции нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории.
3. Включение в том или ином виде данной темы в курс отечественной истории для старших классов способствует частичному решению традиционной проблемы слабой представленности сферы культуры относительно политической и социально-экономической сфер в курсе истории
России, в том числе с учётом особой важности изучения культурной сферы общества в курсе Новейшего времени.
1. Среди учебников и учебно-методических комплексов по истории России XX века для 10 класса издательств «Просвещение» и «ДРОФА» («ДРОФА - Вентана»), как двух крупнейших издательств учебной литературы в России, более содержательно и подробно тема представлена в учебном пособии второго из издательств (авторы - О.В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов, 2016) относительно фрагментарного представления в первом учебном пособии (М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков, редактор -
А.В. Торкунов, 2016) и во в некоторой степени дополненном втором пособии (А.В. Шубин, М.Ю. Мягков, Ю.А. Никифоров, общий редактор - В.Р. Мединский, 2021) первого издательства. Тем не менее, и в учебнике «Дрофы» представлена лишь ограниченная часть материала, связанного с темой, что в особенности касается научно-технического, непосредственно культурного сотрудничества между странами, распространения западной культуры в советском обществе, деятельности выехавших из СССР представителей интеллигенции.
2. В учебных пособиях по Всеобщей истории XX века для 10 класса издательства «Просвещение» (О.С. и А.О. Сороко-Цюпа под редакцией А.А. Искандерова, 2019; А.И. Шубин, под редакцией Л.П. Желобановой и А.Д. Дзюбака, 2019) акцент сделан в основном на политическом взаимодействии стран Запада и СССР во второй половине XX в., практически без внимания к культурной составляющей данных контактов, доля информации о чём, однако, несколько расширена во втором из изученных пособий.
...


1. Как снимали советскую «Алису в стране чудес» // Сайт телеканала «Общественное телевидение России», 2021. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: https: //otr-online.ru/pro grammy/kalendar/kak- snimali-
sovetskuyu-alisu-v-strane-chudes-44756.html.
2. Каталог фильмов // Сайт Г осфильмофонда России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gosfilmofond.ru/films/.
3. Концертная программа «Голубой огонек» // Сайт «Песня года»
(архивная копия на сайте Wayback Machine от 16.03.2012). [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://web.archive.org/web/20150405060640/http://pesnyagoda.nm.ru/1980
89.html.
4. О группе компаний «Просвещение» // Сайт издательства «Просвещение» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://prosv.ru/pages/about.html.
5. ПостРоссия Как в СССР с западной культурой боролись [видео-эссе] // YouTube, 2023. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ylLH-U9r1s0.
6. Сайт «Журналы СССР» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sites.google.com/site/zurnalysssr/.
7. Сайт Федерального перечня учебников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fpu.edu.ru/.
8. Сайт «Disco Encyclopedia» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://disco80.xyz/.
9. Семенидо Д. Московские гастроли Boney M. // Сайт «DiscoEncyclopedia», 2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://disco80.xyz/?boney-m-in-moscow-1978.
10. Семенов М. Железный экран: Какие импортные фильмы пускали в СССР // Портал «Кинопоиск», 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3267388/.
11. Студия «Совинфильм» // Портал «Кинопоиск» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/lists/m acfistudioV2385/.
12. Федоров А.В. 100 лидеров советского кинопроката: избранная коллекция. М. : ОД «Информация для всех», 2022. - 279 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ifap.ru/library/book642.pdf.
13. kinanet (Кудрявцев С.В.) Зарубежные фильмы в советском кинопрокате // kinanet Живой журнал «На нет и кина нет!», 2006. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //kinanet.livejournal .com/13882.html.
14. kinanet (Кудрявцев С.В.) Посещаемость отечественных и зарубежных фильмов в отечественном кинопрокате // kinanet Живой журнал «На нет и кина нет!», 2007. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //kinanet.livejournal. com/689229. html.
... всего всего 93 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ