Введение 3
Глава I. Теоретико-методические предпосылки организации занятий физического развития детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении 9
1.1 Физическое развитие детей с ограниченными возможностями
здоровья в дошкольном образовательном учреждении как педагогическая проблема 9
1.2 Специфика занятий по физическому развитию детей с
речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении 22
1.3 Организационно-методические условия разработки и
проведения занятий физического развития детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении 32
Выводы по первой главе 46
Глава II. Практика организации занятий физического развития детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении.. .48
2.1. Реализация организационно-методических условий разработки и
проведение занятий физического развития детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении 48
2.2. Опытно-экспериментальная работа по организации занятий физическим развитием детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении 57
Выводы по второй главе 67
Заключение 69
Библиографический список 72
Приложение А 79
Приложение Б
Актуальность исследования. В каждый период жизни ребёнка деятельность его организма связана с решением определённых приоритетных жизненно важных задач. В дошкольный период это задачи социальной значимости, например развитие речи. Речь является одной из самых сложных психических функций человека. М.А. Степанова (2009) отмечает, что среди пришедших в первый класс, детей с нарушенной речью составляют 20-30 %. К сожаленью самой распространённой и многочисленной считается группа с общим недоразвитием речи [41].
В течение многих лет учёные исследовали двигательную сферу детей с общим недоразвитием речи и у большинства из них имеется отставание в развитии движений, которое проявляется в виде плохой координации сложных двигательных действий, в недостаточности их точности и ловкости, в скованности движений рук и ног при выполнении физических упражнений.
При этом в специальных дошкольных образовательных учреждениях используются программы по физическому воспитанию, которые отражают специфику работы с детьми с нарушением речи. Между тем дети с недоразвитием речи нуждаются в коррекционно-развивающей программе по физической культуре.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладывается основы здоровья ребёнка, поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы - это способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.
В специальных логопедических группах ДОУ для детей с недоразвитием речи разработаны комплексы физических упражнений для полноценного развития основных видов движений.
Вышеизложенное определило актуальность исследования и обусловило выделение существующих противоречий между:
- между увеличением числа детей с общим недоразвитием речи, имеющих двигательные нарушения, и недостаточной освещенностью в отечественной специальной литературе проблемы адаптивного физического воспитания таких детей;
- между низкой результативностью применения общепринятой программы по физическому воспитанию в логопедических группах дошкольного образовательного учреждения и ограниченностью внимания к созданию условий физического развития детей с речевым недоразвитием с учетом их реальных возможностей.
Выявленные противоречия, а также недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Организация занятий физического развития детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении».
Цель исследования: выявить и обосновать организационно-методические условия разработки и проведения занятий физического развития детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении, проверить результативность их реализации в опытно-экспериментальной работе на базе логопедических групп.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: организационно-методические условия разработки и проведения занятий физического развития детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что результативности разработки и проведения занятий физического развития детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении способствует реализация следующих организационно-методических условий:
- интеграция физических движений с заданиями развития речи на основе сочетания наглядных, словесных и практических методов при освоении детьми физических упражнений;
- обеспечение частой сменяемости статической и динамической нагрузки для детей.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Теоретически обосновать педагогическую проблему физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.
2. Определить специфику занятий по физическому развитию детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении.
3. Выявить организационно-методические условия разработки и проведения занятий физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений.
4. Проверить результативность реализации организационно-методических условий разработки и проведения занятий физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья в опытно-экспериментальной работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- в области специальной педагогики и психологии, физиологии, психофизиологии, касающихся роли моторики в психическом и физическом развитии ребенка (Кольцова М. М., Шипицына Л. М., Мастюкова Е. М., Дудьев В. П., Солодков А. С., Шостак В. И.);
- в физическом воспитании детей (Пономарев Г. Н., Хуббиев Ш. З., Филиппова С. О.);
- работы посвященных возможностям использования физических упражнений для коррекции нарушений в речевом развитии (Волкова Г. А., Овчинникова Т. С., Шостак Б. И., Соловьева Т. В., Чухно П. В., Малинина Е. В., Якубович М. А.);
- в исследованиях, раскрывающих роль адаптивного физического воспитания в коррекции двигательных нарушений (Евсеев С. П., Литош Н. Л., Ростомашвили Л. Н.);
- на принципах специальной педагогики и адаптивной физической культуры (Выготский Л. С., Назарова Н. М., Шипицына Л. М., Шапкова Л. В., Аукстер Д.).
В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературных и документальных источников;
- логопедические, физиологические и психологические методы исследования;
- сравнительно-сопоставительный анализ существующих организационных условий обучения физической культуры для детей с недоразвитием речи;
- изучение и обобщение опыта организаций занятий физической культуры в дошкольном образовательном учреждении;
- экспериментальные методы (диагностика физической подготовки и сравнение результатов с нормами физиологической группы).
Базой исследования является Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №30 г. Красноярска.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в обосновании необходимости выявления и реализации специфических организационно-методических условий для разработки и проведения занятий физического развития детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении, к которым отнесены:
- интеграция физических движений с заданиями развития речи на основе сочетания наглядных, словесных и практических методов при освоении детьми физических упражнений;
- обеспечение частой сменяемости статической и динамической нагрузки для детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что организационно-методические условия разработки и проведения занятий по физическому развитию детей с речевым недоразвитием реализованы на базе МБДОУ №30 г. Красноярска. Разработанные комплексы упражнений, методические материалы могут быть использованы при подготовке педагогов к работе коррекционной направленности в логопедической группе, системе повышения квалификации педагогических работников.
Положения выносимые на защиту:
1. Дети дошкольного возраста с недоразвитием речи характеризуются не только речевыми нарушениями, но и многообразием отклонений в двигательной сфере и функциональном состоянии. Общепринятая программа физического воспитания для дошкольников в работе с этими детьми не учитывает психофизические особенности развития и двигательные нарушения, не удовлетворяет образовательные потребности детей с недоразвитием речи.
2. Результативности физического развития детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении способствует реализация следующих организационно-методических условий при разработке и проведении занятий физической культурой:
- интеграция физических упражнений с заданиями на развитие речи;
- обеспечение частой сменяемости статической и динамической нагрузки для детей;
- сочетание наглядных, словесных и практических методов при освоении детьми физических движений.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования апробировались и внедрялись последовательно на всех этапах его проведения. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты были
представлены: на Международном конкурсе научных статей по результатам научно-практической конференции «Инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогике» (Оренбург, 04.11.17); на XVIII Международном практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В. П. Астафьева (16.05.2017); на Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование» (Оренбург, 26.10.17).
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, двух приложений
На основании исследования можно сделать следующие выводы. Занятие по физической культуре выступают как педагогический процесс в дошкольных образовательных учреждениях, для организации которых необходимы особые условия организации коллективной деятельности. Образовательный процесс, в специальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания разработанными и утвержденными комиссией для каждой возрастной категории детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
В специфику занятий по физической культуре детей с речевым недоразвитием в дошкольном образовательном учреждении включены коррекционные направленности обучения дошкольников, развивающая, предметно-пространственная среда обеспечивает коррекционные условия для развития всех видов детской деятельности. Она решает задачи психического развития детей и обеспечивает достаточно полный контакт с окружающим миром, так как направляет внимание ребёнка на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребность в общении. Предметно-развивающая среда оснащена специальными средствами, коррекционно-компенсирующими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами.
Для улучшения физической подготовки детей разработаны организационно-методические условия для физического развития детей с речевым недоразвитием в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений:
- интеграция физических движений с заданиями развития речи на основе сочетания наглядных, словесных и практических методов при освоении детьми физических упражнений;
- обеспечение частой сменяемости статической и динамической нагрузки для детей.
Проверка результативность реализации организационно-методических условий осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения.
Опытно-экспериментальная работа показала, что участники контрольной группы - это дети из обычной физиологической группы детей детского сада возраста от 6 до 7 лет занимались по обычной общепринятой программе (Пензулаевой Л.И. Васильевой М.А.), показали незначительный прирост в результатах.
В ходе опытно-экспериментальной работы удалось установить, что при применении комплекса упражнений коррекционной направленности для детей с речевым недоразвитием результативно. Диагностика детей в экспериментальной группе показало улучшение результата физической подготовки, Вместе с тем дети не достигли уровня обычной физиологической группы детей. Из полученных данных можно сделать вывод, что детям в логопедической группе труднее усвоить и понять некоторые задания из-за некоторых недостатков в развитии по сравнению с детьми из обычных физиологических групп.
Для большей эффективности разработанного комплекса коррекционных упражнений для детей с речевым недоразвитии попробовать ввести на следующий год 3 занятия в неделю, по согласию родителей.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о результативности применения выявленных организационно-методических условий и предложенного комплекса упражнений, разработанных специально для детей с речевым недоразвитии в дошкольном образовательном учреждении.
1. Адольф, В.А. Вызовы времени - становление профессионально- образовательного сообщества / В.А. Адольф // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3. - С. 9-13.
2. Аксенова, М.О. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи / М.О. Аксенова // Дошкольное воспитание. 1990. - № 8. - С. 14-16.
3. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Дошк. педагогика и психология" / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Academia, 1999.- 157 с.
4. Аханькова, Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис. . канд. пед. наук / Е.В. Аханькова. М., 2004. - 209 с.
5. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, H. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. -М.: Книголюб 2013. 55 с.
6. Бреслав, И.С. Как управляется дыхание человека / И. С. Бреслав. Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1985. - 160 с.
7. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: Метод, пособие /Т. В. Буденная. СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 60 с.
8. Бутко, Г. А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития: Дис. . канд. пед. наук / Г.А. Бутко. М., 2002. - 260 с.
9. Барышева, Т.А. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева. - Ростов - на - Дону: Феникс,
2016. - 416 с.
10. Васильевой, М. А., Гербовой, В.В., Комаровой Т.С./ Физическое воспитание детей 2 - 7 лет// Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией Т.Г.Анисимова.- Волгоград: Учитель, 2010.
11. Воронова, Е.К. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет Практическое пособие Издательство «Арктика» Москва 2013г.
12. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов по специальности №2111 "Дефектология" / Г.А. Волкова. -М.: Просвещение, 1985. 191с.
13. Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушением речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство-ПРЕСС, 1993. - С. 17 -22.
14. Виницина К.А. Физическое воспитание-теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры в дошкольном образовательном учреждении/ Виницина К.А. // психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование: материалы Международной научно-практической конференции 26 октября 2017 г. - Красноярск, 2017. - С. 66-68.
15. Виницина К.А. Особенности детей с нарушением речи в дошкольном образовательном учреждении/ Виницина К.А. // инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогики: материалы Международной научно - практической конференции 04 ноября 2017 г.-С. 65-68.
16. Виницина К.А. Физическое развитие детей с органиченными
возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации/ К.А. Виницина // Вызовы современного образования в исследованиях молодых учёных: материалы Всероссийской научно-практической
конференции в рамках XVIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск,
2017. - С.118-120.
17. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи: Пособие для воспитателей дет. садов / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1980. - 114 с.
18. Глазырина, Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания / Л.Д. Глазырина. Мн: НМЦентр, 1995. - 240 с.
19. Глазырина, Л.Д. Коррекция речи ребенка с помощью физических упражнений / Л.Д. Глазырина. Мн: Бестпринт, 1996. - 38с.
20. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. - М.: Гуманит, Изд. центр ВЛАДОС, 1999.-144с.
21. Глазырина, ДТД. Физическая культура дошкольникам: Старший возраст: Пособ. для педагогов дошк. учрежд. / Л.Д. Глазырина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 264 с.
22. Гончаров, М.Ю. Обоснование комплексной методики физкультурно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук / М.Ю. Гончаров. Малаховка, 1999.-27 с.
23. Григорьев, Д.В. Коррекция двигательных нарушений младших школьников с задержкой психического развития: Дис. канд. пед. наук / Д.В. Григорьев. СПб., 2003. - 187 с.
24. Гришина, И.А. Совершенствование речевой моторики и функции внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста в режиме учебного дня: Дис.канд. пед. наук / И.А. Гришина. Омск, 2004. - 172 с.
25. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте / А. Г. Дембо. -М.: Медицина, 1988. -283с.: ил. Библиогр.: С. 272-277.
26. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, JI.M. Гурович. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.-244 с.
27. Динейка, К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка /Каролис Динейка. 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Здоровья, 1988 -170с.
28. Егорова, И.В. Комплексная коррекция речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования средств музыкального воспитания: Дис.канд.пед.наук / И.В. Егорова. -СПб., 2005.-250 с.
29. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда / И. И. Ермакова. 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.", 1996.
30. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров М.: Изд.центр. "Академия", 2001. - 264с.
31. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: АРД-ЛТД, 1998. - 320 с. - (Учимся играть).
32. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. 111 с.
33. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. М., 2003.
34. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика: Учеб. пособ. / И.А. Зайцева. -Ростов-н/Д.: МарТ, 2002. 301с.
35. Захаревич, A.C. Оздоровительно-развивающее воздействие дыхательных психотехнологий на психические состояния человека: Дис. . д-ра психол. наук / A.C. Захаревич. СПб, 2003. - 354 с.
36. Зайцева, М. А. Динамика показателей физической
подготовленности детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания / М. А. Зайцева, Ю. К. Чернышенко // Тезисы докладов ХХ1 научной конференции студентов и молодых учёных вузов Южного федерального округа (декабрь 2013 г. - март 2014 г., г. Краснодар): мат. конференции / ред. коллегия Г. Д. Алексанянц, А. И. Погребной, Л. И. Просоедова. - Ч. 1. - Краснодар: КГУФКСТ, 2013. - 40с..
37. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика / С. И. Исаак; ПИК ВИНИТИ -М.: Советский спорт, 2005. 195,е.: ил., табл.
38. Кириллова, Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7лет СПб «Детство-пресс» 2005г.
39. Кортушина, М.Ю. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5-6лет Творческий центр «Сфера» Москва 2012г.
40. Кольцова, М. М., Рузина, М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
41. Мащенко, М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2012. - С.63 - 64.
42. Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Воронеж, 2005.
43. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровыеупражнения. М., 2005.
44. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие воспроизведение изд. - М. : АльянС, 2013 - 367 с.
45. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика комплекс
упражнений для детей 3-7 лет, М.; Мозайка - Синтез, 2013г.
46. Поперняк, Е. В. Актуальность проблемы формирования физической культуры детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Поперняк, Ю. К. Чернышенко//Мат. научной и научно-практической профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (17 мая - 13 июня 2013 года, г. Краснодар) / ред. коллегия С. М. Ахметов, А. А. Тарасенко, Г. Д. Алексанянц, Ю. К. Чернышенко, М. М. Шестаков, А. И. Погребной. - Краснодар: КГУФКСТ, 2013 - 224с.
47. Степанова, М.А. Психология образования: современное
состояние // Вестник Томского государственного педагогическогоо университета. — 2010. — выпуск 3 (21).
48. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей
дошкольного возраста: метод, рекомендации для рук. и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. М.: Твор. Центр Сфера, 2005. - 176 е.: ил., табл. -
(Приложение к журналу «Управление ДОУ).
49. Филиппова, О.В. Теоритические и методические основы физического воспитания и развития раннего и дошкольного возраста. М.: , 2013. С.3
50. Физическая культура: учебное пособие / под ред. Г. Ростеванова.
- М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. - 236 с.
51. Чиркина, Г.В., Филичева, Т,Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособ. / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева. М.: Айрис-пресс, 2014. - 224 с.
52. Чурсина, Н.П. Особенности формирования памяти у детей шести лет с общим недоразвитием речи: Нейропсихологический подход: Дис. канд. психол. наук / Н.Т. Чурсина. М., 2005. - 177 с.
53. Чернышенко, Ю. К. Мотивация воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет к физкультурно-спортивной деятельности / Ю. К. Чернышенко, Е. В. Ползикова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. - 2014. -№ 10 (116). - С. 145.
54. Чернышенко, Ю. К. Формирование развивающей среды в дошкольных образовательны - С. 12-15.
55. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. 192 с.
56. Юсупова, Г.Х. Особенности личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. . канд. психол. наук / Г.Х.Юсупова. - Нижний Новгород, 2003.-232 с.
57. Янова М.Г., Адольф В.А. Профессиональная подготовка в контексте становления и развития его организационно-педагогической культуры: 18 компетентностный подход: монография. - Красноярск: Изд- во «Литера- Принт», 2013. - 264 с.