Введение 3
Глава 1. Предпрофильная подготовка обучающихся общеобразовательной школы 6
1.1 Нормативные и концептуальные основы предпрофильной подготовки обучающихся 6
1.2 Факультативные курсы как форма предпрофильного обучения.... 12
Глава 2. Методика реализации факультативного курса «Уравнения с параметров» в 9 классе 21
2.1 Цели и содержание факультативного курса 21
2.2 Методы, формы и средства реализации факультативного курса ... 28
Заключение 40
Список литературы 41
Приложения 46
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению уравнений, содержащих параметр. Решение уравнений с параметрами вызывает большие трудности у учащихся, так как их изучение не является отдельной составляющей школьного курса математики, и рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях.
Трудности при изучении данного вида уравнений связаны со следующими их особенностями:
• Обилие формул и методов, используемых при решении уравнений данного вида;
• Возможность решения одного и того же уравнения, содержащего параметр, различными методами.
Выше изложенное обусловило проблему исследования, которая заключается в исследовании целесообразности и возможности изучения методов решения уравнений, содержащих параметры, в старших классах общеобразовательной школы и в разработке соответствующей методики факультативного курса для предпрофильной подготовки девятиклассников.
Цель исследования: разработать факультативный курс как средство формирования умений обучающихся 9-х классов решать уравнения с параметрами.
Объектом исследования является процесс обучения алгебре в 9-х классах.
Предметом исследования является содержания и методика реализации факультативного курса «Уравнения с параметрами» в 9 классе.
Гипотеза исследования: реализация факультативного курса «Уравнения с параметром» в 9 классе будет способствовать формированию устойчивых умений обучающихся по решению уравнений с параметром, если разработать и реализовать специальное содержание факультатива и современную методику его реализации.
Проблема, предмет, гипотеза исследования обусловили следующие задачи:
1) Выявить потенциал действующих учебников по алгебре 7 - 9 классов для формирования умений обучающихся решать уравнения с параметром;
2) Составить комплекс заданий, расширяющих потенциал действующих учебников по алгебре 7 - 9 классов для формирования умений обучающихся решать уравнения с параметром;
3) Разработать содержание и учебный план факультативного курса «Уравнения с параметром» в 9 классе;
4) Разработать методику проведения занятий факультативного курса «Уравнения с параметром» в 9 классе;
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; моделирование и проектирование; наблюдение и анализ образовательной практики.
Научная новизна работы состоит в разработке факультативного курса «Уравнения с параметром» в системе предпрофильной подготовки девятиклассников.
Практическая значимость работы состоит в разработке методического обеспечения факультативного курса для дальнейшего использования в образовательных учреждениях.
Содержание выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений...
Задачи с параметрами - это задачи повышенной сложности, решение которых позволяет развить интеллект обучающегося, способность применять к конкретным ситуациям.
В работе были решены все поставленные во введении задачи, а именно, выявлен потенциал действующих учебников по алгебре 7 - 9 классов для формирования умений обучающихся решать уравнения с параметром; составлен комплекс заданий, расширяющих потенциал действующих учебников по алгебре 7 - 9 классов для формирования умений обучающихся решать уравнения с параметром; разработано содержание и учебный план факультативного курса «Уравнения с параметром» в 9 классе, а также методика проведения занятий факультативного курса «Уравнения с параметром» в 9 классе.