Введение 3
Глава 1. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии 8
1.1. Понятие о проектной деятельности 8
1.2. Условия организации проектной деятельность на уроках технологии 21
1.3 Возможности оценки эффективности проектной деятельности обучающихся средней школы 31
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Методические и практические аспекты организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах 39
2.1. Организация проектной деятельности на уроках технологии в 5-6 классах.39
2.2. Методические рекомендации по организации контроля эффективности
проектной деятельности обучающихся 46
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список использованных источников
Приложения
Актуальность проблемы организации контроля проектной деятельности учащихся на уроках технологии на социально-педагогическом уровне обусловлена процессами модернизации и реформирования отечественного образования, требованиями к условиям и организации обучения современных школьников.
В научной литературе проблема организации контроля проектной деятельности учащихся на уроках технологии раскрывается с различных позиций. Общетеоретические аспекты организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии раскрывают П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.С. Шацкий и др. Психологические аспекты организации контроля проектной деятельности учащихся на уроках технологии рассматривают В.В. Давыдов, С.Я. Рубинштейн, В.В. Чебышева и другие.
В педагогике проблема организации контроля проектной деятельности учащихся на уроках технологии изучается с точки зрения отбора эффективного содержания, методов и форм обучения и воспитания личности (П.Р. Атутов, Т.Н. Боркова, М.А. Галагузова, А.В. Кирьякова, Е.А. Милерян, М.Н. Скаткин, В.Н. Худяков и др.).
Несмотря на значительное количество исследований, проблема организации контроля проектной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках технологии в научной литературе недостаточно разработана.
Недостаточно раскрыто сущность понятия «организация контроля проектной деятельности учащихся на уроках технологии», условия формирования на уроках технологии с учетом современных тенденций развития образования, эффективные формы и методы организации контроля проектной деятельности учащихся на уроках технологии.
Недостаточная разработанность исследуемой нами проблемы затрудняет работу учителя на практике.
Проблема исследования заключается в осмыслении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективных педагогических условий, которые будут способствовать организации контроля проектной деятельности учащихся на уроках технологии. Необходимость разрешения данной проблемы, ее актуальность обусловили выбор темы исследования «Проблема, организации контроля проектной деятельности обучающихся 5-6 классов (предмет технология)».
Актуальность данной работы в том, что организация проектно-исследовательской деятельности выступает как неотделимая часть в образовании. Таким образом, перед педагогами встает одна из главных задач, как внедрить в образовательный процесс проектно-исследовательскую деятельность и в итоге оценить результат проделанной работы. Предположим, если учитель будет иметь всю необходимую информацию о проектно-исследовательской деятельности учащихся основной школы, то он сможет чаще и эффективнее использовать любой из методов проектирования в своей работе. Этим и вызван интерес к теме нашего исследования.
Значимость проектно-исследовательского обучения в современной школе обеспечивается, прежде всего, связью индивидуальным опытом учащихся с развитием интеллекта в самостоятельной исследовательской деятельности.
Объект исследования - процесс организации контроля проектной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках технологии.
Предмет исследования - педагогические условия организации контроля проектной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках технологии.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации контроля проектной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках технологии.
Педагогические условия на научно-методическом уровне обусловлены тем, что идея организации контроля проектной деятельности учащихся 5-6 классов при их общепризнанной значимости и активности, в практике работы учителя технологии общеобразовательной школы не находит должной реализации. Затруднения практического использования методов контроля проектной деятельности учащихся на уроках технологии определяется слабой изученностью сущности и особенностей данного феномена, что определяет необходимость обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию и организации контроля проектной деятельности учащихся на уроках технологии.
В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической литературы определить сущность понятия «проектная деятельность» учащихся на уроках технологии».
2. Теоретически обосновать условия реализации проектной
деятельности на уроках технологии.
3. Описать возможности оценки эффективности проектной
деятельности обучающихся средней школы.
4. Провести исследование организации проектной деятельности на уроках технологии 5-6 классов.
5. Разработать методические рекомендации по организации контроля эффективности проектной деятельности обучающихся 6 классов на уроках технологии по теме «Ручная обработка древесины».
Проблема исследования: организация контроля проектной
деятельности учащихся 5-6 классов на уроках технологии будет сформирована если:
- разработана и внедрена система дифференцированных, практических заданий предполагающих работу по проектной деятельности на уроках
технологии в 6 классах;
- организована систематическая работа с технологической документацией, предполагающей планирование и самооценку процесса изготовления изделия на уроки «Технология»;
- в процесс обучения внедрены занятия, предполагающие выполнение мини-проектов.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использованы:
- комплексная методика, включающая теоретическое изучение и анализ научно-педагогической литературы;
- стандартизированные методики изучения проектной деятельности (анализ, синтез, сравнение, наблюдение);
- разработка и проведение системы работы по внедрению проектной деятельности на уроках технологии;
- статистический анализ эффективности проведенной работы.
Теоретическую основу выпускной работы составили исследования по:
- организации проектной деятельности учащихся (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.С. Шацкий и др.; В.В. Давыдов, С.Я. Рубинштейн, В.В. Чебышева и др.; П.Р. Атутов, Т.Н. Боркова, М.А. Галагузова, А.В. Кирьякова, Е.А. Милерян, М.Н. Скаткин, В.Н. Худяков и др.);
- проблеме организации контроля проектной деятельности учащихся 5¬6 классов на уроках технологии (Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков и др.).
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Николаевская основная общеобразовательная школа».
Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом обосновании выявленных педагогических условий организации контроля 6
проектной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках технологии.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе для организации проектной деятельности обучающихся и повышения их интереса на уроках технологии.
Структура работы - соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
Сформулируем общие выводы.
Во введении данной выпускной работы была поставлена цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации контроля проектной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках технологии, которая была достигнута с помощью решения следующих задач:
- в первой главе рассмотрены теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии, в том числе: на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы определена сущность понятия «проектная деятельность» учащихся на уроках технологии»; теоретически обоснованы условия реализации проектной деятельности на уроках технологии; описаны возможности оценки эффективности проектной деятельности обучающихся средней школы.
В процессе анализа научно-методической литературы мы рассмотрели понятие проектной деятельности, условия организации проектной деятельности на уроках технологии и возможности оценки эффективности проектной деятельности.
Выявлены основные понятия исследования: проект - «это проявление творческой активности человеческого сознания, через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию»; проектирование - «деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде»; метод проектов - «самостоятельно разработанные и изготовленные изделия (услуги) от идеи до ее воплощения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и консультированием учителя». Установлены виды проектов предметной области «Технология», которые различаются: по уровню творчества (исполнительский/репродуктивный, конструктивный, творческий); по
содержанию (монопредметные, межпредметные, надпредметные); по количественному составу исполнителей (индивидуальные, групповые, коллективные); по продолжительности выполнения (мини-проекты, четвертные, полугодовые, годовые, многолетние) и другое;
- во второй главе исследованы методические и практические аспекты организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах в том числе: проведено исследование организации проектной деятельности на уроках технологии 5-6 классов; разработанные методические рекомендации по организации контроля эффективности проектной деятельности обучающихся 6 классов на уроках технологии по теме «Ручная обработка древесины».
В соответствии с задачами и целью исследования была проверена эффективность методических рекомендаций и влияния разработанной методики организации проектной деятельности в процессе изучения темы «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» на качество выполнения творческого проекта учащимися 6 класса уроках предмета «Технология» в МБОУ «Николаевская ООШ».
Для решения поставленных задач и доказательства цели применялись следующие методы экспертного исследования: педагогическое исследование, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Педагогическое исследование проведено в несколько этапов, на каждом из которых были поставлены и решены свои задачи и определены промежуточные и окончательные результаты исследования.
Экспертная работа осуществлялась на базе МБОУ «Николаевская ООШ» в период с сентября 2019 по март 2020 гг. В исследовании участвовало 12 учащихся 6 класса. После этого проведен сравнительный анализ материалов педагогического исследования.
На констатирующем этапе проводилось входное тестирование, применялся модифицированный автором исследования тест Е. Одеговой [17], 54 по выявлению уровня остаточных знаний о творческой проектной деятельности, которую обучающиеся осуществляли ранее в 5 классах.
На формирующем этапе исследования в учебном процессе дисциплины «Технология» в экспериментальной группе использовались разработанное автором исследования наглядные пособия (образец проектной документации, реализованное по проекту изделие) и рекомендации по организации проектной деятельности учащихся. Учащиеся выполняли проектирование и изготовление шкатулки.
На контрольном этапе исследования, для изучения качества проектной деятельности учащихся по дисциплине «Технология» применялись критерии оценки проектной деятельности.
Таким образом, определена программа исследования проверки эффективности влияния разработанного учебно-методического обеспечения на качество подготовки учащихся по осуществлению проектной деятельности.
Педагогические условия достигнуты:
- разработана и внедрена система дифференцированных, практических заданий предполагающих работу по проектной деятельности на уроках технологии в 6 классах;
- организована систематическая работа с технологической документацией, предполагающей планирование и самооценку процесса изготовления изделия на уроки «Технология»;
- в процесс обучения внедрены занятия, предполагающие выполнение мини-проектов.
Выявлены и модифицированы контрольно-измерительные материалы (тест и критерии оценки проектной деятельности учащихся).
Педагогическая эффективность интеллектуального и производительного труда при разработке собственного проекта на уроках предмета «Технология» во многом зависит от выбора изделия для 55
творческого проекта. Как показывает педагогическая практика, большинство учеников в проектной деятельности пассивны. Поэтому для проявления у школьников интереса к производственному труду и проектной деятельности изделия не должны быть примитивными. Только тогда это изделие будет субъективно значимо для них как объект познания и труда, в процессе изготовления которого формируются новые умения, и возникнет заинтересованность.
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования РФ от 17 апреля 2012 г. No 413 [Электронный ресурс] / - Режим доступа URL:
http: //www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart- dok.html
2. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии - Архангельск: АО ИППК РО, 2016. - 135 с.
3. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. - М.: Дрофа, 2017. - 224 с.
4. Васильев В. В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации в методе проектов в средней школе [Текст]/ В.В. Васильев // Народное образование. - 2020. - №2. - С. 12-17
5. Гальперин П.Я. Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. [Текст]/ М.: Изд. МГУ.- 2018. - 225 с.
6. Горяев А.В. Проектная деятельность школьников среднего звена [Текст]/ А.В. Горяев// Начальная школа. - 2020. - №3. - С. 11-17
7. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании [Текст]/ Ю. В. Громыко. - М.: Школьные технологии, 2017. - 180 с.
8. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. [Текст]/ Директор школы, 2017. - 144 с.
9. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. Игровые упражнения [Текст]/ М.: 5 за знания, 2017. - 278 с.
10. Джонс Дж. К. Методы проектирования [Текст]/ Дж. К. Джонс: Пер. с англ. - 2-е изд. доп. - М.: Мир, 2015. - 326 с.
11. Дьюи Д. Демократия и образование. — М.: Педагогика-Пресс,
2018. - 383 с.
12. Долгушина Н. Ю. Организация исследовательской деятельности младших школьников. [Текст]/ Начальная школа. - 2019. - №10. - С. 55 - 61
13. Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в команде / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. - М.: Интеллект-Центр 2018. - 196 с.
14. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст]/ И.А. Зимняя. - Высшее образование сегодня. - 2018. - №4. - С. 30-37
15. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в средней школе. [Текст]/ Начальная школа. - 2018. - №2. - С. 45-53.
16. Киричук О. В., Коберник А. «Психолого-педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса» [Текст]/ Педагогика и психология. - 2018. - №4. - С. 31-36.
17. Коберник В.С. «Урок трудового обучения в условиях проектно - технологической системы» [Текст]/ Трудовая подготовка в учебных заведениях. - 2020. - №2. - С. 10-16
18. Котелец Н.В. «Проектно-технологическая деятельность учащихся» [Текст]/ Обучение в школе.- 2018. - №1. - С. 34-39.
19. Куценко, Н.А. «Метод проектов в учебной деятельности школьников» [Текст]/ Обучение в школе. -2019.- №7. - С. 20-28
20. Лернер П. Проектирование как основной вид познавательной деятельности школьников [Текст]/ Завуч, 2018. - 166 с.
21. Логвин В.А. Метод проектов в контексте современного образования [Текст]/ Завуч. - 2018. - №26. - С. 19-26.
22. Маркелова О. Н. Технология рукоделия. Краткая энциклопедия вышивки. Волгоград, 2018. - 110 с.
23. Маслова Н.В. Ключи к тайнам воспитания. - ИПЛ, 2017. - 240 с.
24. Молева Г.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии / Молева Г.А. Богданова И.А - Школа и производство. -
2019. - №4. - С. 60-65.
25. Морозова Н.Г. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / Морозова Н.Г. Кравченко Н.Г., Павлова О.В. 2019. - 204 с.
26. Садкина В. И. 101 педагогическая идея как создать урок - Феникс, 2016. - 187 с.
27. Симоненко В.Д. Технология ведения дома / Симоненко В.Д., Синица Н. В. - М.: 2017. - 192 с.
28. Симоненко В. Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы(вариант для девочек) / В. Д. Симоненко. Ю.В. Крупская и др. - Вентана-Графф, 2018. - 194 с.
29. Сьюзен Бейтс. Вышивка крестиком. 400 уникальных схем. Большая коллекция сборных дизайнов. Эксмо, 2017. - 96 с.
30. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2018. - 144 с.
31. Тищенко А.Т. Технология / Тищенко А.Т., Синица Н.В. - М.: 2017. -144 с.
32. Проекты в образовательной области «Технология». - Режим доступа: http://m-proektov.narod.ru/data/main-2/topic-4/page02.html. - Загл. с экрана. Н. М. Конышева. Технология. Наш рукотворный мир. Смоленск, 2018. - 160 с.
33. EnterEducation «Использование проектной деятельности на уроках технологи». - Режим доступа: http://www.oxoz.ru/fenovs-698-4.html. - Загл. с экрана.