Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования
иноязычных лексических навыков в начальной школе 12
1.1. Особенности формирования иноязычных лексических навыков в
начальной школе 12
1.2. Контроль и оценка сформированности иноязычного лексического
навыка 21
1.3. Психологические особенности обучающихся младшего
школьного возраста 26
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению мультимедийной визуализации как средства формирования лексических навыков при обучении английскому языку в начальной школе 36
2.1. Анализ возможностей применения мультимедийной
визуализации как средства формирования лексических навыков при обучении английскому языку в начальной
школе 35
2.2. Разработка и апробация комплекса упражнений и заданий с
использованием мультимедийной визуализации в процессе формирования лексических навыков при обучении английскому языку в начальной школе 47
2.3. Методические рекомендации по использованию мультимедийной
визуализации на уроках английского языка в начальной школе 62
Выводы по главе 2 65
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложение А 78
Приложение Б 81
Приложение В 86
Приложение Г 91
Приложение Д 94
Приложение Е 99
Приложение Ж 100
Приложение З 101
Приложение И 107
Актуальность темы исследования определяется несколькими факторами: общие положения Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования от 31.05.2021 г. № 286 предполагают, что современный учитель и школа в состоянии
обеспечивать овладение детьми современными технологическими средствами в процессе обучения, а также формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями [Приказ ФГОС НОО, 2021].
На уроках иностранного языка на протяжении долгого времени в качестве информационно-коммуникативных технологий используется аудирование (прослушивание диалога, текста и т.д.). Использование мультимедийной визуализации встречается достаточно редко несмотря на то, что современные источники информации в повседневной жизни часто представляют собой видеофрагменты.
Лексическая компетенция является составной частью иноязычной коммуникативной компетенции, поэтому словарный запас можно считать одним из приоритетных пунктов в изучении любого языка.
При использовании традиционной методики обучения иностранным языкам основная масса информации, в том числе и лексика, обычно преподносится в виде текста в учебнике или рассказа учителя. Детей в возрасте 9-11 лет достаточно сложно мотивировать и увлечь данным подходом. П.Я. Гальперин отмечал: «Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения» [Гальперин, 1985, с.21].
В противоположность учебнику и рассказу учителя, мультимедийная визуализация является яркой и интересной попыткой приобретения знаний и мотивации обучающихся, которая влияет на основные каналы восприятия: визуальный, аудиальный, дигитический.
В трудах Ю.И. Верисокина, В.А. Ефременко, Н.А. Бородиной использование мультимедийной визуализации рассматривается как реальность сегодняшнего дня. Неоспоримым является также и то, что данный тип визуализации является важным элементом как мотивации, так и процесса обучения. Но, для эффективного применения мультимедиа необходимо пройти этап подготовки. Данные авторы признают, что при внедрении мультимедийных средств пересмотру подвергаются представления о разных психических функциях, особенно выделяют мышление. В.А. Ефременко выделяет разнообразные мультимедийные игры, которые «способствуют расширению словарного запаса, учат понимать речь на слух и правильно писать, знакомят с грамматикой английского языка» [Ефременко, 2007, с.19].
Исследование Н.А. Бородиной состоит в выявлении направлений развития информатизации образования; целесообразности взаимосвязанного и совокупного использования различных компонентов электронных средств учебного назначения в процессе обучения; требований к качеству электронных средств учебного назначения; принципов комплексного использования электронных средств учебного назначения в процессе обучения; особенностей информационной среды дистанционного обучения [Бородина, 2021].
Знание лексических единиц занимает особое место в процессе изучения иностранного языка. Данный аспект рассматривается и подтверждается в трудах А.А. Миролюбова [Миролюбов, 2010], С.Г. Тер-Минасовой [Терминасова, 2000; 2008] и зарубежных авторов, таких как М. Lewis [2000] и А. Hunt [2002] Авторы представляют лексику как наиболее важный инструмент для изучения иностранного языка и общения, но требующий взаимодействия с фонетикой и грамматикой.
А.А. Миролюбов отмечает, что основными требованиями к употреблению лексики являются точность употребления лексических единиц в контексте, богатство словарного запаса, поднимают проблему отбора лексического минимума [Приводится по: Методика обучения ... , 2010].
С.Г. Тер-Минасова, исследуя в своих трудах трудности языковой и межкультурной коммуникации, добавляет такой важный аспект, как использование слова в контексте и влияние культурных фоновых знаний. Раскрывает взаимосвязь языка и культуры, необходимость их изучения совместно. Также автор выделяет проблему, связанную с лексикофразеологическими ограничениями [Тер-Минасова, 2008].
М. Lewis и А. Hunt представляют лексический подход, где лексика - это ключ к успешному овладению английского языка. Исследователи полагают, что овладение большим количеством лексических единиц представляет собой самую главную задачу для учащихся [Hunt, 2002; Lewis, 2000]. Постулаты данного подхода имеют аналоги в работах наших отечественных ученых, которые предполагают и предлагают изучение грамматики языка именно через лексику, а не по отдельности.
Проанализировав УМК Английский в фокусе для 2-3 классов. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и другие, мы пришли к выводу о том, что в данном УМК содержится недостаточно мотивационных, современных, обучающих заданий для формирования лексических навыков. Практика показывает, что изучение лексических единиц обычно остается в качестве домашнего задания, обучающиеся чаще всего забывают о правильном произношении, контексте используемых слов.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанных проблем в отечественной и зарубежной научно-методической литературе позволила определить тему исследования: «Мультимедийная визуализация как средство формирования лексических навыков при обучении английскому языку в начальной школе».
Объектом исследования является процесс иноязычного образования в начальной школе.
В качестве предмета исследования мы рассматриваем мультимедийную визуализацию как средство формирования иноязычных лексических навыков у обучающихся в начальной школе.
Цель исследования - разработать и апробировать комплекс упражнений и заданий с использованием мультимедийной визуализации как средства формирования лексических навыков при обучении английскому языку в начальной школе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи исследования:
1. рассмотреть различные подходы к определению понятия
«лексические навыки» в обучении иностранным языкам;
2. изучить и описать особенности процесса формирования лексических навыков обучающихся в начальной школе на уроках английского языка;
3. определить возможности применения мультимедийной визуализации при обучении английскому языку с целью формирования лексических навыков обучающихся;
4. разработать комплекс упражнений и заданий с использованием мультимедийной визуализации, направленный на формирование лексических навыков обучающихся начальной школы при обучении английскому языку (в дополнение к УМК Английский в фокусе для 2-4 классов. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и др.);
5. организовать опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанного комплекса упражнений и заданий на базе МБОУ Чернореченской СОШ №2 им. В.Д. Солонченко (Красноярский край, п. Новочернореченский), проанализировать полученные данные и дать рекомендации по использованию разработанного методического материала.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование комплекса упражнений и заданий с использованием мультимедийной визуализации при обучении английскому языку в начальной школе обеспечит эффективное формирование лексических навыков у обучающихся.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования и
обобщение результатов исследований, касающихся мультимедиа при обучении иностранным языкам; мониторинг образовательного процесса с целью выявления уровня сформированности лексических навыков обучающихся; диагностические методы (эксперимент, диагностирование); методы статистической обработки данных.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по формированию лексических навыков Н.Д. Гальсковой [Гальскова, 2006], А.А. Миролюбова [Методика обучения ..., 2010], Е.И. Пассова [Пассов, 2010], М. Льюиса [Lewis, 2000], А. Ханта [Hunt,
2002] ; по применению мультимедийной визуализации в образовательном процессе: Н.А. Бородиной [Бородина, 2021], Ю.И. Верисокина [Верисокин,
2003] , В.А. Ефременко [Ефременко, 2007]; характеристики психологопедагогических особенностей обучающихся 9-11 лет Л.С. Выготского [Выготский, 1997], И.В. Дубровиной [Дубровина, 2003].
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование апробировано на занятиях в начальной школе МБОУ «Чернореческая СОШ №2 им. В.Д. Солонченко» (Красноярский край, Козульский район, п. Новочернореченский).
Результаты исследования внедрены в образовательный процесс в МБОУ «Чернореченская СОШ №2 им. В.Д. Солонченко» (Красноярский край, Козульский район, п. Новочернореченский).
Научная новизна исследования состоит в описании применения мультимедийной визуализации на уроках английского языка в начальной школе; выделении условий контекстуализации данного средства
формирования иноязычных лексических навыков на уроках английского языка начальной школы.
Теоретическая значимость исследования заключается во внесении определенного вклада в изучение проблемы усвоения лексического минимума на уроках иностранного языка в начальной школе.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в работе учителей иностранного языка. Также разработан ряд рекомендаций для преподавателей английского языка начального общего образования, которые помогут реализовать принципы использования мультимедийной визуализации как средства формирования иноязычных лексических навыков обучающихся.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию статьи в научном журнале «Молодой ученый» в 2023 г. на тему «Возможности мультимедийной презентации при формировании иноязычного лексического навыка на уроках английского языка» (Приложение Д), а также через выступления с докладами на XXIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции
«Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики». Красноярск, СибГУ им.М. Ф. Решетнева 2023 г. (Приложение Е) и ХП Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2023 г.: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева на тему «Использование мультимедийной презентации при формировании иноязычного лексического навыка на уроках английского языка в 3 классе» (Приложение Ж).
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Работа изложена на 106 страницах, включая приложения.
Первая глава «Теоретическое обоснование проблемы формирования иноязычных лексических навыков в начальной школе» представляет собой описание термина и процесса формирования лексических навыков, характеристики психолого-педагогических особенностей обучающихся начальной школы, детей 9-11 лет, рассматриваются критерии оценки и контроля сформированности иноязычного лексического навыка.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по применению мультимедийной визуализации как средства формирования лексических навыков при обучении английскому языку в начальной школе» представлены анализ возможностей применения мультимедийной визуализации, а также анализ и описание апробации комплекса упражнений и заданий с использованием мультимедийной визуализации в процессе формирования лексических навыков в условиях начальной общеобразовательной школы» (в дополнение к УМК Английский в фокусе 2 - 3 классов. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и другие) на базе МБОУ «Чернореченская СОШ №2 им. В.Д. Солонченко» (Красноярский край, Козульский район, п. Новочернореченский).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, а также описываются предполагаемые перспективы дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 58 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные документы и учебные издания....
В процессе исследования были решены теоретические задачи, такие как: рассмотрены различные подходы к определению понятия «иноязычные лексические навыки»; изучены особенности процесса формирования лексического навыка; исследованы теоретические работы отечественных и зарубежных авторов; изучены возрастные психолого-педагогические характеристики обучающихся начальной школы.
В ходе практического исследования, проведения эксперимента, на основе полученных теоретических знаний были решены задачи:
1. изучены методологическая и психологическая литература по теме нашего исследования;
2. выделены основные принципы при работе с формированием лексического навыка, а также этапы изучения новой лексики;
3. проанализирован УМК Английский в фокусе «Spotlight» 2-4 классов. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д. и другие;
4. изучено определение понятия мультимедийная визуализация;
5. определены условия использования мультимедийной
визуализации на уроках английского языка в соответствии с возможностями образовательной среды школы;
6. разработан комплекс упражнений и заданий с использованием мультимедийной визуализации в процессе формирования лексических навыков;
7. проведен эксперимент по апробации применения разработанного комплекса заданий и упражнений на базе МБОУ Чернореченской СОШ №2 им. В.Д. Солонченко (Красноярский край, п. Новочернореченский);
8. проанализированы результаты эксперимента;
9. даны методические рекомендации по работе с мультимедийной визуализацией на уроках английского языка в начальной школе.
В качестве результата нашего исследования необходимо отметить, что наша гипотеза подтвердилась. Использование комплекса упражнений и заданий на основе мультимедийной визуализации при формировании иноязычных лексических навыков на занятиях в начальной школе обеспечило достижение более высокого уровня овладения лексическими единицами. Были отмечены и дополнительные преимущества такого обучения, которые показали, что обучающиеся экспериментальной группы проявляли больший интерес к урокам, имели возможность развивать свои регулятивные навыки (самопроверка, самообразование), творческие способности и информационно-коммуникационные навыки.
Используя современные компьютерные технологии, которые практически заполонили все сферы жизни общества, образовательное пространство влияет на подготовку обучающихся к реалиям взрослой жизни, которая уже наполнена развивающимися информационными технологиями. К тому же данные технологии могут положительно влиять на развитие компонентов иноязычной языковой компетенции, в частности на развитие и формирование лексического навыка, без которого невозможна иноязычная языковая компетенция. Таким образом, мы считаем, что современной школе необходимы современные ресурсы.
В конце эксперимента мы предложили обучающимся провести анонимную рефлексию, в процессе которой, они записали свои ощущения и впечатления от уроков с применением мультимедийной визуализации. Несколько человек выразили свою неуверенность в работе с компьютером, так как в учебном плане 3 класса отсутствуют уроки информационнокоммуникационных технологий, а дома не у всех имеются компьютеры. Тем не менее, от основной части обучающихся мы получили положительные отзывы. Они отметили, что использованные ресурсы помогали им в изучении лексических единиц, повысили мотивацию к процессу обучения. В завершении можно сказать, что мультимедийная визуализация достаточно полезна при формировании лексического навыка.
Перспективы исследования могут быть связаны с созданием базы ресурсов по темам УМК, которой мог бы воспользоваться любой преподаватель в дополнение к учебнику, и апробацией эффективности данной базы. Кроме того, мы считаем, что следует провести подобное исследование, но уже с развитием фонетического навыка для 2-х классов общеобразовательных школ. И тогда, представляется возможным создание общей базы к УМК не только с набором упражнений по развитию лексического навыка, но и фонетического.
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]: учеб.-метод. пособие / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2015. - 448 с.
2. Алиев, З.Г. Способы формирования лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку [Текст]/ З.Г. Алиев, Р.Н. Абдулаев, Л.М. Тетакаева // Мир науки, культуры, образования. - №6 (85). - 2020. - С. 221-223.
3. Алимова, О.С. Театрально-музыкальная деятельность - средство формирования иноязычных речевых навыков у дошкольников [Текст]/ О.С. Алимова// Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: педагогические технологии, наиболее эффективно реализующие ФГОС: Материалы VII Всероссийского семинара для преподавателей английского языка. - Екатеринбург, 2013. - С. 6-14.
4. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст]: (Опыт системно-структурного описания) / И.Л. Бим. - М.: Рус. яз., 1977. - 288 с.
5. Бородина, Н.А. Информационные технологии в образовании: монография [Текст] / Н.А. Бородина, С.В. Подгорская, О.С. Анисимова; Донской ГАУ. - Персиановский: Донской ГАУ, 2021. - 168 с.
6. Бронская, В.С. Теоретические основы формирования и развития
лексических навыков у школьников [Текст] / В.С. Бронская // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2011. - № 4. - С.59 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=17309382 (дата обращения: 29.11.2022).
7. Быкова, Н.И., Дули, Д., Поспелова, М.Д., Эванс, В. Английский язык. 2 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2023. - 76 с.
8. Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях [Текст] /И.Н. Верещагина, Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
9. Верисокин, Ю.И. Видеофильмы как средство мотивации школьников при обучении иностранным языкам [Текст] / Ю.И. Верисокин // Иностранные языки в школе. - 2003. - №5. - С. 31-35.
10. Воробьёва, В.В. Влияние использования информационнокоммуникационных технологий в современном образовании на процесс перехода к информационному обществу [Текст] / В.В. Воробьёва // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2013. - № 5. - С. 6.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. - 224 с.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. - 352 с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл.Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
14. Гаврилова, С.Г. Обучение английскому языку средствами театрализованной деятельности [Текст] / С.Г. Гаврилова, С.Н. Коробова, Е.А. Несветаева. - Вестник Майкопского государственного технологического университета. 13/2. - 2021. - С. 55-61.
15. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] /П.Я. Гальперин. - М.: Издательство Московского университета, 1985. - 45 с....58