Использование фонетического метода обучения чтению на английском языке для формирования фонологической компетенции обучающихся начальной школы
|
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование использования фонетического метода обучения чтению на иностранном языке в начальной школе для формирования фонологической компетенции 11
1.1. Характеристика современных методик обучения фонетике иностранного
языка в начальной школе 11
1.2. Особенности психолого-физиологических процессов обучения чтению на
иностранном языке в начальной школе 20
1.3. Критерии оценки и контроль уровня сформированности фонологической
компетенции 36
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению фонетического метода обучения чтению на иностранном языке в начальной школе с помощью обучающей платформы Взнания 43
2.1. Анализ возможности применения ресурсов образовательной платформы
Взнания для обучения чтению на иностранном языке в начальной школе 43
2.2. Разработка комплекса упражнений на основе образовательной платформы Взнания, направленных на формирование фонологической компетенции
обучающихся начальной школы на базе МАОУ СШ №
147 51
Выводы по главе 2 63
Заключение 64
Список использованных источников 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 84
ПРИЛОЖЕНИЕ З 85
ПРИЛОЖЕНИЕ И 86
ПРИЛОЖЕНИЕ К 89
Глава 1. Теоретическое обоснование использования фонетического метода обучения чтению на иностранном языке в начальной школе для формирования фонологической компетенции 11
1.1. Характеристика современных методик обучения фонетике иностранного
языка в начальной школе 11
1.2. Особенности психолого-физиологических процессов обучения чтению на
иностранном языке в начальной школе 20
1.3. Критерии оценки и контроль уровня сформированности фонологической
компетенции 36
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению фонетического метода обучения чтению на иностранном языке в начальной школе с помощью обучающей платформы Взнания 43
2.1. Анализ возможности применения ресурсов образовательной платформы
Взнания для обучения чтению на иностранном языке в начальной школе 43
2.2. Разработка комплекса упражнений на основе образовательной платформы Взнания, направленных на формирование фонологической компетенции
обучающихся начальной школы на базе МАОУ СШ №
147 51
Выводы по главе 2 63
Заключение 64
Список использованных источников 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 84
ПРИЛОЖЕНИЕ З 85
ПРИЛОЖЕНИЕ И 86
ПРИЛОЖЕНИЕ К 89
Актуальность темы исследования определяется переходом системы образования к компетентностному подходу. В той ситуации становится очевидна необходимость повышения качества и уровня подготовки обучающихся, отвечающих всем международным стандартам. Владение английским языком несомненно является неоспоримым преимуществом в профессиональной и академической сфере в условиях глобализации. Одним из показателей успешного освоения образовательной программы является формирование фонологической компетенции, включающей в себя знание звуковой системы языка, ударения, ритмики, интонации, мелодики, способов фонетической организации речи и умение пользоваться ими в процессе общения. Основой изучения английского языка в школе можно считать обучение чтению и фонетике младших школьников. Правила чтения и произношения, изученные в начальной школе, имеют огромное значение для последующей работы в средней школе. Современные школы применяют в своей работе несколько основных методов обучения чтению, таких как фонетический и метод «целых слов». Однако стоит отметить, что только при использовании фонологического метода обучающиеся могут полностью изучить все правила и тонкости фонетики, что позволило определить тему исследования: «Использование фонетического метода обучения чтению на английском языке для формировании языковой (фонологической) компетенции обучающихся начальной школы». Одним из авторов, изучающих данную тему, является Г.М. Ишкова. В своей работе она указывает, что в современных условиях, когда уровень преподавания иностранных языков снижается, остро встает вопрос о необходимости поиска методов обучения, способных заложить прочную базу на самом раннем этапе изучения иностранного языка [Ишкова, 2001]. В связи с этим следует обратить внимание на обучение иностранному языку в начальной школе и сосредоточить усилия на преподавании иностранного языка на раннем этапе обучения. Также проблемой обучения чтению в начальной школе занимаются такие исследователи и авторы, как М.Уэст, Е. Мозолев.
Л.Р. Гайнутдинова отмечает, что изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению целей обучения иностранным языкам на начальном уровне общего образования [Гайнутдинова, 2019]. В связи с развитием и усилением международных связей в образовании и других сферах жизни граждане столкнулись с необходимостью межнациональной коммуникации. В связи с этим становится необходимостью знание иностранного языка, изучение которого начинается с изучения алфавита и фонетических особенностей. Таким образом, важно обеспечить повсеместное качественное начальное образование.
О.И. Долотова в своей работе рассмотрела взаимосвязь использования фонетического метода обучения чтению и формирования фонологической компетенции и пришла к выводу, что путь от звукового анализа слов к буквенно-звуковым соответствиям является единственно верным. Также З.Н. Никитенко в своих трудах сообщает, что только один из УМК, имеющий гриф Министерства образования и науки РФ, соответствует данному выводу [Долотова, 2011]. Таким образом, мы видим необходимость в разработке дополнительных методических рекомендаций для учителей, работающих по УМК, основанных на обучении чтению методом полных слов. Стоит также отметить, что единым УМК, одобренным Министерством образования РФ, стал “ Spotlight”. Его основной особенностью является использование метода полных слов.
В рамках внедрения ФГОС начального общего образования в процессе изучения английского языка одной из целей обучения является развитие
иноязычной коммуникативной компетенции, включающей другие компетенции: речевую, социокультурную, компенсаторную,
учебно-познавательную и языковую, в состав которой входит и фонетическая компетенция [ФГОС НОО, 2021]. Как видно из данного утверждения, обучение чтению в период начального общего образования являются неотъемлемой частью осуществления ФГОС НОО в рамках учебного процесса.
Отдельно стоит отметить влияние интернет-ресурсов на современный процесс образования. Огромное количество онлайн платформ включены в список рекомендованных Министерством образования к использованию. В условиях динамично изменяющегося мира и повсеместной геймификации образования необходимо использовать все доступные возможности для эффективного изучения иностранных языков.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в начальной школе.
Предмет исследования - формирование языковой (фонологической) компетенции на уроке иностранного языка в начальной школе при обучении чтению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение комплекса упражнений на основе образовательной платформы Взнания при работе с методическими пособиями, основанными на фонетическом методе обучения, на уроке английского языка в условиях начальной школы будет способствовать эффективности процесса формирования фонологической компетенции обучающихся.
Цель исследования - обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность применения комплекса упражнений на основе образовательной платформы Взнания в совокупности с методическими пособиями в процессе формирования фонологической компетенции обучающихся 2 класса.
Задачи исследования:
1. изучить современные методики обучения фонетике иностранного языка в начальной школе;
2. проанализировать фонетический метод обучения чтению на английском языке;
3. определить сущность, критерии оценки и контроля сформированности фонологической компетенции;
4. разработать комплекс упражнений по обучению чтению на уроке английского языка на основе фонетического метода для 2 класса в дополнение к УМК «Английский в фокусе» с использованием платформы Взнания (Spotlight 2). Авторы: Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс с использованием интернет-портала “Взнания”;
5. провести эксперимент по апробации комплекса упражнений по обучению чтению на основе фонетического метода на уроке английского языка во 2 классе на базе МАОУ СОШ № 147 г. Красноярска.
Методы исследования: анализ методической литературы по проблеме исследования и обобщение результатов исследований; мониторинг учебного процесса с целью выявления эффективности использования фонетического метода при обучении чтению на уроке иностранного языка во 2 классе; диагностические методы (эксперимент, диагностирование); методы статистической обработки данных...
Л.Р. Гайнутдинова отмечает, что изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению целей обучения иностранным языкам на начальном уровне общего образования [Гайнутдинова, 2019]. В связи с развитием и усилением международных связей в образовании и других сферах жизни граждане столкнулись с необходимостью межнациональной коммуникации. В связи с этим становится необходимостью знание иностранного языка, изучение которого начинается с изучения алфавита и фонетических особенностей. Таким образом, важно обеспечить повсеместное качественное начальное образование.
О.И. Долотова в своей работе рассмотрела взаимосвязь использования фонетического метода обучения чтению и формирования фонологической компетенции и пришла к выводу, что путь от звукового анализа слов к буквенно-звуковым соответствиям является единственно верным. Также З.Н. Никитенко в своих трудах сообщает, что только один из УМК, имеющий гриф Министерства образования и науки РФ, соответствует данному выводу [Долотова, 2011]. Таким образом, мы видим необходимость в разработке дополнительных методических рекомендаций для учителей, работающих по УМК, основанных на обучении чтению методом полных слов. Стоит также отметить, что единым УМК, одобренным Министерством образования РФ, стал “ Spotlight”. Его основной особенностью является использование метода полных слов.
В рамках внедрения ФГОС начального общего образования в процессе изучения английского языка одной из целей обучения является развитие
иноязычной коммуникативной компетенции, включающей другие компетенции: речевую, социокультурную, компенсаторную,
учебно-познавательную и языковую, в состав которой входит и фонетическая компетенция [ФГОС НОО, 2021]. Как видно из данного утверждения, обучение чтению в период начального общего образования являются неотъемлемой частью осуществления ФГОС НОО в рамках учебного процесса.
Отдельно стоит отметить влияние интернет-ресурсов на современный процесс образования. Огромное количество онлайн платформ включены в список рекомендованных Министерством образования к использованию. В условиях динамично изменяющегося мира и повсеместной геймификации образования необходимо использовать все доступные возможности для эффективного изучения иностранных языков.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в начальной школе.
Предмет исследования - формирование языковой (фонологической) компетенции на уроке иностранного языка в начальной школе при обучении чтению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение комплекса упражнений на основе образовательной платформы Взнания при работе с методическими пособиями, основанными на фонетическом методе обучения, на уроке английского языка в условиях начальной школы будет способствовать эффективности процесса формирования фонологической компетенции обучающихся.
Цель исследования - обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность применения комплекса упражнений на основе образовательной платформы Взнания в совокупности с методическими пособиями в процессе формирования фонологической компетенции обучающихся 2 класса.
Задачи исследования:
1. изучить современные методики обучения фонетике иностранного языка в начальной школе;
2. проанализировать фонетический метод обучения чтению на английском языке;
3. определить сущность, критерии оценки и контроля сформированности фонологической компетенции;
4. разработать комплекс упражнений по обучению чтению на уроке английского языка на основе фонетического метода для 2 класса в дополнение к УМК «Английский в фокусе» с использованием платформы Взнания (Spotlight 2). Авторы: Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс с использованием интернет-портала “Взнания”;
5. провести эксперимент по апробации комплекса упражнений по обучению чтению на основе фонетического метода на уроке английского языка во 2 классе на базе МАОУ СОШ № 147 г. Красноярска.
Методы исследования: анализ методической литературы по проблеме исследования и обобщение результатов исследований; мониторинг учебного процесса с целью выявления эффективности использования фонетического метода при обучении чтению на уроке иностранного языка во 2 классе; диагностические методы (эксперимент, диагностирование); методы статистической обработки данных...
В первой главе данного исследования раскрываются понятия «метод» и «методика», описываются психолого-педагогические и теоретико-методологические особенности обучения чтению младших школьников на английском языке в начальной школе в общеобразовательной школе в условиях соблюдения ТКП и ФГОС НОО.
Во второй главе рассматриваются возможности применения ресурсов образовательной платформы Взнания в процессе формирования фонологической компетенции обучающихся начальной школы при их
обучении с помощью фонетического метода. Представлены результаты опытно экспериментальной работы по формированию у обучающихся начальной школы фонологической компетенции при с методическими пособиями и онлайн-упражнениями на платформе Взнания. Практическая часть главы содержит описание поэтапного планирования и проведения исследования, а также критерии оценивания полученного результата. В данном исследовании мы рассмотрели различные точки зрения на вопросы уместности использования онлайн-платформ при изучении английского алфавита и звуков, и выяснили, что данный метод может быть реализован в общеобразовательной школе и его применение совместно с УМК Spotlight, основанном на методе полных слов. К сожалению, данный метод работы требует привлечение дополнительных материалов и пособий, а также предполагает большие временные затраты при подготовке к занятию. МАОУ СШ №147 (г. Красноярск), на базе которого проводился эксперимент, является общеобразовательной школой. С сентября 2023 года в школе открыто направление, связанное с углубленным изучением иностранного языка, а также предоставлена возможность для реализации дополнительных занятий, что требует подбор новых способов обучения, демонстрирующих высокие результаты.
На наш взгляд, применение веб-квестов и образовательной платформы Взнания, а также работа с дополнительными методическими пособиями, соответствуют новым требованиям.
Все эти средства имеют ряд преимуществ:
• Онлайн-упражнения - эффективное средство закрепления материала, игровая форма применения полученных знаний.
• Образовательная платформа Взнания - яркая, виртуальная отечественная разработка, получившая одобрение обучающихся младшего школьного возраста.
• Методические пособия Русиновой подобраны и апробированы на огромном количестве обучающихся, а также адаптированы под русскоязычных представителей и адекватны возрасту и интересам обучающихся.
В первой главе данной работе были изучены и описать особенности обучения чтению на иностранном языке в начальной школе. Также были проанализирован фонетический метод обучения чтению, его развитие и основные особенности.
Во второй главе были разработаны фонетические упражнения по обучению чтению на уроке английского языка для 2 класса в дополнение к УМК «Английский в фокусе» с использованием платформы Взнания (Spotlight 2) с использованием интернет-портала “Взнания. В практической части был проведен эксперимент по апробации комплекса упражнений по обучению чтению на уроке английского языка во 2 классе на базе МАОУ СОШ № 147 г. Красноярска.
В ходе эксперимента по разработке и апробации онлайн-упражнения и методического пособия Русиновой мы выяснили, что у обучающихся была сформирована фонологическая компетенция. Об этом свидетельствуют показания тестов после апробации курса, и устный опрос, завершающий серию уроков по изучению некоторых букв. Подводя итог, хочется отметить, что использование сервисов образовательной платформы Взнания для формирования фонологической компетенции обучающихся начальной школы при работе с онлайн-упражнениями оправдано. На основании данных, представленных в таблицах в практической части нашего исследования, можно сделать вывод о том, что работа с методическими пособиями и сопровождающие её задания на основе образовательной платформы Взнания зарекомендовали себя как эффективные способы формирования социокультурной компетенции обучающихся начальной школы в условиях общего начального образования.
Итогом данной работы является подтверждение гипотезы, что выполнение комплекса упражнений на основе образовательной платформы Взнания при работе с методическими пособиями, основанными на фонетическом методе обучения, на уроке английского языка в условиях начальной школы будет способствовало эффективности процесса формирования фонологической компетенции обучающихся. Это было подтверждено итоговыми тестированиями контрольной и экспериментальной группы.
Во второй главе рассматриваются возможности применения ресурсов образовательной платформы Взнания в процессе формирования фонологической компетенции обучающихся начальной школы при их
обучении с помощью фонетического метода. Представлены результаты опытно экспериментальной работы по формированию у обучающихся начальной школы фонологической компетенции при с методическими пособиями и онлайн-упражнениями на платформе Взнания. Практическая часть главы содержит описание поэтапного планирования и проведения исследования, а также критерии оценивания полученного результата. В данном исследовании мы рассмотрели различные точки зрения на вопросы уместности использования онлайн-платформ при изучении английского алфавита и звуков, и выяснили, что данный метод может быть реализован в общеобразовательной школе и его применение совместно с УМК Spotlight, основанном на методе полных слов. К сожалению, данный метод работы требует привлечение дополнительных материалов и пособий, а также предполагает большие временные затраты при подготовке к занятию. МАОУ СШ №147 (г. Красноярск), на базе которого проводился эксперимент, является общеобразовательной школой. С сентября 2023 года в школе открыто направление, связанное с углубленным изучением иностранного языка, а также предоставлена возможность для реализации дополнительных занятий, что требует подбор новых способов обучения, демонстрирующих высокие результаты.
На наш взгляд, применение веб-квестов и образовательной платформы Взнания, а также работа с дополнительными методическими пособиями, соответствуют новым требованиям.
Все эти средства имеют ряд преимуществ:
• Онлайн-упражнения - эффективное средство закрепления материала, игровая форма применения полученных знаний.
• Образовательная платформа Взнания - яркая, виртуальная отечественная разработка, получившая одобрение обучающихся младшего школьного возраста.
• Методические пособия Русиновой подобраны и апробированы на огромном количестве обучающихся, а также адаптированы под русскоязычных представителей и адекватны возрасту и интересам обучающихся.
В первой главе данной работе были изучены и описать особенности обучения чтению на иностранном языке в начальной школе. Также были проанализирован фонетический метод обучения чтению, его развитие и основные особенности.
Во второй главе были разработаны фонетические упражнения по обучению чтению на уроке английского языка для 2 класса в дополнение к УМК «Английский в фокусе» с использованием платформы Взнания (Spotlight 2) с использованием интернет-портала “Взнания. В практической части был проведен эксперимент по апробации комплекса упражнений по обучению чтению на уроке английского языка во 2 классе на базе МАОУ СОШ № 147 г. Красноярска.
В ходе эксперимента по разработке и апробации онлайн-упражнения и методического пособия Русиновой мы выяснили, что у обучающихся была сформирована фонологическая компетенция. Об этом свидетельствуют показания тестов после апробации курса, и устный опрос, завершающий серию уроков по изучению некоторых букв. Подводя итог, хочется отметить, что использование сервисов образовательной платформы Взнания для формирования фонологической компетенции обучающихся начальной школы при работе с онлайн-упражнениями оправдано. На основании данных, представленных в таблицах в практической части нашего исследования, можно сделать вывод о том, что работа с методическими пособиями и сопровождающие её задания на основе образовательной платформы Взнания зарекомендовали себя как эффективные способы формирования социокультурной компетенции обучающихся начальной школы в условиях общего начального образования.
Итогом данной работы является подтверждение гипотезы, что выполнение комплекса упражнений на основе образовательной платформы Взнания при работе с методическими пособиями, основанными на фонетическом методе обучения, на уроке английского языка в условиях начальной школы будет способствовало эффективности процесса формирования фонологической компетенции обучающихся. Это было подтверждено итоговыми тестированиями контрольной и экспериментальной группы.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ОБЩЕАМЕРИКАНСКОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ
ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА МЛАДШЕЙ
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ КАК ФАКТОР,
ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ УСПЕШНОМУ УСВОЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА И СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ, НАЦЕЛЕННЫХ НА ЕЕ
ПРЕОДОЛЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





