Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование фонетического метода обучения чтению на английском языке для формирования фонологической компетенции обучающихся начальной школы

Работа №170415

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование использования фонетического метода обучения чтению на иностранном языке в начальной школе для формирования фонологической компетенции 11
1.1. Характеристика современных методик обучения фонетике иностранного
языка в начальной школе 11
1.2. Особенности психолого-физиологических процессов обучения чтению на
иностранном языке в начальной школе 20
1.3. Критерии оценки и контроль уровня сформированности фонологической
компетенции 36
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению фонетического метода обучения чтению на иностранном языке в начальной школе с помощью обучающей платформы Взнания 43
2.1. Анализ возможности применения ресурсов образовательной платформы
Взнания для обучения чтению на иностранном языке в начальной школе 43
2.2. Разработка комплекса упражнений на основе образовательной платформы Взнания, направленных на формирование фонологической компетенции
обучающихся начальной школы на базе МАОУ СШ №
147 51
Выводы по главе 2 63
Заключение 64
Список использованных источников 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 84
ПРИЛОЖЕНИЕ З 85
ПРИЛОЖЕНИЕ И 86
ПРИЛОЖЕНИЕ К 89

Актуальность темы исследования определяется переходом системы образования к компетентностному подходу. В той ситуации становится очевидна необходимость повышения качества и уровня подготовки обучающихся, отвечающих всем международным стандартам. Владение английским языком несомненно является неоспоримым преимуществом в профессиональной и академической сфере в условиях глобализации. Одним из показателей успешного освоения образовательной программы является формирование фонологической компетенции, включающей в себя знание звуковой системы языка, ударения, ритмики, интонации, мелодики, способов фонетической организации речи и умение пользоваться ими в процессе общения. Основой изучения английского языка в школе можно считать обучение чтению и фонетике младших школьников. Правила чтения и произношения, изученные в начальной школе, имеют огромное значение для последующей работы в средней школе. Современные школы применяют в своей работе несколько основных методов обучения чтению, таких как фонетический и метод «целых слов». Однако стоит отметить, что только при использовании фонологического метода обучающиеся могут полностью изучить все правила и тонкости фонетики, что позволило определить тему исследования: «Использование фонетического метода обучения чтению на английском языке для формировании языковой (фонологической) компетенции обучающихся начальной школы». Одним из авторов, изучающих данную тему, является Г.М. Ишкова. В своей работе она указывает, что в современных условиях, когда уровень преподавания иностранных языков снижается, остро встает вопрос о необходимости поиска методов обучения, способных заложить прочную базу на самом раннем этапе изучения иностранного языка [Ишкова, 2001]. В связи с этим следует обратить внимание на обучение иностранному языку в начальной школе и сосредоточить усилия на преподавании иностранного языка на раннем этапе обучения. Также проблемой обучения чтению в начальной школе занимаются такие исследователи и авторы, как М.Уэст, Е. Мозолев.
Л.Р. Гайнутдинова отмечает, что изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению целей обучения иностранным языкам на начальном уровне общего образования [Гайнутдинова, 2019]. В связи с развитием и усилением международных связей в образовании и других сферах жизни граждане столкнулись с необходимостью межнациональной коммуникации. В связи с этим становится необходимостью знание иностранного языка, изучение которого начинается с изучения алфавита и фонетических особенностей. Таким образом, важно обеспечить повсеместное качественное начальное образование.
О.И. Долотова в своей работе рассмотрела взаимосвязь использования фонетического метода обучения чтению и формирования фонологической компетенции и пришла к выводу, что путь от звукового анализа слов к буквенно-звуковым соответствиям является единственно верным. Также З.Н. Никитенко в своих трудах сообщает, что только один из УМК, имеющий гриф Министерства образования и науки РФ, соответствует данному выводу [Долотова, 2011]. Таким образом, мы видим необходимость в разработке дополнительных методических рекомендаций для учителей, работающих по УМК, основанных на обучении чтению методом полных слов. Стоит также отметить, что единым УМК, одобренным Министерством образования РФ, стал “ Spotlight”. Его основной особенностью является использование метода полных слов.
В рамках внедрения ФГОС начального общего образования в процессе изучения английского языка одной из целей обучения является развитие
иноязычной коммуникативной компетенции, включающей другие компетенции: речевую, социокультурную, компенсаторную,
учебно-познавательную и языковую, в состав которой входит и фонетическая компетенция [ФГОС НОО, 2021]. Как видно из данного утверждения, обучение чтению в период начального общего образования являются неотъемлемой частью осуществления ФГОС НОО в рамках учебного процесса.
Отдельно стоит отметить влияние интернет-ресурсов на современный процесс образования. Огромное количество онлайн платформ включены в список рекомендованных Министерством образования к использованию. В условиях динамично изменяющегося мира и повсеместной геймификации образования необходимо использовать все доступные возможности для эффективного изучения иностранных языков.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в начальной школе.
Предмет исследования - формирование языковой (фонологической) компетенции на уроке иностранного языка в начальной школе при обучении чтению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение комплекса упражнений на основе образовательной платформы Взнания при работе с методическими пособиями, основанными на фонетическом методе обучения, на уроке английского языка в условиях начальной школы будет способствовать эффективности процесса формирования фонологической компетенции обучающихся.
Цель исследования - обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность применения комплекса упражнений на основе образовательной платформы Взнания в совокупности с методическими пособиями в процессе формирования фонологической компетенции обучающихся 2 класса.
Задачи исследования:
1. изучить современные методики обучения фонетике иностранного языка в начальной школе;
2. проанализировать фонетический метод обучения чтению на английском языке;
3. определить сущность, критерии оценки и контроля сформированности фонологической компетенции;
4. разработать комплекс упражнений по обучению чтению на уроке английского языка на основе фонетического метода для 2 класса в дополнение к УМК «Английский в фокусе» с использованием платформы Взнания (Spotlight 2). Авторы: Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс с использованием интернет-портала “Взнания”;
5. провести эксперимент по апробации комплекса упражнений по обучению чтению на основе фонетического метода на уроке английского языка во 2 классе на базе МАОУ СОШ № 147 г. Красноярска.
Методы исследования: анализ методической литературы по проблеме исследования и обобщение результатов исследований; мониторинг учебного процесса с целью выявления эффективности использования фонетического метода при обучении чтению на уроке иностранного языка во 2 классе; диагностические методы (эксперимент, диагностирование); методы статистической обработки данных...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе данного исследования раскрываются понятия «метод» и «методика», описываются психолого-педагогические и теоретико-методологические особенности обучения чтению младших школьников на английском языке в начальной школе в общеобразовательной школе в условиях соблюдения ТКП и ФГОС НОО.
Во второй главе рассматриваются возможности применения ресурсов образовательной платформы Взнания в процессе формирования фонологической компетенции обучающихся начальной школы при их
обучении с помощью фонетического метода. Представлены результаты опытно экспериментальной работы по формированию у обучающихся начальной школы фонологической компетенции при с методическими пособиями и онлайн-упражнениями на платформе Взнания. Практическая часть главы содержит описание поэтапного планирования и проведения исследования, а также критерии оценивания полученного результата. В данном исследовании мы рассмотрели различные точки зрения на вопросы уместности использования онлайн-платформ при изучении английского алфавита и звуков, и выяснили, что данный метод может быть реализован в общеобразовательной школе и его применение совместно с УМК Spotlight, основанном на методе полных слов. К сожалению, данный метод работы требует привлечение дополнительных материалов и пособий, а также предполагает большие временные затраты при подготовке к занятию. МАОУ СШ №147 (г. Красноярск), на базе которого проводился эксперимент, является общеобразовательной школой. С сентября 2023 года в школе открыто направление, связанное с углубленным изучением иностранного языка, а также предоставлена возможность для реализации дополнительных занятий, что требует подбор новых способов обучения, демонстрирующих высокие результаты.
На наш взгляд, применение веб-квестов и образовательной платформы Взнания, а также работа с дополнительными методическими пособиями, соответствуют новым требованиям.
Все эти средства имеют ряд преимуществ:
• Онлайн-упражнения - эффективное средство закрепления материала, игровая форма применения полученных знаний.
• Образовательная платформа Взнания - яркая, виртуальная отечественная разработка, получившая одобрение обучающихся младшего школьного возраста.
• Методические пособия Русиновой подобраны и апробированы на огромном количестве обучающихся, а также адаптированы под русскоязычных представителей и адекватны возрасту и интересам обучающихся.
В первой главе данной работе были изучены и описать особенности обучения чтению на иностранном языке в начальной школе. Также были проанализирован фонетический метод обучения чтению, его развитие и основные особенности.
Во второй главе были разработаны фонетические упражнения по обучению чтению на уроке английского языка для 2 класса в дополнение к УМК «Английский в фокусе» с использованием платформы Взнания (Spotlight 2) с использованием интернет-портала “Взнания. В практической части был проведен эксперимент по апробации комплекса упражнений по обучению чтению на уроке английского языка во 2 классе на базе МАОУ СОШ № 147 г. Красноярска.
В ходе эксперимента по разработке и апробации онлайн-упражнения и методического пособия Русиновой мы выяснили, что у обучающихся была сформирована фонологическая компетенция. Об этом свидетельствуют показания тестов после апробации курса, и устный опрос, завершающий серию уроков по изучению некоторых букв. Подводя итог, хочется отметить, что использование сервисов образовательной платформы Взнания для формирования фонологической компетенции обучающихся начальной школы при работе с онлайн-упражнениями оправдано. На основании данных, представленных в таблицах в практической части нашего исследования, можно сделать вывод о том, что работа с методическими пособиями и сопровождающие её задания на основе образовательной платформы Взнания зарекомендовали себя как эффективные способы формирования социокультурной компетенции обучающихся начальной школы в условиях общего начального образования.
Итогом данной работы является подтверждение гипотезы, что выполнение комплекса упражнений на основе образовательной платформы Взнания при работе с методическими пособиями, основанными на фонетическом методе обучения, на уроке английского языка в условиях начальной школы будет способствовало эффективности процесса формирования фонологической компетенции обучающихся. Это было подтверждено итоговыми тестированиями контрольной и экспериментальной группы.


1. Российская Федерация. Законы. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 20.08.2023).
2. Российская Федерация. Законы. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,основного, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 N 70799) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://co3tula-r71.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69 (дата обращения: 20.08.2023).
3. Российская Федерация. Законы. Ф79 Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [Текст]/ Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. - Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 147 с.
4. Российская Федерация. Рабочая программа МАОУ СШ 147 г.
Красноярска (ID 724427) учебного предмета «Иностранный язык (английский)» для обучающихся 2-4 классов [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://disk.yandex.ru/edit/disk/disk%2FМО%20И (дата
обращения: 09.09.2023).
5. Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://sh-sazonovskaya r19.gosweb.gosuslugi.ru30 _NOO_ot_18.07.2022.pdf (дата обращения: 23.08.2023 ).
6. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст]/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 286 с.
7. Андреева, А.В. Взаимодействие младшего школьника со сверстниками //Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018007974 (дата
обращения: 23.08.2023 ).
8. Барри, А.Л. Читая прошлое: у истоков современных методов обучения чтению [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ttps://cyberleninka.ru/article/n/chitaya (дата обращения 20.08.2023).
9. Артёмов, В.А. Психология обучения иностранным языкам [Текст]/ В.А. Артёмов. - М. Просвещение,1999. - 228 с.
10. Аствацатуров, Г.О. Дизайн мультимедийного урока. Методика, технологические приемы, фрагменты уроков [Текст]/ Г.О. Аствацатуров. - М.: Учитель, 2009. - 294 с.
11. Бабакова, Т. А. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом [Текст]: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / Т.А. Бабакова. - Федеральное гос.бюджетное образовательное учреждение высшего проф. образования Петрозаводский гос. ун-т. Петрозаводск, 2013. - 62 с.
12. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст]/Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
13. Бордовская, Н.В., Кошкина, Е.А., Бочкина, Н.А. Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследовательских практик) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/obrazovatelnye-tehnologii-v-sovremennoy-vysshe y-shkole-analiz-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-issledovaniy-i-praktik (дата обращения: 21.08.2023).
14. Вишневская, Г.М. Билингвизм и межкультурная коммуникация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/n (дата обращения: 19.08.2023).
15. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]/ Б.С. Волков. - М.: Кнорус, 2016. - 348 с....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ