ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого - педагогические условия развития творческого воображения в театрализованной деятельности 6
1.2. Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском саду 19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ 32
2.1 Формы театрализованной деятельности, применяемые в дошкольных учреждениях
2.2. Организация театрализованной деятельности в старшей группе ДОУ (на примере ДОУ «Радуга» г. Чадаан) 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр,которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей.
Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки,мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора,бутафора,музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства,но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка,воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, коллективная театрализованная игра направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя пари этом все имеющиеся у нет возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов;способствует самопознанию, выражению личности при недостаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка,усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства,соединяющей в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая,Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, н.С.Карпинскаяя и др.)
Все выше сказанное помогает сформулировать цель работы - изучить особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования - театрализованная деятельность.
Предмет - театрализованная деятельность в ДОУ.
Гипотеза: организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет следующие особенности:
- является целенаправленной;
- имеет определенные формы организации;
- имеет определенное содержание ( в соответствии с программой «Арт- фантазия»);
- имеет специфические методы работы воспитателя - руководителя ТИД ( индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в способности и возможности).
В соответствии с этим можно сформулировать задачи исследования:
1. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Изучение особенностей организации театрализованной деятельности детей в старшей группе;
З. Определение значения правильной организации театрализованной деятельности;
4. Определение наиболее эффективных методов и приемов руководства театрализованной деятельности старшего возраста;
5. Подбор конспектов театрализованной деятельности способствующих решению определенных задач развития личности детей дошкольного возраста.
Методы исследования. В работе используются следующие методы:
анализ психолого - педагогической литературы, тестирование, сравнение,методы обработки данных.
База исследования. Опытно - поисковая работа проходила на базе
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад «Радуга» г. ЧадаанаДзун - Хемчикскогокожуууна Республики Тыва.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения, списка использованной литературы.
Многие педагоги, психологи часто размышляют о том, от чего зависит успех или неудача спектакля, театрализованной игры, праздника. Не всегда там, где усилий затрачено больше, результат лучше. Различные эксперименты и исследования показали, что успех гарантирован тогда, когда воспитатель осуществляет индивидуальный подход, проявляет уважение к личности каждого ребёнка, верит в способности и возможности всех своих воспитанников.
Итак, выполненное нами исследование, посвящённое изучению особенностей организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте, даёт основания сделать вывод, что организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет определённые особенности. Реализовав основные задачи исследования, мы определили, что:
Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.
Имеет определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение, кружковая работа.
Имеет определённое содержание - в соответствии с той программой,по которой работает воспитатель-руководитель ТИД в ДОУ (мы работали по программе «Арт - фантазия»).
Имеет специфические методы работы воспитателя-руководителя ТИД:
индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.
Как известно, театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.
В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым,раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение,что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания,творческого соучастия.
Учитывая результаты проделанной работы, мы составили следующие рекомендации воспитателям и узким специалистам ДОУ:
Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении,побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.
Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005,-№4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М.,2003.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.:Просвещение, 1991.
4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль, 1998. - 240 с.
5. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников.
Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - С.З.
6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.
7. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью,- СПб.: КАРО, 2006.
8. воспитание. - 1999. - №11.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,1991.
10. Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. - М., 1956.
11. Выготский Л.С. Психология искусства _ под ред. М.С. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
12. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность
ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы:
Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект,2003.-256 с.
13. Генов Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 1968. - 154 с.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.:МГУ, 1998. -318 с.
15. Готовимся к аттестации // Методическое пособие для педагогов. - С-Пб.: Детство-пресс, 2000. - 144 с.
16. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. - М.: Линка-Пресс, 2003. -176с.
17. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. - М.: Наука, 1982. -256с.
18. Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), - Л., 1973.
19. Демьянченко О.М. Воображение дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1990. № 5.
20. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1997. - 136 с.
21. Доронова Т., Доронова Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» - М., 1997. - 27 с.
22. Дьяченко О.М., Кириллова А.Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. -1980. -№2. -С. 107-114.
23. Ершова А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 1999. - № 4. -С.3-4.
24. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на
протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2000.- 423с.
25. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М., 1960.
26. Захарова Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение,1973.-320 с.
27. Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. - М.:Просвещение, 1988. - 192 с.
28. Калошина П.П. Структура и механизмы творческой деятельности. - М.:МГУ, 1983. - 168 с.
29. Камаева Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. - 1993. -№ 6. - С.5-7.
30. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
31. Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. - Орел: МП Простор,1992. - 120 с.
32. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1997. 224^0 с.
33. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие
для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр«Академия», 1998. - 432 с.
34. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дне. канд. пед. наук. - М., 1994.
35. Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжету литературного произведения. - Киев,1990.-22 с.
36. Кофман Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974. - с.69-72.
37. Кудрявцева В., Сидельникова В. Ребенок-дошкольник: новый подход к
диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. -1995. -№ 9, 10. -С.52-59.
38. Куревина, А.О. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. 176 с.
39. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок»:
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.-М., 1996.
40. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого,образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого,культурного, активно-творческого. М.: Владос, 2004. 367 с.
41. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях //
Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.:Просвещение, 1986. - 140с.
42. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1965.
43. Листик Е.М., Курганова А.Е. Творческие сюжетные игры для детей
старшего дошкольного возраста //Психолог в детском саду. - 1999. - №1. - С.67-77.
44. Макаренко Л. Здравствуй театр: К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству //Дошкольное воспитание. - 1995. - № 1. - С.39-44.
45. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.,1997.
46. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников //
47. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.
48. Медведева Е.А. Формирование предпосылок творческого воображения у старших дошкольников с задержкой развития в театрализованных играх: Дне. канд. пед. наук. - М., 1997. - 192 с.
49. Медведева Е.А., Шишова Т. Улыбка судьбы. Роли и характеры. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. - 240 с.
50. МИОО, 1995.
51. Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей. - М., 2001.
52. Неменова Т. Развитие творческого проявления детей в процессе
театральных игр // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 1. - С. 19.
53. Немов Р.С. Психология: Учеб, для студентов высш. пед. учеб,
заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.:Еуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
54. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.,2001.
55. Ничипорюк Е.А. Диагностика в детском саду: Методическое пособие. -Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - С.90-94.
56. Общая психология / под ред. А.В. Карпова. - М., 2002. - С. 109-111.
57. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Школа-пресс, 1997. - 512 с.
58. Петрова Т.П., Сергеева Б.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском
59. Петровский А.В. Воображение / Общая психология. - М., 1977.
60. Петровский А.В. О психологии личности. - М.: Искусство, 1998. - 176 с.
61. Пидкасистый П.П., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: МПУ, 1996. - 269 с.
62. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников// Вопросы психологии. - 1990. - № 1.
63. Поддъяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольников. - М.: Центр, 1996. 32 с.
64. Поддъяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. -М.: Центр «Дошкольное детство», 1998. - 28 с.
65. Подласый И.Н. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996.
66. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.:Педагогика, 1976. - 280 с.
67. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост.
Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
68. Прохорова JI.H. Путешествие по Фанталии: Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 160с.
69. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В. Запорожца,А.П. Усовой. - М., 1996.
70. Рогов Е.И. Психология человека. - М.: Азбука психологии, 1999. - 320с.
71. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1990. - 224 с.
72. саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
73. Селиванова JI.T. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1961. - № 12.
74. Сидельников В. США Исследование воображения и творчества детей
дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - С.84-86.
75. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной іюихологии // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 10. - С.69-72.
76. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб, для студ. высш. пед. учеб,заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
77. Соловьев В.Б. Азбука актера, режиссера и педагога любительского театра. Сыктывкар, 1994.
78. Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004.
79. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.-М.:
80. Столяренко Л.Д., Смыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и
ответах: Учебники, учебные пособия. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. -576с.
81. Тихомиров O.K. Психологические исследования творческой деятельности. - М.: Наука, 1975. - С.7-131.
82. Томчикова С.Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности: Учебное методическое пособие. - Магнитогорск: МаГУ, 2002. - 90 с.
83. Томчикова С.Н. У истоков театра: Программа творческого развития
детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. -Магнитогорск: МаГУ, 2002ю - 69 с.
84. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов. - М.: Академия, 1999. 336 с.
85. Филатов Ф.Р. Общая психология. Серия «Высший балл». - Ростов н/Д:Феникс, 2003. - 448 с.
86. Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов до-полнительного образования, работающих с дошкольниками:Программно-методическое пособие/ Под ред. С.И.Мерзляковой.-М.: Владос, 1999.
87. Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх: Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - С.87-99.
88. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Первушина И.М. Маленькие игры в большом счастье. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 224 с.
89. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 160 с.
90. Чурилова Э.Г.Методика и организация театрализованной деятельности до-школьников и младших школьников,- М.: Владос,2001.
91 .Шарагина Л.И. Логика воображения. - М., 2001.