ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОЭТИКА ДВОЙНИЧЕСТВА В ПОЭМЕ И. БРОДСКОГО «ГОРБУНОВ И ГОРЧАКОВ» (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ, ИСТОРИКОЛИТЕРАТУРНЫЙ АСПЕКТЫ) 8
1.1. Поэма И. Бродского «Горбунов и Горчаков» в научно-исследовательском
дискурсе 8
1.2. Мотив как литературоведческая категория 11
1.3. Феномен двойничества в традиции русской литературы 13
ГЛАВА 2. МОТИВ ДВОЙНИЧЕСТВА В ПОЭМЕ И. БРОДСКОГО
«ГОРБУНОВ И ГОРЧАКОВ» 16
2.1. Горбунов и Горчаков как герои-двойники: предварительные
замечания 16
2.2. Двойничество на литературно-ономастическом уровне в системе
лирических героев 17
2.3. Мифопоэтическая связь мотивов безумия и сна 19
2.4. Мотив предательства: категория «пасхальности» в сюжетной дихотомии
текста 28
2.5. Двойничество как инвариантный мотив в поэтической системе
второстепенных мотивов 32
2.6. Речевой портрет лирических героев: двойничество на языковом
уровне 34
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМЫ «ГОРБУНОВ И ГОРЧАКОВ») 39
3.1. Пояснительная записка (об актуальности мультипликационной
педагогики) 39
3.2. Методическая разработка 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В 58
Иосиф Бродский (1940-1996) стал поэтом, обновившим образный код русской поэзии, создавшим новое видение, которое можно назвать «фасеточным» — столько совершенно разных граней мира преломляется в нем [Эпштейн: 243]. Изучение творчества Бродского начинает отсчет в 90ые годы. К настоящему времени количество литературоведческих статей и научных исследований превышает по объему собственно творчество самого поэта. Исследования касаются различных аспектов поэтики:
1) статьи биографического и мемуарного характера: П. Вайль, Л. Лосев «Иосиф Бродский: труды и дни» (1998), Я. Гордин «Перекличка во мраке. Иосиф Бродский и его современники» (2000), Л. Штерн «Иосиф Бродский: Ося, Иосиф, Joseph» (2001), Л. Лосев «Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии» (2006), В. Полухина «Иосиф Бродский: жизнь, труды, эпоха» (2008), С. Волков «Диалоги с Бродским» (2002), В. Полухина «Иосиф Бродский: Большая книга интервью» (2000); и др.
2) статьи литературоведческого характера: М. Крепе — автор первой монографии о поэте «О поэзии Иосифа Бродского» (1984), В. Полухина «Иосиф Бродский: поэт для нашего времени»/Joseph Brodsky: А Poet for Our Time, Баткина «Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского» (1997), A.A. Новиков «Поэтология Иосифа Бродского» (2001), А.Ю. Сергеева-Клятис и O.A. Лекманов «Рождественские стихи» Иосифа Бродского» (2002), Л.А Колобаева «Связь времен: Иосиф Бродский и Серебряный век русской литературы» (2002), монография корейского исследователя Ли Чжи Ен ««Конец прекрасной эпохи». Творчество Иосифа Бродского. Традиции модернизма и постмодернистская перспектива» (2004), книга A.M. Ранчина «"На пиру Мнемозины": Интертексты Бродского» (2001), Т. Венцловы «Статьи о Бродском» (2005); и др.
Основным темам поэзии Иосифа Бродского — времени, пространству, Богу, жизни, смерти, искусству, поэзии, империи, изгнанию, одиночеству — посвящены статьи Л.В. Лосева, Ю.М. Лотмана, Ст. Баранчака, Ч. Милоша, Ж. Нива, Д. Уолкотта, А. Наймана, И. Пильщикова, В. Полухиной и других.
Важные поэтологические аспекты творчества И. Бродского рассмотрены, но есть целый ряд исследовательских лакун, которые требуют особого внимания. К их числу относятся мотивы раннего творчества, обнаружившие себя в ранней лирике и в поэме «Горбунов и Горчаков» (19651968). Поэзии И. Бродского свойственны поэтика «осколков», всевозможные реминисценции, аллюзии к античной литературе и философско-эстетическая основа, являющаяся переосмыслением традиции барокко [Лейдерман, Липовецкий].
В научно-исследовательском поле существуют несколько точек зрения на обозначенный текст И. Бродского. Каждая из них неоднозначна, но магистральным подходом к поэме «Горбунов и Горчаков» стала категория двойничества.
Мотив двойничества как феномен литературы возникает в эпоху романтизма. В поэтике Иосифа Бродского этот мотив реализуется, но исследований, посвященных этой категории и вообще раннему периоду творчества поэта (до 1971 года), недостаточно. Данное обстоятельство, а также необходимость более пристального изучения выделенной проблематики, определяет актуальность предлагаемого исследования.
Объектом исследования является поэма «Горбунов и Горчаков» Иосифа Бродского, предметом — ведущие мотивы поэмы «Горбунов и Горчаков». Материал исследования — поэма «Горбунов и Горчаков», ранняя лирика, биографические материалы и воспоминания о Бродском.
Цель данного исследования состоит в осуществлении мотивного анализа поэмы И. Бродского «Горбунов и Горчаков».
Исходя из обозначенной цели, в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) выявить на основе теоретических работ особенности двойничества как категории мотива в поэме;
2) проанализировать текст с точки зрения мотивного, сопоставительнотипологического, лингвистического анализа;
3) разработать проектную творческую деятельность как методический подход к изучению предложенного произведения в старшей школе с целью выявления специфики поэтики художественного текста.
Методы и методология исследования: в ходе исследования применен метод комплексного и мотивного анализа литературного произведения, культурно-исторический метод, изучение и анализ литературоведческих источников, научной литературы по теме работы, метод выборки, систематизация и обобщение полученного материала.
Научная новизна и исходящая из него теоретическая значимость исследования определяется применением литературоведческого подхода к анализу поэмы И. Бродского «Горбунов и Горчаков».
Практическая значимость состоит в возможности применения материалов данного исследования в школьном и высшем преподавании литературы XX века.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Работа прошла апробацию в рамках следующих научных мероприятий: I место в Международной конференции «Современная русская утопия: трансформация метажанра» (2020), II место в XX научнопрактической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры (2020), II место в Х научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры (2021), I место за доклад на секции «Филология в христианском контексте» XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «К 350 летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» (2022).
Материалы работы опубликованы в следующих сборниках научных мероприятий: статья «Речевой портрет лирических героев в поэме И. Бродского «Горбунов и Горчаков»» / Материалы X Международной научнопрактической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры (Красноярск, 2021); статья «Категория пасхальности в поэме И. Бродского «Горбунов и Горчаков»"» / Актуальные проблемы современной филологии: материалы XXIII Международной научно-практической
конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 25 апреля 2022 г.; статья «Трансформация христианских идей и образов в поэме И. Бродского «Горбунов и Горчаков»» / XXII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность», 2022.
Исходя из поставленной цели — осуществление мотивного анализа поэмы И. Бродского «Горбунов и Горчаков», и достигнутых задач работы, включающих в себя освоение литературоведческих материалов, посвященных творчеству поэта, поэме «Горбунов и Горчаков» и феномену двойничества в русской литературе; исследование текста на разных уровнях поэтики и разработка нетрадиционного методического подхода к изучению представленного художественного произведения в старшей школе, ключевыми стали следующие положения:
В концепции литературоведческой категории под мотивом стоит понимать простейшую, неделимую единицу повествования (по А.Н. Веселовскому), осложненную принципом лейтмотивного повествования (по Б.М. Гаспарову). Это означает, что мотивом в тексте может стать не только событие, но и любой другой семантически важный элемент сюжета (будь то звук или предмет), постоянно повторяющийся, взаимодействующий с другими мотивами текста и имеющий множество вариантов. В поэзии Иосифа Бродского, наполненной поэтикой «осколков» в радикальной попытке синтеза классических, модернистских и постмодернистских тенденций, — мотив в лирическом произведении генерирует множество других мотивов, рождающих бесконечные ассоциативные связи.
Эти бинарные, противоречивые художественные подходы в ранней лирике поэта находят отражение в феномене двойничества, развитие которого произошло в творчестве русских и зарубежных писателей XVIIIXIX веков. Обязательными признаками двойничества в литературе считаются болезненные и безумные проявления сознания, его раздвоенность и бинарность, интроспекция «внутреннего» «я», антиномичность злого и доброго начал в душе героя-двойника.
В Нобелевской лекции, рассуждая о сущности поэзии, Бродский утверждал существование колоссального ускорителя сознания, благодаря которому обнаруживаются связи и зависимости в языке и речи. Поэма «Горбунов и Горчаков» наполнена ими от начала и конца, исследователи творчества И. Бродского имеют два диаметрально противоположных подхода к категории двойничества в поэме:
1) раздвоение личности Горбунова, двойственность его природы, разорванное сознание;
2) Горбунов и Горчаков — герои-антиподы, оппоненты, а также архетипические герои в рамках модели «Ученик — Учитель».
В структуре поэмы 14 частей, имеющих отдельное заглавие, написанной в жанре стихотворного диалога, буквально полностью из прямой речи без адресанта. При прочтении у реципиента возникает существенная проблема: понять, кому из героев принадлежит то или иное высказывание — Горбунову или Горчакову, становится почти невозможным. Весь объем стихового пространства, по подсчетам Б. Шерра, имеет определенную структуру: 1399 строк, разделенных на 14 частей, каждая из которых включает десять десятистрочных строф, кроме глав V, X и XIII, имеющих несколько иную строфику.
Двойничество заглавных героев выявляется на начальном уровне — заглавие поэмы, образующее раздвоенность в семантике самих антропонимов. Фамилии заглавных лирических героев — Горбунов и Горчаков — имеют сходство на фонемном уровне языка, но различаются на этимологическом, лексическом и семантическом уровнях. Инакомыслие, «кривость» Горбунова и «прямота», «горечь» Горчакова составляет основное экзистенциальное противоречие этих двух героев.
Местом действия в поэме является пространство психиатрической больницы, а именно — палата, в которой находятся заглавные герои: Горбунов и Горчаков, — и кабинет врачей. Сны Горбунова вызывают подозрения со стороны врачей после соответствующих доносов Горчакова. Мотив «грибного» сна семантически усиливается мотивом безумия, в концепции которого лежит принцип двоемирия, раздвоенности. Но, как отмечают исследователи, Горбунов не безумен, его одиночество, сопротивление несчастью подобно одиночеству Христа на Голгофе.
Категория сна в поэме и мотив безумия становятся неотъемлемыми мифопоэтическими кодами двоемирия. Сон и его значение являются ключевыми вопросами Горчакова об экзистенции Горбунова, потому что каждая часть поэмы начинается с вопроса Горчакова ««Ну, что тебе приснилось, Горбунов?»».
Мотив сна Горбунова находит выражение в образах лисичек, чей закодированный дискретный символ образует совершенно неожиданный мотивный комплекс — мотив любви и разлуки, мотив моря/воды, мотив одиночества. В научном дискурсе сон Горбунова до сих пор однозначно не объясняется. В данной работе была предпринята попытка символической расшифровки, в результате которой грибы Горбунова образуют мифологему Древа познания, видение Г орбунова будущего, обретение утраченного Эдема и архетипическую параллель Змей-искуситель и Адам.
В трансформации имплицитных христианских мотивов поэмы Горбунов раздваивается на два образа — Адама и Христа. Это образное приращение формирует в поэме категорию пасхальности, включающую в себя не только мотив предательства и страдания, но и мотив воскресения, выражающийся в неархетипичной форме. В прощании своем с Горбуновым Горчаков говорит: «“Что видишь? Море? Несколько морей? / И ты бредешь сквозь волны коридором... / И рыбы молча смотрят из дверей...”». Мотив моря в поэме образует целый мотивный комплекс: мотив сна (“грибного сна”), мотив любви/разлуки, грезы, мечты, образ свободы, «океанского вала», «гребни пенившихся круч». Поэма И. Бродского «Горбунов и Горчаков» через мотив предательства, искушения и безумия устремлена к покаянному осмыслению их и тем самым — к пасхальному завершению.
Перечисленные мотивы расширяют художественное и метафизическое пространство, образуя тем самым дополнительное двоемирие, реализующееся также с помощью мотива окна, мотива тишины, молчанья, антиномичного ему мотива голоса, слова, эха, и других ключевых элементов поэтической системы Бродского: одиночества/любви, мечты, безумия, свободы/несвободы, абсурда, жизни/смерти, тьмы/света.
Наиболее очевидно себя проявляет двойничество на языковом уровне. Речевой портрет Горбунова характеризируется сложными логическими построениями, философскими параллелями, развитием абстрактных ассоциативных связей. Особенностями речевого портрета Горчакова являются описание эмоционально окрашенных конкретных картин («образы»), частые восклицания и вопросительные конструкции, обращенные к Горбунову и носящие порой риторическую семантику. Героям свойственны речевые повторения друг за другом, они меняются местами и ведут себя соответственно выбранной позиции — Г орбунов становится как будто бы Горчаковым, и наоборот.
Каждый из исследователей творчества И. Бродского утверждает необычайную сложность поэмы. Она насыщена глубокими экзистенциальными смыслами, философскими художественными образами. В рамках традиционного урока литературы изучение этого глобального текста просто не представляется возможным. Методическая разработка проектной творческой деятельности для старших школьников, предлагаемая автором работы, позволит учащимся прожить художественный мир, созданный Иосифом Бродским, понять, что искусство, как и человеческая жизнь, многогранно и неоднозначно, что добро и зло, свет и тьма, любовь и разлука, прощение и предательство, Иисус Христос и Иуда Искариот — сосуществуют рядом, и вся эта антиномия неразрывна. Но в ней есть место Пасхе. И Она случается, несмотря ни на что.
Результатом такого проекта должен стать мультфильм, снятый по мотивам изучаемого художественного произведения в технике бумажной перекладки. Мир мультипликации как искусства иносказания открывает бесконечные возможности изучения художественных образов для полного и глубокого выявления их внутренней сути. Образец представленного проекта насчитывает около двух тысяч кадров, ссылка на который представлена в Приложении В.
1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: 1986.
2. Бердникова Т.В. Диалогизм жанра молитвы в структуре лирического стихотворения / Т.В. Бердникова // Жанры речи: сб. науч. статей. — Вып. 6. — Саратов, 2009. — С. 381-388.
3. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Общ. ред. И предисл. Свенцицкой И.С. - М.: Республика, 1996. - 335 с.: ил.
4. Бирлайн, Джон Френсис. Параллельная мифология / Джон Ф. Бирлайн ; [пер. с англ. А. Блейз ; худож. А. Д. Рощина]. - Москва : КРОН-Пресс, 1997. - 333 с. : ил.
5. Бродский И.А. Поэма «Горбунов и Горчаков» // Остановка в пустыне: стихотворения. СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Книжная лаборатория», 2016. 272 с.
6. Верхейл Кейс. Танец вокруг мира. Встречи с Иосифом Бродским. — Издание 2-е дополненное. — СПб.: Издательство «Симпозиум». 2015.
7. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: 1989.
8. Вовк O.B. Знаки и символы в истории цивилизаций / О.В. Вовк. - М. Вече, 2005. - 384 с. (Тайны веков).
9. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Б.М. Гаспаров. Литературные лейтмотивы: Очерки по русской литературе XX века. М.: 1993.
10. Горизонты мультипликационной педагогики / авт.-сост. П. И.
Анофриков ; [под общ. ред. А. А. Мелик-Пашаева]. - Москва : ВЦХТ, 2015. Кн. 1. - Москва : ВЦХТ, 2015. - 144 с.
11. Горизонты мультипликационной педагогики / авт.-сост. П. И. Анофриков ; [под общ. ред. А. А. Мелик-Пашаева]. - Москва : ВЦХТ, 2015. Кн. 2. - Москва : ВЦХТ, 2015. - 144 с.
12. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 2002. Ч. III.
13. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. - М.: Кругъ, 2004. 560 с.
14. Золян С. Т. «Свет мой, зеркальце, скажи» (К семиотике волшебного зеркала) // Учёные записки Тартуского государственного университета. Вып. 831. Труды по знаковым системам. Тарту, 1988. С. 36.
15. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Поэзия Иосифа Бродского // Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Т. 2: 1968-1990. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С. 641-667....35